Новости раздела

Казанцы впервые получили выставку Серебряковой

Накануне в главном здании ГМИИ РТ прошла презентация выставки, которая, возможно, окажется в этом году самой представительной в Казани. В главном художественном музее Татарстана презентовали работы одной из самых изумительных российских художниц — Зинаиды Серебряковой. Причем привоз бесценной коллекции обошелся музейщикам в совсем не фантастическую сумму. На вернисаже побывала корреспондент «Реального времени».

Сначала в Малаге, потом в Казани

Практически весь второй этаж художественного музея отдан под коллекцию работ Зинаиды Серебряковой. Картины приехали из Русского музея, с которым традиционно дружит музей ИЗО РТ.

«Очень многие музеи претендовали на выставку работ Серебряковой, но в Русском музее отдали предпочтение Казани, и выставка пробудет у нас до 5 июля. Получить такую коллекцию для демонстрации — это счастье», — сообщила на церемонии открытии выставки директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева.

Позже она ответила на вопросы корреспондента «Реального времени» о бюджете выставки. Выяснилось, что он невелик — всего 1 900 000 рублей. В эту сумму входит и перевозка коллекции, и страховка, расходы на монтаж выставки и все прочее. По словам Нургалеевой, Русский музей, учитывая кризис, не взвинчивает цены, а напротив, делает их вполне приемлемыми для нестоличных музеев.

Впрочем, дружба музея ИЗО и их коллег из Русского музея скоро выльется в нечто более осязаемое. В ближайших планах открыть в Казани филиал Русского музея, где выставки будут постоянно сменяться, как это происходит в центре «Эрмитаж-Казань». Для этого случая, как рассказала Нургалеева, подойдет двухэтажный особняк на Карла Маркса рядом с музеем ИЗО.

Если все пойдет так, как задумано, филиал Русского музея может появиться в Казани совсем скоро. Кстати, недавно такой филиал открылся в Испании, в Малаге. Казань может стать вторым городом, где присутствие лучших образцов живописи из Русского музея станет постоянным, и первым российским городом, где появится такой филиал.

А пока филиала еще нет, сотрудничество с Русским музеем тем не менее будет проходить все так же интенсивно. Вслед за экспозицией работ Зинаиды Серебряковой в Казани уже в начале осени появится новая выставка из фондов Русского музея: она посвящена трапезе в произведениях русских художников.

Нежность Зинаиды Серебряковой

Работы Серебряковой впервые экспонируются в Казани. На выставке можно увидеть 66 живописных и графических работ. Есть и эскизы к известным полотнам, на которых видно, как кропотливо работала художница, как шаг за шагом шла к результату. Например, можно проследить, как она работала над своим знаменитым полотном «Беление холста».

Серебрякова не случайно стала художницей, по сути, это ей было написано на роду. В ее жилах текла кровь двух известнейших родов, давших миру художников, — Лансере и Бенуа. Начав творить в начале прошлого века, Серебрякова избежала новомодных течений в живописи, ее главенствующим направлением можно считать новую классику. Ее ориентирами всегда были именно классические образцы мирового искусства.

Счастливая и спокойная жизнь художницы, материнство, лето, как правило, проводимое в имении под Харьковом, размеренный быт, где было место и семейным радостям, и творчеству, — все это прервалось в 1917 году. Серебрякова эмигрировала из страны и вернулась на родину только в 1966 году, за год до кончины. Но в это время прошли ее триумфальные выставки в двух столицах и в Киеве, и имя художницы было возвращено в историю российской живописи.

Живопись Серебряковой простая и ясная, в ее полотнах нет кричащих красок, они спокойны и гармоничны. В этой гармоничности есть самодостаточность, характерная для русской живописи позапрошлого века. Серебрякова рисует женское тело, возрождая эту традицию, любуясь им, ее полотна — это гимн женщине. Ее другая любовь — это балет. Этот вид музыкального театра с легкой руки Сергея Дягилева был популярен в России, и Серебрякова не осталась в стороне.

Ее мир балета резко отличается от того несколько нервного балетного закулисья, которое мы видим, например, у Дега. Ее балерины отнюдь не эфемерные создания, но они трогательные и возвышенные женщины, обладающие некой загадочностью, которую дает им профессия и тот флер, который всегда налагает на актеров театр.

Серебрякова по мере возможности старалась путешествовать, на выставке в Казани представлены ее пейзажи, на них есть и суровая Бретань, и пыльные, пропитанные солнцем уголки Марокко. Портреты ее кисти поражают добротой отношения к позирующим.

Выставка в музее ИЗО — хороший экскурс в творчество Зинаиды Серебряковой. Осмотр экспозиции начинается с зала, где можно познакомиться с фотографиями художницы и ее окружения, понять, что же двигало в жизни и в творчестве этой удивительной женщиной.

Кстати, Русский музей обладает самой большой в мире коллекцией работ Серебряковой. А первая ее картина была куплена в 1911 году, когда художница была участницей легендарной выставки объединения «Мир искусства».

Репродукции с сайта bibliotekar.ru

Татьяна Мамаева

Новости партнеров