Новости раздела

«Чиновники, вплоть до мелких звеньев, не уважают педагогов, считают своими подчиненными»

Энгель Фаттахов и Юрий Прохоров хотят освободить педагогов от плана по онлайн-голосованиям и директив чиновников, далеких от педагогики

Почти полтысячи электронных писем с директивами и рекомендациями получила за прошлый месяц обычная средняя школа Азнакаевского района РТ. В их числе были требования предоставить: список проголосовавших за казанскую банкноту учителей и учеников — в управление образования, фотоотчет об итогах субботника — в поселковый совет, сведения о холостых работниках — в комитет по делам молодежи. «Пока это главнее учебы — качества не будет», — заявил «Реальному времени» председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки Юрий Прохоров. И рассказал, что делается в Татарстане, чтобы стон педагогов, наконец, услышали в министерствах и муниципалитетах.

Вся эта писанина началась примерно 10 лет назад

Мы не первый год поднимаем эту тему — как освободить учителя от бумажного плена. Одноименная статья в газете «Мой профсоюз» (совместное издание «Учительской газеты» и Общероссийского профсоюза образования — прим. ред.) была посвящена новым разъяснениям по письму Минобрнауки РФ и Общероссийского профсоюза образования от 16 мая 2016 года «О рекомендациях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей».

Там четко указано, например, что выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности учитель обязан, но писать отчеты о своих дежурствах — нет. В обязанности классного руководителя входит ведение только двух видов документации — плана работы классного руководителя и классного журнала. А формирование социальных паспортов и психолого-педагогических характеристик классов относится к должностным обязанностям иных работников — педагогов-организаторов, педагогов-психологов, социальных педагогов. Кроме того, министерство считает нужным полностью исключить практику обязательного ведения учителями вспомогательных рубрик электронного журнала и дневников обучающихся.

Я неоднократно выступал на коллегиях министерства [образования] и заседаниях профильного комитета Госсовета РТ, объяснял, что если мы хотим качества обучения добиться — надо дать возможность учителям работать с учениками, освободить их от ненужной работы! Вся эта писанина — подготовка всевозможных отчетов, информации — началось примерно 10 лет назад. И с тех пор каждый год на встрече с президентом и с министром образования РФ победители конкурса «Учитель года» всегда задают этот вопрос: «Когда же нас освободят?».

Мы не первый год поднимаем эту тему — как освободить учителя от бумажного плена

И швец, и жнец, и налогоплательщик

Все это происходило и происходит, скорее всего, от неуважения учительского труда и самого предназначения учителя. Руководители, начиная с работающих в вышестоящих организациях и вплоть до мелких звеньев, не уважают педагогов, считают всех бюджетников своими подчиненными, которые должны делать все, что бы им ни сказали. При этом на педагогов возлагают обязанности, за которые вообще-то должны отвечать другие службы.

Вот для примера — распечатка списка входящих писем одной из школ. Только за октябрь им направили по электронной почте 470 писем! Управлению образования срочно вдруг понадобился учебный план и «сетка часов» по урокам. «У вас что, в отделах нет этих учебных планов? Зачем они вам в октябре, если вы по ним учителей в сентябре уже тарифицировали?», — спрашивал я у начальников райотделов образования на недавней коллегии Министерства образования и науки РТ. Неприятно им было это слушать.

Еще пример — требуют «Отчет по сдаче лекарственно-технического сырья с подтверждающими документами». Очевидно, речь идет о заготовке трав школьниками. Но почему в обязательном порядке? И кто это будет делать? Учителя?!.. Далее от школы нужен «Паспорт доступной среды для ввода в Геопортал». Послушайте, но вот этим уж точно должны специалисты заниматься!..

Или вот еще — «еженедельно, до 9.00 вторника — информация об уплате имущественных налогов работниками школы (для финансово-бюджетной палаты района). Читаем дальше: «необходимо» представить «Список проголосовавших за банкноту с изображением Казани учителей и учеников»… Когда я эти примеры озвучивал на коллегии, они там посмеялись по банкноте. А я им говорю: «Подождите, тут есть еще одно задание для школы, от комитета по делам молодежи — нужны «Сведения о количестве незамужних (холостых) работников школы по возрастным категориям». Они что там, хотят брачное агентство открыть?

