Новости раздела

Как школьники Татарстана стали «чемпионами» по России по тяге к употреблению наркотиков

Федеральные методики по выявлению склонности к наркотикам вызывают множество вопросов по их адекватности

В федеральных «Ведомостях» опубликовали результаты общероссийского социально-психологического тестирования среди школьников, направленного на выявление тех, кто может употреблять наркотики. Татарстан оказался в «чемпионах» — у нас каждый пятый школьник испытывает тягу к наркотикам. Но так ли это? Интернет-издание «Реальное время» постаралось разобраться в обоснованности этих шокирующих цифр.

Татарстанский наркотический антирекорд

Итак, тестирование по всей стране было проведено в 2016 году, и его итоги оказались обескураживающими — к группе «социального риска» были отнесены почти 279 000 человек — 2,8% от всех учащихся указанного возраста и 8% от согласившихся пройти тестирование.

Но еще в больший ступор вогнала информация о том, что татарстанские школьники оказались своеобразными «чемпионами» в общероссийском масштабе по тяге к употреблению наркотиков. Как пишут те же «Ведомости»:

«Показатели риска свыше 10% (от общего числа) были зафиксированы в шести регионах: Татарстане (18,5%), Туве (18,1%), Ульяновской области (17,2%), Магаданской области (16,3%), Москве (11,8%) и Ненецком автономном округе (10,8%). При этом в Бурятии, Калмыкии, Кемеровской области и на Чукотке желающих пройти тестирование не оказалось».

Информационная «бомба», да и только! Что же такое творится с нашими татарстанскими школьниками, что каждый пятый стремится к наркотикам? Чем тут Татарстан отличается от других регионов? Почему у нас демонстрируются прямо какие-то колумбийские цифры? Вопросов было очень много, и наше интернет-издание «Реальное время» решило понять, откуда растут ноги у этого антирекорда.

Причем тут интернет?

Итак, мы нашли нормативные документы по проведению опроса. В Республике Татарстан опрос регулируется следующим нормативным документом: приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан «О социально-психологическом тестировании обучающихся и студентов образовательных организаций в 2016 году» № под-98/16 от 27.01.2016.

Сама методика опроса разработана Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России. При этом происходит якобы выявление «группы риска» — обучающихся, склонных к немедицинскому употреблению наркотических средств и психотропных веществ.

Самое любопытное в этом приказе — это форма анкеты, по которой проводилось тестирование школьников. Не удержимся от удовольствия и приведем полностью бланк опроса для школьников от 15 лет (ученики старших классов).

Начинается бланк опросов с инструкции: прочитайте, пожалуйста, приведенные ниже суждения, выберите и обведите вариант, который в наибольшей степени совпадает и вашим мнением, в бланке ответов. Не пишите ничего в самом опроснике — только в бланке ответов.

  • Часть1

  • Часть 2

  • Часть 3

  • Часть 4

  • Часть 5

  • Часть 6

А теперь к прочитавшим — вопрос: «Где тут наркотики?». Мы не смеем вторгаться в высокую сферу психологической науки, но, на наш взгляд, вопросы крутятся в основном вокруг тяги к интернету и мобильному телефону:

  • 8. Интернет отнимает у меня больше времени, чем мне бы хотелось.
  • 13. Иногда из-за Интернета я забываю вовремя поесть или сделать важные дела.
  • 18. Я легко мог бы прожить без Интернета.
  • 24. Мобильный телефон незаменим для меня, когда предстоит долгое ожидание или просто нечего делать.
  • 55. Я не представляю своей жизни без Интернета.
  • 57. Если у меня долго нет доступа в Интернет, то меня это раздражает.
  • 60. Если я забыл телефон дома, мне некомфортно, я немного нервничаю.
  • 63. Общаться по мобильному телефону мне проще и удобнее, чем лично.

Причем тут наркотики? Где про них хоть что-то сказано? Возможно, высокие умы из Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России приравняли Интернет и мобильный телефон к наркотикам? Но это уж чересчур смелое обобщение!

Таким образом, проведенный в Татарстане опрос по федеральным методикам можно смело считать выявлением высокой интернет-зависимости наших школьников. Еще раз: стремятся они к наркотикам или нет — непонятно, но факт — наши татарстанские школьники интернет-зависимы.

Хорошо это или плохо — вопрос риторический. Выводить отсюда тягу к наркотикам — это уже «за пределами добра и зла». А ведь есть нормальные испытанные методики подобных опросов. В качестве примера можно привести самостоятельные разработки по социально-психологическому тестированию школьников в Новосибирской области, базирующиеся на общепризнанном у психологов многофакторном исследовании личности по методике Кеттелла. Вот там действительно много вопросов, связанных с наркотиками. Зато у нас получилось, как в одном пошлом анекдоте: «Доктор, а откуда у вас такие картинки?».

Альберт Бикбов

Новости партнеров