Новости раздела

Добруджанские татары: несостоявшийся премьер Румынии, переселенцы с Поволжья и османские кочевья

Премьер-министром Румынии чуть было не стала румынская татарка и мусульманка, представительница Социал-демократической партии Севил Шайдех, которую новосозданная парламентская коалиция большинства выдвинула на пост главы правительства. В последний момент президент страны отклонил это предложение. Колумнист «Реального времени» Ярослав Пилипчук написал для нас статью о том, как в Румынии появились татары.

Все началось с туркополов...

Добруджанскими татарами называют тюркофонное (тюркоязычное) население Румынии. На фоне того, как премьером Румынии могла стать этническая татарка Севил Шайдех, мы решили вспомнить историю этого народа в этой стране.

Начнем с того, что татар в Румынии традиционно называют добруджанскими татарами. Ряд ученых татарского происхождения в Румынии, в частности Сержан Осман (после замужества Сержан Тизи) и Тахсин Джемиль, внесли заметный вклад в науку.

Начало их истории румынский исследователь Тахсин Джемиль относит к ХІІІ в. Турецкие хронисты Саид Лукман и Языджиоглу упоминали о тюрках Добруджи. Указывалось, что в эли (провинции) Добруджа им принадлежало два—три города и 30—40 кочевий. Указано, что эта территория была частью земель ислама. Но в турецких источниках они также связывались с людьми Сары-Салтука и Изз ад-Дина Кейкавуса, султана Рума (1211—1219 гг.). Но следует отметить, что это легендарная турецкая традиция. Турки Изз ад-Дина Кейкавуса жили не в Добрудже, а во владениях Византийской империи, где они оставались туркополами (местными конными лучниками, нанимавшимися христианскими государствами Восточного Средиземноморья во время крестовых походов).

Золотоордынское вторжение имело цель не переселение этих людей, а грабеж владений Византийской империи.

Татарские города

Освобождение Изз ад-Дина Кейкавуса из плена ромеев было одним из второразрядных заданий. Тахсин Джемиль как доказательство своей правоты приводил сведение о принадлежности части Добруджи Золотой Орде при правлениях Ногая и Узбека.

Однако нужно отметить, что южный берег Дуная в районе Добрудже при правлении Токты и Джанибека уже принадлежал болгарам. Ибн Баттута, который путешествовал степями при правлении хана Узбека, включал в состав Улуса Джучи и зависимую от него Болгарию. Наиболее известным татарским поселением региона была Исакча, где действительно было татарское поселение. Касательно поселения Баба-Салтук, то его отождествление с Бабадагом (город в Румынии, в исторической области Добруджа, входит в состав жудеца Тулча, — прим. ред.) является лишь гипотезой румынского исследователя, как и локализация в Добрудже центра владений татарского правителя Деметрия. Есть куда более весомые основания локализовать их вблизи Днестра и Саврани, чем вблизи дельты Дуная, а территория Добруджи была частью территорий Карвунского (Добруджанского) деспотата Добротицы.

Белые татары и Кара-Коюнлу

Одним из ключевых утверждений Тахсина Джемиля было то, что есть сведения письменных источников о переселении татар Актау. Но Уруч Эрендви указывал, что они поселились вблизи Эдирне (город и район на северо-западе Турции, административный центр ила Эдирне).

Рюхи Эдреневи сообщал, что к султану Байазиду прибыло 40—50 эмиров во главе с Актау. Йазди указывал, что Актау вместе со своим туменом бежал в Рум. Бадр ад-Дин ал-Айни писал о столкновении османов и татар. Это было обусловлено плохой информированностью арабского египетского хрониста. У османских хронистов не было указано на конфликт с татарами. Что же было основанием для подобных утверждений? Дело в том, что Руи Гонсалес де Клавихо и Йоганн Шильтбергер упоминали о так называемых белых татарах. Но это не татары, поскольку они жили в Восточной Анатолии до того, как столкнулись Тимур и Байазид. В то время этот регион находился под контролем туркменской конфедерации Кара-Коюнлу. И именно туркмены перешли на сторону Тимура во время битвы при Анкаре. Павел Халебский, сообщая о добруджанских татарах, указывал, что они переселились из Карамана и Сирии.

Как татар перевели из Анатолии в Румелию

Но в Сирии татары не жили, а находились кочевья туркоманов, которые еще известны как юрюки (турки, ведущие кочевой образ жизни, связанный с отгонным скотоводством (преимущественно овцеводством)). Этих туркменов османы переселили на Балканы в XVI в., чтобы избежать возможности их перехода на сторону Сефевидов.

