За добро ответишь: школьников Казани обязали отчитываться за добрые дела
Эксперты «Реального времени» согласны, что культуру благотворительности нужно поднять на новый уровень, но переживают, что все испортит формализм исполнителей
Восточная мудрость, гласящая: «Делай добро и бросай его в воду», известная россиянам благодаря советскому мультфильму «Ух ты, говорящая рыба!», похоже, не совсем приживается в Казани. Городские власти, объявившие курс на добрые дела, потребовали от первоклашек отчитаться, что хорошего они сделали, а учителей ежемесячно мониторить результаты и собирать сведения в таблицу. Эксперты «Реального времени» также высказали свои опасения.
«Итого» добрых дел за месяц
Рассылку с требованием «СРОЧНО, до конца этой недели предоставить информацию о добрых делах» получили родители учеников казанских школ от классных руководителей. В сообщении пошаговая инструкция, что и как нужно делать:
- Ученикам зарегистрироваться на сайте дневникдобрыхдел.рф.
- Записать на этом сайте совершенные добрые дела.
- Ежемесячно мониторить количество сделанных добрых дел с помощью таблицы.
Таблица прилагается, в ней несколько колонок: фамилия, имя, отчество ребенка и наименования месяцев, под каждым нужно вписывать совершенные добрые дела.
В этом же письме и руководство для учителей.
- Подготовить информацию о количестве зарегистрированных на сайте учеников и количестве добрых дел.
- Раз в четверть подводить итоги и проводить обсуждение на родительском собрании.
Есть задание и для директора — собрать все сведения школы воедино, распределив добрые дела учеников по категориям: помощь родителям, забота о пожилых, забота о малышах, помощь ровесникам, забота о природе, забота о животных. Ну и, конечно, самый главный раздел: «итого».
Дневник корыстных добрых дел
— Я сначала подумала — это только в нашем классе, но, поговорив с другими родителями, выяснила, что это актуально для всех школы Казани, видимо, обязаловка. Но зачем, к примеру, мне приучать ребенка отмечаться где-то, делая доброе дело? Или еще хуже — прививать некую конкуренцию в совершении «добрых дел»? Ну, бред! — возмущается мама первоклашки.
— Этими отчетами можно все привитое ранее стремление к добру обесценить, — поддерживает ее «коллега».
— А потом дети вздохнут, мол, норматив по добрым делам выполнен, можно и расслабиться, — комментируют родители.
История с добрыми делами началась 1 сентября. На праздничной линейке детям раздали красочные дневники — подарок от мэра Казани Ильсура Метшина, в которых рассказывается о том, что такое благотворительность, и предлагается фиксировать все добрые дела, которые ребята совершают. Против ведения дневника родители не были, но составлять отчеты? Получается какой-то дневник корыстных добрых дел, которые делаются ради галочки.
К слову, тогда же, в прошлом году, в ноябре, в ходе пленарного заседания первого открытого форума «Добрая Казань» в Казанской ратуше мэр Казани Ильсур Метшин заявил: «Я признаю, что добро не терпит громких заявлений, но о добрых делах нужно рассказывать в СМИ. Не ради хвастовства, а ради привлечения новых людей».
«Спасибо руководителям, что заботятся о нас — это очень доброе дело!»
Неразрывно от бумажного дневника существует портал дневникдобрыхдел.рф — это своего рода социальная сеть, которая презентуется создателями как «копилка добрых дел». Именно здесь потребовали зарегистрироваться первоклашкам.
Регистрируясь, ребенок становится автором блога, в котором размещает описание своих или чужих добрых дел, фото- и видеоматериалы. Очевидно, что за детей пишут родители — в большинстве сообщений ни единой ошибки. Правда, есть и настоящие пользователи, которые выдают «перлы», достойные цитирования. Вот, к примеру, юный блогер поЗалия благодарит за добрые дела администрацию города.
«Сегодня из-загололёда, у нас отменили уроки. Я так поняла, что не только у нас, но и вомногих школах. Спасибо, руководителям, что они заботятся о нашем здоровье. Это оченьдоброе дело (орфография и пунктуация автора сохранены)».
На портале дети указывают имя, фамилию, класс, школу, увлечения, информацию о семье — выкладывают фото своих родителей, братьев-сестер, ведь нужно фиксировать, как ты помогаешь и старшим, и младшим. Словом, заинтересованные люди могут многое узнать. Остается только воскликнуть: лишь бы эта информация не попала в руки плохих людей!
Учителям придумали работу
Требование отчитаться о добрых делах выглядит еще более кощунственным в свете недавней рекомендации министра образования Татарстана Энгеля Фаттахова огородить учителей от административной нагрузки. Мол, из-за постоянных отчетов им детей учить некогда.
«Необходимо принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций», — приводит слова министра официальный сайт Минобрнауки Татарстана.
Свое мнение по данной ситуации высказывал и председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки Юрий Прохоров.
Понятно, что подсчет, сколько раз условный Вася Петечкин, ученик 1 «А», перевел бабушку через дорогу, а Маша Иванова — помыла посуду, будет отнимать у учителей массу времени, и доплачивать им за это не будут.
Формализм помогает
Мэрия не смогла оперативно прокомментировать «Реальному времени», почему за добрые дела теперь нужно строго отчитываться. Высказать свое мнение мы попросили руководителей крупных благотворительных фондов. Рустем Хасанов, руководитель фонда «День добрых дел», инициативу поддерживает, правда, добавляет, что даже самое хорошее начинание могут испортить исполнители, не понимающие, что они делают и зачем.
— Есть понимание того, что это нужно делать, но нет понимания — как. Нужно было провести с учителями планерку и объяснить им, что они делают и зачем, а вместо этого из роно спускается императив — собрать с детей отчеты, и никто не понимает, зачем они нужны, и никто им не может объяснить. Получается тупая исполнительность, а это только вредит, ведь каждый солдат должен понимать не только свой маневр, но и общую цель битвы, — говорит Рустем Хасанов.
В составлении отчетов он ничего предосудительного не видит. Это поможет вывести культуру благотворительности на новый уровень.
— Только это должно быть не просто «отчитайтесь, а мы в роно отнесем», а должны быть классные часы, обзоры лучших практик. Мы, НКО, отчитываемся по итогам года, говорим, что сделали, проводим семинары, в которых разбираем лучший опыт, и я не вижу причин, чтобы не делать это на уровне людей. Я, как управленец, уверен, что формализм — графики, протоколы — позволяет не просто упорядочить информацию для потребителей, но и упорядочить информацию для поставщика, в данном случае организатора этой инициативы. Да и если у самого ребенка будет график, что он в месяц должен совершить 30 добрых дел, — это хорошо, — считает Хасанов.
Руководитель благотворительного фонда помощи детям, больным лейкемией, Владимир Вавилов считает, что предавать огласке добрые поступки — не предосудительно и давно пора уходить от практики «Делай добро и бросай его в воду».
— Люди должны знать друг про друга, что они сделали. Это включит их в соревнование делать добрые дела. У нас добро делают люди, но стесняются об этом рассказывать. Про добрые дела надо говорить, это подвигнет на добрые дела еще больше людей. Мы, когда уроки доброты делаем в хосписе, к нам приходят из школ и дети, знакомясь с нашими подопечными, другими становятся, они уже ботаником одноклассника не назовут, они вырастут добрыми, порядочными людьми, — говорит Вавилов.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.