Новости раздела

Индия-Никарагуа уже близко: зачем Инфантино устраивает революцию в мировом футболе

Индия-Никарагуа уже близко: зачем Инфантино устраивает революцию в мировом футболе
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

ФИФА объявила о расширении числа участников чемпионатов мира до 48 команд, начиная с ЧМ-2026. Формула нового финального турнира такова: команды на первом этапе будут разделены на 16 групп по 3 команды. Из каждой в 1/16 финала будут выходить по две команды. Общее число матчей возрастет с 64 до 80. Что, впрочем, не повлияет на количество игр, которые предстоит провести на ЧМ каждой сборной. Плюсы и минусы приводит спортивная редакция «Реального времени».

Преемственность или «новая метла»

Впрочем, количественные изменения, скорее всего, вынудят руководителей ФИФА серьезно поменять регламент соревнований. Из-за этого в соперничестве за две путевки в плей-офф могут возникнуть сложности при распределении трех команд в турнирной таблице, при новом формате на групповом этапе могут быть отменены ничьи. И, как в хоккее, победитель будет определяться в серии пенальти. В ФИФА уже подсчитали, что расширение ЧМ принесет федерации на 640 млн долларов больше, чем сегодня. Ну и конечно, дополнительные путевки на главный футбольный турнир четырехлетия дадут новый импульс развитию игры №1 в странах, до сих пор причисляемых к футбольной провинции. И прочие красивые словеса…

Разумеется, лишние 16 сборных — это не только прибыль, но и дополнительная финансовая и организационная нагрузка для хозяев. Поэтому не исключено, что ЧМ-2026 пройдет не в одной стране, а сразу в трех — Мексике, Канаде и США. При всем этом новость шокировала. Предыдущий глава ФИФА Блаттер категорически отвергал идею. А сменивший его на посту Джанни Инфантино сходу, едва взойдя на трон, совершил революцию. Преемственностью тут и не пахнет. Скорее, смахивает на «новую метлу» и выполнение предвыборных обязательств. Понятно, что Инфантино не с неба упал в футбольную семью. Этот матерый функционер, наверняка давно вынашивавший идеи, к реализации которых приступил с энтузиазмом. Его рассуждения весьма убедительны и логичны. Недавно в Казани на пресс-конференции перед жеребьевкой Кубка конфедераций он привел, казалось бы, железный довод, заметив, что 48 команд — это всего 22% стран-членов ФИФА, тогда как в финалах европейских первенств участвует 45% сборных-членов УЕФА. Безусловно, новшества получат серьезную поддержку и будут встречены с одобрением большинством членов семьи ФИФА. Как-никак, при формате с 32 участниками, (что составляет 15% членов ФИФА) большая часть из оставшихся 85% практически не имела шансов на попадание в финальную часть…

В Казани на пресс-конференции перед жеребьевкой Кубка конфедераций Инфантино привел, казалось бы, железный довод, заметив, что 48 команд — это всего 22% стран-членов ФИФА, тогда как в финалах европейских первенств участвует 45% сборных-членов УЕФА. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Размыть и убить интригу

И все-таки у революции Инфантино слишком уж много сомнительных моментов. Ведь даже при том, что в европейских первенствах участвует едва ли не половина стран-членов УЕФА, по качеству футбола эти турниры общепризнанно превосходили «мундиали». Особенно на групповых стадиях. Слишком уж велико зачастую отставание в классе аутсайдеров. Для некоторых участников ЧМ уже сам факт попадания на эти соревнования равнозначен завоеванию чемпионского титула. Не сказать, что они прилетают потусоваться под олимпийским лозунгом «главное участие», но итоговое последнее место и вылет на ранней стадии никого не удивляют. Отсюда и пустые места на трибунах, и лишенные спортивной значимости матчи под занавес. Чемпионат с 48 командами, безусловно, приведет к еще большему размыванию границ качества. Групповой турнир в этом случае превратится, по сути, в дополнительный квалификационный отборочный раунд.

Вливание в турнир большого числа футбольных «неофитов» фактически убило бы интригу на стадии групповых турниров. Выйти из положения руководство ФИФА намерено, сформировав 16 групп по три команды в каждой. Казалось бы, вот он — адреналин. Два матча, в каждом из которых у соперников нет права на ошибку. Но, по сути, мини-турнир превращается в расширенный плей-офф. С другой стороны, если фавориты не позволят себе расслабиться, шансов сотворить сенсацию у «льготников» никаких. А обязательные серии пенальти означают, что ключевым фактором результата на групповой стадии функционеры сделали футбольную лотерею. Можно было вообще вернуться к древней практике определения победителя с помощью жребия.

России и это не поможет

Участие в ЧМ даст толчок к развитию футбола в «развивающихся» странах. Особенно яркий пример тому… сборная России. В кои-то веки завоевавшая путевку на мундиаль в 2014 году, наша сборная в Бразилии опозорилась, достигнув, кажется дна. Но на реформированном ЧЕ-2016 во Франции снизу постучали. Никакие реформы на уровне высших структур не способны исправить системные прорехи на уровне организации футбольного хозяйства в отдельной стране. Если представить, что преобразования Инфантино избавят нас от разочарований, связанных с тем, что какая-нибудь статусная сборная пропускает турнир. Так было с Сербией в 2014-м, Голландией в 2016-м. Но ведь, если честно, в большинстве случаев непопадание на значимый форум означает лишь то, что в национальная сборная той или иной страны переживает объективно не лучший период в истории. И стоит понимать, что 16 новых вакансий большинство достанется вовсе не Европе.

Да, прошедший минувшим летом во Франции чемпионат Европы, в котором приняло участие рекордное число команд, по мнению многих, стал успешным, позволив проявить себя на новом уровне таким командам, как сборные Уэльса или Албании. Но не меньше было и тех, кто отмечал, что с увеличением числа участников стало больше матчей, в которых команды демонстрировали больше прагматизма, готовности к удобным компромиссам, чем страсти и стремления к победе. Не окажется ли, что основными ингредиентами главного спортивного турнира планеты станут сухой рационализм, помноженный на волю случая в виде пенальти?

Антон Голов
Спорт

Новости партнеров