Новости раздела

Машиностроение: есть ли жизнь после кризиса?

Машиностроение: есть ли жизнь после кризиса?

Зачастую, когда произносят фразу «экономика Татарстана», у большинства сразу возникает образ нефте- и газодобывающей республики, масштабных нефтехимических проектов, развитого сельского хозяйства. Однако обрабатывающие отрасли в региональной экономике составляют значительную долю, вносят свой вклад в создание ВРП, социально-экономическое развитие Татарстана, ПФО и всей страны в целом.

Одной из наиболее развитых отраслей среди всего обрабатывающего сегмента можно назвать машиностроение республики, которое представлено почти всеми сферами. В Татарстане производятся легковые и грузовые автомобили, самолеты и вертолеты, морские и речные суда, множество прочих машин и оборудования.

Причин, почему в республике настолько развито машиностроение, несколько. Во-первых, это объясняется историческими особенностями развития республики. Во время Великой Отечественной войны в республику было эвакуировано значительное количество машиностроительных предприятий, которые и составили основу этой отрасли в регионе. Во-вторых, долгое время Татарстан являлся одним из главных регионов страны по добыче углеводородов, и для того, чтобы обеспечить ими страну и увеличивать их добычу, в республике был создан целый ряд машиностроительных предприятий. В-третьих, во-второй половине прошлого века в регионе были реализованы сразу несколько проектов в области машиностроения, которые были призваны не только сократить отставание СССР от западных стран, но и помочь это сделать социалистическим государствам и развивающимся странам. В-четвертых, республика обеспечивает себя многими видами сырья, что позволяет машиностроению успешно развиваться здесь. Выгодное географическое положение региона позволяет не только отправлять готовую продукцию в другие регионы страны и на экспорт, но и быстро доставить машиностроителям те виды сырья и комплектующих, которые в республике не производятся. В-пятых, республика обладает значительным человеческим потенциалом, позволяющим решать самые сложные задачи. Здесь есть свои рабочие и инженерные кадры, отличная система среднего профессионального и высшего образования, развитая прикладная наука. Фактически в республике имеется один из наилучших фундаментов, на котором успешно развиваются различные сегменты машиностроения.

Автомобилестроение является одним из наиболее продвинутых сегментов машиностроения в Татарстане. Оно представлено лидером отечественного производства грузовых автомобилей и специальной техники КАМАЗом и предприятиями компании «Соллерс»

Одним из наиболее продвинутых сегментов машиностроения в Татарстане является автомобилестроение, которое на сегодняшний день представлено в регионе лидером отечественного производства грузовых автомобилей и специальной техники КАМАЗом и предприятиями компании «Соллерс» в Набережных Челнах и Елабуге, которые производят легковые автомобили в рамках совместного предприятия, организованного с американским концерном Ford. Эти производители занимают лидирующие позиции на отечественном автомобильном рынке, что можно объяснить несколькими факторами. В первую очередь, это точно выбранная стратегия развития каждой компании, предусматривающая производство современных автомобилей, отвечающих самым строгим стандартам — не только российским, но и мировым. Компании регулярно обновляют свои модельные ряды, предоставляя покупателю широкую линейку автомобилей, с богатой комплектацией и возможностью персонификации заказа.

Большое внимание и КАМАЗ, и «Соллерс» уделяют повышению эффективности деятельности

Большое внимание и «КАМАЗ», и «Соллерс» уделяют повышению эффективности деятельности, сокращая расходы, стремясь к увеличению выручки и чистой прибыли, росту капитализации. Значительные средства компании вкладывают в модернизацию производства, внедрению инноваций во всех сферах: от производства до управления. Большое внимание на всех этих предприятиях уделяется социальной политике, развитию персонала. «КАМАЗ» и «Соллерс» для республики и страны в целом имеют большое значение, не зря они были включены в список системообразующих компаний, которым государство при необходимости может оказать поддержку. На текущий момент компании не обращались за помощью, во многом потому, что они успешно реализуют собственные антикризисные программы, помогающие им пережить период уменьшившегося спроса на отечественном автомобильном рынке.

Полагаем, что бумаги автопроизводителей могут в долгосрочной перспективе стать одним из самых интересных вложений на рынке акций. Судя по всему, российская экономика сейчас подходит к минимуму экономического цикла, после которого постепенно начнется экономический подъем (основные драйверы — структурные реформы, импортозамещение, наукоемкие технологии). На первой стадии роста обычно наибольшим спросом пользуются товары, которые могут быть использованы как инвестиции в других отраслях. Во-первых, это, конечно, металлургическая продукция. А вот после придет очередь и машиностроительной продукции. Учитывая глубочайшую просадку, которую мы увидели в 2013-2104 годах (и еще увидим в 2015-м), мы полагаем, что низкие ценовые уровни акции КАМАЗа и «Соллерса» могут стать прекрасной возможностью для долгосрочного вложения средств, формирования вложений, которые будут стабильно приносить прибыль в течение долгих лет. Учитывая предполагаемый горизонт инвестирования, целесообразна покупка указанных акций с помощью ИИС (индивидуального инвестиционного счета), позволяющего повысить эффективность инвестирования, в том числе за счет значительного налогового вычета.

Анатолий Вакуленко, аналитик ИХ «Финам»

Фото: prav.tatarstan.ru, vk.com/kamaz_officialgroup
Интернет-газета «Реальное время»
Аналитика