Лаоник Халкокондил указывал, что татары пришли в Валахию и оттуда отправили послов к Байазиду, чтобы получить позволение поселиться в его владениях, а, получив позволение, они поселились в Румелии. Блез де Виженер также упоминал, что татары спустились в Валахию и оттуда прислали эмиссаров к султану Байазиду. Им он позволил поселиться вблизи Македонии.

Нигде не сказано, что люди Актау остались в Валахии, в состав которой при правлении Мирчи Старого входила и Добруджа. Но ал-Хусайни и Ибн Арабшах указывали на проживание татар в Кара-Богдан (Молдове), а не Эфлак (Валахия). По сведениям Языджиоглу Али, мечеть Берке-хана также находилась в Кара-Богдане. В анонимном «Теварих-и Осман» указано на перевод татар из Анатолии в Румелию (историческое название Балкан, — прим. ред.). Большинство татар поселились в Румелии.

Добруджанские татары помогали секеям

Татары, которые поселились вблизи Дуная, были приписаны к юрюкам. Необходимо отметить, что Добруджанская Орда не была зафиксирована ни Мацеем Меховским, ни Сигизмундом Герберштейном, ни Александром Гваньини, ни Марцином Броневским, ни Жаном де Люком (Джиованни да Лукою), и главное — молдованином Григоре Уреке и французом Шарлем де Пейсонелем. Впервые о добруджанских татарах упоминал Михалон Литвин. О них начал писать Станислав Сарницкий.

Потом добруджанские татары упоминались в трансильванской хронике Георга Краусса и письме Бечинского при описании событий 1651 г. Георг Краусс писал, что добруджанские татары помогали секеям (одна из наиболее известных субэтнических групп, составляющих венгерское национальное меньшинство на территории современной республики Румыния, — прим. ред.) охранять их границы в середине XVII в. Бечинский же писал, что на помощь украинским казакам в 1651 г. пришло 500 добруджанских татар. Они должны были получить позволение от турецкого султана. Богдан Хмельницкий вел переговоры о подданстве Османам, и такая помощь со стороны добруджанцев выглядит природной. По данным молдовского посла, в августе 1651 г. буджакские ногайцы захватили у добруджанцев коней, и они жаловались на это хану. Ислам-Гирей ІІІ наказал беспредельщиков.

Эмиграция под давлением калмыков

Добруджа находилась вне западноевразийских степей. Добруджа стала частью Османской империи с 1417 г. В 20-х гг. XVI ст. Османы вынудили 20 тыс. татар поселиться в Добрудже. Сменялись названия поселений со славянских христианских на тюрко-мусульманские.

Крымский хан Сахиб-Гирей вынудил часть подвластных ему ногайцев поселиться в Буджаке и Добрудже. Венецианец Марко Вениер упоминал о 40 тыс. татар, которые, по его словам, недавно появились на территории Добруджи. Падение Ногайской Орды и калмыкская экспансия обусловили значительный отток ногайского населения из степей Волго-Уральского региона на запад, в частности в Буджак. Также переселение ногайцев коснулось и Добруджи. Павел Халебский считал, что население Добруджи состояло исключительно из мусульман. Это было сделано, чтобы защищать границы Румелии от христиан. Добруджа входила в состав Силистрийско-Очаковского эялета. В европейских документах XVI-XVIII вв. и Буджак, и Добруджа назывались Тартариа, Татарская земля, Татарская равнина. Во время назначения силистрийским бейлербеем ногайца Кантемира-мирзы Буджак и Добруджа оказались в едином политическом организме. Но так было недолго, и потом Буджак был снова отдан крымцам. Как несложно догадаться, термин Добруджанская Орда является сравнительно поздним, а заселение этого региона тюркским населением происходило согласно директивам из Стамбула и Бахчисарая. На территорию Добруджи переселялись крымские татары после аннексии Крымского ханства Российской империей в 1783 г. В 1812 г. в Добруджу массово переселялись ногайцы из Буджака.

Выдержать Чаушеску

Необходимо отметить, что для тюркофонного населения Добруджи пришлось разрабатывать национальный тюркский язык. Добруджанские татары — это в большинстве потомки туркмен и ногайцев, но называют себя татарами. Добруджанские татары с 1878 г. столкнулись с вызовом.