Или вот еще — планы самообразования педагогов. Я спрашиваю информационно-методический центр: «Вам делать больше нечего?! Самообразование — дело самого учителя, он пишет его для себя, а не для вас! Откуда вы знаете, что для него лучше, если у него на уроках не были? Вам этот план нужен, чтобы в папочку подшить?!».

«Редкие директора могут сдерживать такой напор»

Я бы сказал, что это типичные директивы. С казанских директоров тоже требуют по налогам сведения, тоже пытаются обязать работать на все управления и ведомства подряд. Очень редкие директора могут сдерживать такой напор.

«Руководители, начиная с работающих в вышестоящих организациях и вплоть до мелких звеньев, не уважают педагогов, считают всех бюджетников своими подчиненными, которые должны делать все, что бы им не сказали. При этом на педагогов возлагают обязанности, за которые вообще-то должны отвечают другие службы». Фото metodisty.ru

Два года назад совместно с Министерством образования республики было принято решение, что рабочая программа учителя на учебный год не должна быть подробной. Достаточно тематического планирования. А раньше ведь педагогов заставляли расписать каждый урок на целый год вместе с домашними заданиями, и так — для каждой параллели! Сдавалось это всегда к 1 сентября, поэтому вместо того, чтобы отдыхать и расширять свой кругозор приходилось заниматься писаниной. С приходом нового министра этот острый вопрос в Татарстане удалось немножко упорядочить. Если все эти рекомендации будут исполняться — нагрузка на учителя будет отличаться в разы. У него появится время на главное!

Все, что не входит в трудовой договор, не является обязанностью учителя. Все просто. И учитель может смело от всех лишних работ отказаться. А вот если его будут наказывать — мы готовы подключиться и защищать. Пока же таких обращений к нам не было. То есть люди либо терпят, либо уходят из школы. В детсадах эта нагрузка тоже есть, но ощутимо меньше.

«Пусть сами идут в школы и проводят!»

Когда я в этом году обратился к министру образования и науки РТ Энгелю Наваповичу [Фаттахову] и показал ему результаты нашего мониторинга по этим внеучебным заданиям, указаниям, он тут же дал задание своему заму Тимерхану Булатовичу [Алишеву] — создать комиссию. И буквально за 10 дней специалисты министерства вместе с профсоюзами оперативно проработали вопрос. В результате министерство подготовило письма главам администраций, руководителям исполкомов и работникам отделов образования с рекомендациями и разъяснениями.

Это неправильно, что администрации районов и городов рассматривают учителей как подсобных работников, на которых можно, что угодно скинуть. И я еще понимаю, если бы за этим стояла какая-то важная задача для образования, люди бы хоть поняли. Но они не могут понять, когда на них скидывают совершенно бесполезную и никому не нужную работу. Учителя от всего этого уже стонут и плачут!..

«Мы с министерством договорились так — за декабрь проведем мониторинг и посмотрим, изменилось что-то или нет. А уже в январе на очередном совещании с начальниками районных отделов и управлений образования проанализируем — приняты ли меры». Фото Олега Тихонова

Начальники отделов и управлений образований — они ведь тоже завалены этой работой, их тоже привлекают как подсобных рабочих. Люди жалуются, что заняты одной писаниной и совещаниями. Как у Маяковского в «Прозаседавшихся»: «Мечтой встречаю рассвет ранний: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!».

Кроме того, министр уже направил письмо к руководству и членам кабмина РТ с просьбой — решать задачи своих ведомств, не отвлекая учителей от главного. А то Минэкологии РТ, к примеру, требует провести уроки по экологии и дать отчет по разработке уроков вместе с фотомонтажами. Вот пусть они сами идут в школы и проводят!

В общем, мы с министерством договорились так — за декабрь проведем мониторинг и посмотрим, изменилось что-то или нет. А уже в январе на очередном совещании с начальниками районных отделов и управлений образования проанализируем — приняты ли меры. Думаю, в лучшем случае, вместе с министерством и районами, мы сможем примерно процентов хотя бы на 40 времени педагогам освободить. Но тут многое будет от самих руководителей зависеть. Есть директора, которые сейчас боятся давать мне сведения о потоке писем из всех инстанций в школу. Но будем надеяться на изменения к лучшему.

Юрий Прохоров

Новости партнеров