Новости раздела

Равиль Бухараев: уйти, чтобы остаться

Наблюдается издательский бум сочинений поэта и философа

Сегодня печальная дата — пять лет назад в Лондоне ушел из жизни поэт, прозаик, драматург, философ, историограф Равиль Бухараев. К счастью, поэта и его творчество не поглотила река забвения, все эти годы его жена, поэтесса Лидия Григорьева, занимается подвижническим трудом — готовит к печати сочинения мужа, редактирует те, что были не завершены. А еще ездит, рассказывает о творчестве Бухараева, проводит вечера его памяти.

Поэт и муза

Лидия Григорьева и сама очень серьезный поэт, эссеист, фотограф. С солидной антологией, с множеством наград, титулов, премий, разнообразием интересов. Самое главное — ее стихи невозможно читать в проброс, не вникая в ее метафорический мир, в котором иногда царят убийственно точные, практически афористичные формулировки. Их читаешь однажды — и запоминаешь на всю жизнь.

Последние пять лет, как всегда, она пишет стихи. Вот недавнее четверостишье, датированное минувшим воскресеньем:

«Под этим солнцем и луной,
Под нежной снежной пеленой.
Из ничего и «не могу».
Растет мой сад — назло врагу».

Но последние пять лет она еще, как это ни печально и несправедливо звучит, «работает вдовой». По-другому быть, пожалуй, не могло: Лидия Григорьева была самым близким человеком для Равиля Бухараева. Не просто музой и женой, ангелом-хранителем, но и соработником, раньше всех остальных понявшим планетарный талант Бухараева. Сейчас благодаря ее усилиям и вопреки многим обстоятельствам в печати выходит целая обойма книг Равиля Раисовича.

«В вечер накануне его ухода из жизни мы шли с Равилем со спектакля из Королевской оперы, где слушали «Травиату». Шли, как молодые влюбленные, взявшись за руки, и целовались. Я тогда сказала: «Если кто-то из окна нас сейчас увидит, подумает, что мы сошли с ума», — рассказывает Лидия Николаевна.

Тогда он попросил ее помочь с либретто новой оперы «Белый волк». Сказал: «Ты сейчас в хорошей форме, у тебя получится». Оказалось, что это было завещание.

«Бухараев — интеллектуальная гордость нации»

«Все пять лет я ни разу не просыпалась с мыслью, что неплохо бы купить новое платье. Или поехать отдохнуть. Нет, первая мысль при пробуждении всегда одна: у Равиля должна выйти новая книга!». Сейчас таких книг, благодаря верности и стараниям Лидии Григорьевой, выходит несколько.

Поэма «Тень Тамерлана» — произведение пророческое и провидческое. Трудно поверить, но Равиль Бухараев написал его в 20 лет. Откуда в этом молодом студенте-математике было столько исторических знаний, столько интереса к непривычной тогда — на дворе был 1971 год — теме? А он создал историческое полотно со многими персонажами, со ссылками на христианские и мусульманские духовые книги. Он не пытался тогда опубликовать эту поэму, подобная литература не была нужна в эпоху тотального атеизма. Но сейчас поэма востребована и она не утратила, а наоборот, словно приобрела множество новых смыслов.

В четырех первых номерах журнала «Идель» выходит неоконченная повесть Бухараева «Ханский водомет». Повесть о любви, о верности. Главный герой — итальянский архитектор Пьетро Салари, который пишет письма своей возлюбленной в Венецию. По гипотезе Бухараева, которую часть историков опровергла, но часть признала правильной, итальянские мастера принимали участие не только в строительстве Московского кремля, но и башни Сююмбике. «Ханский водомет» — не историческая повесть, а свободный полет фантазии поэта на заданную тему.

Лидия Григорьева: «Все пять лет я ни разу не просыпалась с мыслью, что неплохо бы купить новое платье. Или поехать отдохнуть. Нет, первая мысль при пробуждении всегда одна: у Равиля должна выйти новая книга!». Фото ludmila-osokina.livejournal.com

Отрывки из неоконченного романа «Потомки карматов» выходят в первом номере журнала «Звезда» в начавшемся году. «Он словно воздвигает мост между давними событиями во времена процветания мусульманского Халифата и нынешними кровавыми событиями на Ближнем Востоке», — рассказывает Лидия Григорьева. То есть опять пророчество, опять видение истории поэтом через десятилетия. Бухараев в своем романе словно предугадал возникновение ИГИЛ.

«Пьесы-сказки» Равиль Бухараев успел подготовить к печати сам. Исключение составило либретто оперы «Белый волк» («Ак буре»), как мы уже говорили, его завершила по просьбе мужа Лидия Григорьева. Сказки Бухараева — веселые, нежные, остроумные, они — отражение его поэтического мира, и театры с удовольствием включают их в репертуар.

В первом номере этого года журнал «Казань» тоже вспоминает о Равиле Бухараеве и Лидии Григорьевой и публикует отрывки из книги со знаковым названием «Вдвоем». Это стихи и проза, которую супруги посвящали друг другу. Они ведь и правда были всю жизнь — вдвоем.

Чингиз Айтматов писал: «Произведения Равиля Бухараева настолько значительны по смыслу и формам, что можно сказать с полным основанием и энтузиазмом: Равиль Бухараев — интеллектуальная гордость нации!». Стоит поверить мудрецу и философу, знавшему толк в литературе.

Его нет пять лет, но до сих пор в Казани нет мемориальной доски на доме, где жил Равиль Раисович, ни одна из библиотек не носит его имя, не вышло полное собрание его сочинений. Сделать все это одной Лидии Григорьевой, даже при ее феноменальной целеустремленности, невозможно. Или интеллектуальная гордость нации у нас сейчас не особо ценится?

Татьяна Мамаева

Новости партнеров