Согласно решениям Берлинского конгресса 1878 г., Добруджа вошла в состав Румынии, а от Румелии Добруджу отделяла территория Болгарии. В новых условиях тюркофоны должны были описать свое происхождение и подчеркнуть свои отличие от соседей. Они выстояли против попыток их румынизировать в Королевстве Румыния и в Румынии времен Чаушеску. В современной демократической Румынии они целиком равноправны.

Ярослав Пилипчук
Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 г. в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

комментарии 29

комментарии

  • Анонимно 04 янв
    интересные факты
    Ответить
  • Анонимно 04 янв
    хан Узбек ))
    Ответить
  • Анонимно 04 янв
    Продолжение будет?
    Ответить
  • Анонимно 04 янв
    сколько, оказывается, разных татар есть
    Ответить
    Анонимно 07 янв
    Татары не разные.
    Они одни и те же.
    Просто татар хотят расколоть на части и весьма успешно.
    Ответить
  • Анонимно 04 янв
    о добруджанских татарах у Литвина читала
    Ответить
  • Анонимно 04 янв
    Все-таки очень запутанно пишет Пилипчук. Но и то ладно, дает очень ценную информацию, которая была тщательно скрыта. А то все твердили, все учебники заполнили:" Мы прикрыли Европу от варваров".
    Надо отметить также одну неполиткорректность. Татары пришли не для грабежа, а для совершения прогулки, для узнавания и познания новых мест, для удовлетворения любопытства.
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    для совершения прогулки, для узнавания и познания новых мест, для удовлетворения любопытства.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/52076#comments С пловом чебуреками пришли..А уж как было радостно население мест сей прогулки - так не в сказке сказать,ни радостно воскликнуть..
    Ответить
  • Анонимно 04 янв
    послушал речь румынских татар - очень даже татарская, не турецкая - все сохранилось в Румынии, и без татарского Великого конгресса из Казани...
    Ответить
  • Анонимно 04 янв
    Muzicant tătar, din dobrogea / Tatar saz player from Dobrudja, Romania
    https://www.youtube.com/watch?v=4UhNa6r3sMY
    Ответить
  • Анонимно 04 янв
    Dobruca Kırım Tatar Toyĭ - Nuntă tradiţională tătărească din Dobrogea
    https://www.youtube.com/watch?v=tbSqnzn7NoE
    Ответить
  • Анонимно 04 янв
    Tatarii din Romania si Crimeea
    https://www.youtube.com/watch?v=LOTIJ-X8W_E
    Ответить
  • Анонимно 04 янв
    Интересно, как всегда.
    Ответить
  • Damir Nabi 04 янв
    Ошибка :
    "туркмены перешли на сторону Тимура во время битвы при Анкаре." Это были КАРА ТАТАРЛАР !!
    Ложь :
    "В современной демократической Румынии они целиком равноправны"
    За 25 лет число татар уменьшилось почти на 5 тысяч, это из-за "равноправия" ?
    Что в Румынии что в Московии татары подвергаются ассимиляции, хотя там на 20 с небольшим татар есть свобода в культуре, есть татарский интернет ТВ-канал, (если ссылку дам, снова этот коммент не пропустят) но румынский язык в последнее время стал доминировать
    Ответить
  • Анонимно 05 янв
    Какие притеснения? Естественные ассимиляционые процессы. Знаете ли мир глобальный и общины украинцев в Канаде тоже сокращаются из-за ассимляционых процессов. При этом украинцы там одна из самых больших диаспор. Ливы в Латвии как народ из-за ассимиляции прекратили существование, хотя в советской Латвии и тем более в современной Латвии их никто не гнобил. И какие черные татары, если в европейских источниках черным по белому сказано о так называемых белых татарах. А так реально это были вовсе и не татары, а туркмены (туркоманы) Кара-Коюнлу. Вы для начала выучите азы перед тем как что нибудь писать.
    Ответить
  • Анонимно 05 янв
    Это тебе кажется, что ты знаешь азы.
    Тебе же сказали , что язык у них татарский,наш татарский.
    Это наши татары, также как в Польше, Литве, Белоруссии и т.д.
    Ответить
  • Анонимно 05 янв
    Мы с Вами на брудершафт не пили, чтобы называть меня на ты. И кто это такой там храбрый? Это случайно не тот аноним который апелировал, что мол посмотрите на тему по которой защищался (типа как он может писать о татарах). Аноним а слабо самому что самому написать, а не гадить в комментариях. Есть вообще публикации по теме? