Новости раздела

Закрытие года: пафосный «Регистан» узбекской кухни пал жертвой арендных войн

Крупнейший халяльный ресторан в Поволжье, в открытие которого вложено 70 млн рублей, прекратил работу накануне Нового года

Убранство по-восточному роскошного казанского ресторана «Регистан» недалеко от вокзала обошлось его владельцам в 70 миллионов рублей. Открытие готовилось более двух лет. Однако самый большой халяльный ресторан не проработал и полгода. По заверению собственников помещений, у администрации «Регистана» — долги по арендной плате. А оператор ресторана уверен, что собственники помещений просто хотят заработать на продаже отремонтированного заведения. Параллельно под угрозой оказалась и чайхана «Регистан».

Пафосный «Регистан» закрывают за долги по аренде?

О закрытии халяльного ресторана «Регистан» на Саид-Галеева, 6, начавшего работу всего полгода назад, «Реальному времени» рассказал заместитель муфтия РТ Илдар Баязитов. По его информации, собственник помещения вынуждает ресторан покинуть здание.

Сообщение о закрытии появилось и на страничке ресторана в сети «ВКонтакте». «Многие спрашивают про дату открытия «Регистана» на Саид-Галеева, но пока мы не можем дать точной информации, так как стараемся улучшить отопительную систему для комфорта наших гостей», — говорится в сообщении. Однако, по данным «Реального времени», проблема закрытия носит не технический, а финансовый характер.

— Там имеется определенная задолженность по арендной плате, — рассказал «Реальному времени» Мурат Ахмеров, директор компании «А-Девелопмент», ранее занимавшийся подбором помещения для «Регистана». Размер арендной платы и возможной задолженности Ахмеров назвать отказался. Другие участники рынка, исходя из площади — 1413 квадратных метров (по данным Росреестра), — оценивают месячную арендную плату в 550—650 тысяч рублей без учета коммунальных услуг.

Владельцем площадей является ООО «Сити рент». Директор компании «Сити рент» Андрей Клюканов в разговоре с корреспондентом «Реального времени» подтвердил факты закрытия ресторана и неуплаты арендных платежей, однако подробности конфликта и размер задолженности назвать не смог, так как, по его словам, ведением этого дела занимается другой сотрудник, в настоящее время отсутствующий в Казани.

Версия «Регистана»: владельцы помещений хотят заработать на продаже отремонтированного ресторана

Впрочем, оператор ресторана «Регистан», уроженец Узбекистана, предприниматель Олим Абдулфайзиев придерживается другой версии.

— Это они (собственники помещения, — прим. ред.) считают, что это долги по аренде. Я минусовал те работы в ходе ремонта, которые они должны были сделать, но не делали: крышу и другие моменты. Сейчас они пришли и резко, без всяких предупреждений просто закрыли.

Точной суммы претензий арендодателей пока нет. Предварительно речь идет о сумме порядка 5 млн рублей. Олим Абдулфайзиев считает, что порядка 2,5 млн рублей необходимо зачесть в счет тех работ, которые должны были сделать собственники, но не выполнили, а ему пришлось проводить их за свой счет.

По мнению Абдулфайзиева, собственники просто нашли покупателя на помещение и именно с этим связаны неожиданные претензии по арендной плате. Он считает, что сейчас, после того, как он сделал ремонт, владельцы могут неплохо заработать на продаже помещения.

— Они за 30 миллионов покупали помещение, а на сегодняшний день за 75 миллионов выставили на продажу с моим ремонтом. Они хотели через Регпалату провести ремонт наш. А сейчас хотят расторгнуть договор и продавать. Воспользовались моим ремонтом. Я сколько времени делал ремонт и оплачивал аренду.

Два года ремонта, восточная роскошь, ручная работа и абсолютный халяль

Открытие «Регистана» оказалось делом затратным и затяжным, а его приведение в порядок обошлось дороже самого помещения: «Я вложил около 70 млн рублей в ремонт. 2 года и 4 месяца его делал», — рассказывает Олим Абдулфайзиев.

— Администрация ресторана изначально планировала сделать ремонт в течение полугода, — поясняет Ахмеров. — Но его делали более двух лет, потому что приглашали мастеров из Средней Азии. Там было очень много ручной работы. Естественно, период открытия затянулся. Часть этого периода начислялась аренда. Сам ресторан открылся в июле. Люди пошли, банкеты проводились.

