Новости раздела

Кто такой Федор Шляпкин?

Казанцы отметили день рождения великого земляка

Вчера в Казани традиционно отмечали день рождения великого баса — Федора Шаляпина. Утром в Богоявленском соборе отслужили панихиду по рабу Божьему Федору, после чего к подножью памятника певцу возложили цветы. Вечером в опере, как всегда, шел «Борис Годунов» — в память об одной из лучших шаляпинских партий.

Певчий в церковном хоре

Федор Шаляпин всегда с трепетом и любовью вспоминал Казань, где родился и впервые приобщился к музыке. Шаляпинских мест сохранилось в городе не так уж много: к сожалению, до сих пор нет музея Федора Ивановича, и экспозиция, посвященная певцу, разместилась в литературном музее А.М. Горького.

Пожалуй, самое известное место, связанное с именем Шаляпина, — Богоявленская церковь, где его крестили. Шаляпин родился слабым, ничто не предвещало, что из него вырастет богатырь с мощным голосом, и чтобы, не дай Бог, младенец не ушел в мир иной некрещеным, его решили быстро окрестить.

Февраль в год его рождения стоял суровым, в Богоявленском соборе было холодно, и священник, чтобы не заморозить младенца, провел обряд крещения по-быстрому. А церковный писарь, торопясь, записал фамилию неверно. Так и значится в книге записей «младенец Федор Шляпкин».

Позже именно церковь сыграла решающую роль в будущем певца. Хотя он не был очень религиозным человеком, но в храм заходил. Придя однажды на вечернее богослужение, Шаляпин обратил внимание на мальчиков, которые пели в церковном хоре по нотам. Это его просто поразило. В доме, где жили Шаляпины, жил регент хора, однажды он проверил слух и голос юного Федора и, увидев, что мальчик одарен, стал учить его нотной грамоте. Вскоре Шаляпин уже пел в церковном хоре.

А театральный дебют его состоялся, точнее, был сорван на сцене Панаевского сада. Шаляпин должен был выступить в драматическом спектакле «Бродяги» в роли жандарма Роже, но, выйдя на сцену, впал в ступор и не смог произнести ни слова, не слыша подсказок из-за кулис.

В результате занавес закрыли, разъяренный режиссер сорвал с горя-артиста костюм. Шаляпин выскочил из театра и долго бежал, не разбирая пути. Очнулся в каком-то сарае, где провел двое суток без еды и питья. Он боялся высунуть нос из своего убежища, ему казалось, что весь город знает о его позоре.

Лучший Борис Годунов

Партия Бориса Годунова, пожалуй, одна из лучших в репертуаре Федора Ивановича. Да и значительнее его Годунова пока нет на оперной сцене. Известно, как долго и мучительно Шаляпин работал над этим образом, искал грим. В этой партии у Шаляпина сошлось все — его уникальный голос, темперамент, актерское мастерство и, главное, его личные размышления о человеке во власти, о совести и Божьем суде.

Однажды, будучи в Лондоне с труппой Сергея Дягилева, Шаляпин пел партию Бориса Годунова, когда в зале присутствовал король Англии. В антракте Шаляпина пригласили в его ложу, пройти в нее можно было только через зал, и Шаляпин пришел в костюме и гриме царя Бориса. Король был удивлен, возникла пауза и Шаляпин, решив, что монарх смущается, заговорил первый, чем нарушил протокол. Но король так был растроган игрой Шаляпина, что сделал вид, что ничего не произошло.

В день рождения Федора Ивановича на сцене ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля традиционно дают «Бориса Годунова» Мусоргского, устраивая «парад басов». Так случилось и вчера: партию Варлаама исполнил Михаил Светлов-Крутиков из Метрополитен-опера, партию Пимена — Сергей Ковнир из Национальной оперы Украины, в титульной же партии казанцы услышали солиста Большого театра и казанской оперы Михаила Казакова. Кстати, ставшего в свое время самым молодым исполнителем партии Годунова. И, пожалуй, лучшего из российских Борисов ныне.

Спектакль, поставленный Михаилом Панджавидзе на казанской сцене, — о губительной, разрушительной силе власти, которая стирает все нравственные ориентиры в человеке. Рвущийся к этой власти Самозванец — словно карикатурная копия Годунова. Понятно, что копия всегда хуже оригинала.

Годунов-Казаков наделен силой и мощью духа, в глубине его души есть остатки совести, они мучительно рвутся наружу. И это жестокое противоречие — власти и совести, а они никогда и ни в какие времена не могут идти рука об руку, разрывает его сердце. Михаил Казаков играет не историческую драму, а высокую трагедию. Весьма, кстати, созвучную многим моментам нынешней российской действительности.

«Скорбит душа» — эта ария из первого акта уже предвещает трагедию в будущем, предчувствия не обманывают Годунова. Призрак убиенного царевича — это только один из мучительных моментов его жизни, которая рушится, а вместе с ней распадается и власть на Руси, измученной холодом, голодом и неизвестностью. Но народ безмолвствует. Впрочем, как всегда.

1/42
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова

Новости партнеров