Интерьер ресторана должен был создавать атмосферу большого узбекского города. На потолках — небо и облака, стены отделаны роскошной мозаикой. На одной из стен ресторана от пола до потолка — мозаика с изображением медресе Улугбека в Самарканде. Резные столы и диваны, обитые золотистой тканью, выполненные по индивидуальному заказу. Между столами установлено несколько фонтанов.

Но отличала ресторан не только роскошь. По словам Илдара Баязитова, директор ресторана Олим Абдулфайзиев много занимается благотворительностью. Собеседники «Реального времени» самого Абдулфайзиева называют истинным мусульманином, а о «Регистане» говорят не просто как о ресторане, а о месте культурной жизни для мусульман.

— Это был крупнейший халяльный ресторан в Поволжье, а, возможно, и в России, — продолжает Ахмеров. — Там 100% халяль: нет ни алкоголя, ни кальяна. Там проводилось много религиозных мероприятий: конкурсы Коран-хафизов, никахи. Очень прискорбно, что это произошло. В ресторане была хорошая атмосфера, очень вкусная еда. Я сам часто ходил туда пообедать и провести переговоры. Наша компания планировала там провести новогодний корпоратив, но пришлось обратиться в другое халяльное заведение.

Переговоры не помогли — решать через суд

По мнению Мурада Ахмерова, решить проблему путем переговоров сейчас невозможно: «Я пытался помочь разрешить ситуацию по мере возможностей, но я так понял, что, по мнению собственников, образовался критический уровень задолженности, и до погашения этой задолженности компания-собственник не готова допускать арендаторов до проведения деятельности».

Как рассказывает Олим Абдулфайзиев, он несколько раз пытался выкупить помещение в собственность.

— Я пытался выкупить помещение, но цена у них растет день ото дня. Находим инвестора, а цена опять растет. Полтора года назад я договорился с инвестором, 55 миллионов цену выставили, но не договорились. В прошлом году я сам хотел брать, они хотели продавать за 60 миллионов. Я пытался через Исламский банк купить, но банк, к сожалению, не смог мне предоставить такие деньги. Теперь, через год, у них еще на 15 млн выросла цена. Чем больше ремонта, тем выше цена.

Сейчас Абдулфайзиев хочет решить вопрос в судебном порядке и через суд доказать вложение денег и право на аренду помещения. Иск должен быть подан после Нового года.

Закрытие ресторана наложилось на проблемы чайханы

Сейчас пока под вопросом и судьба другого заведения Олима Абдулфайзиева — кафе «Чайхана «Регистан» на улице Адоратского, которое работает еще с 2007 года. Признать эту чайхану самовольной постройкой и снести прокурор Казани потребовал еще в мае 2016 года. Рассмотрение этого иска Ново-Савиновским райсудом пока не завершено. «Суд назначил строительно-техническую экспертизу, поэтому рассмотрение приостановлено минимум до февраля», — сказал «Реальному времени» старший помощник прокурора Казани Марат Биккинеев.

Выявленные в чайхане нарушения устранить невозможно, говорит Биккинеев: «Там ни одного документа нет — ни разрешения на строительство, ни генплана участка, ни разрешения на ввод в эксплуатацию». Прокурорский иск был подан к ИП Абдулфайзиеву и ИП Дутловой. Сами нарушения еще ранее выявил КЗИО исполкома Казани, установив, что здание чайханы площадью 324 кв. м выходит за границы земельного участка, и 174 кв. м муниципальной земли заняты самовольно.

В свою очередь МУП «Водоканал» сообщал суду о том, что к его сетям коммерсанты также подключились самовольно. Районное отделение пожнадзора выявило 12 нарушений на объекте, в их числе — близость к автозаправке, применение открытого огня в зале (допустимо лишь приготовление на углях), неисправность пожарной сигнализации и отсутствие актов обработки огнезащитными составами деревянных конструкций.

Однако Олим Абдулфайзиев уверен, что до повторного суда в феврале ему удастся привести в порядок всю документацию и отстоять чайхану.

Дмитрий Семягин, Ирина Плотникова, Тимур Рахматуллин

Новости партнеров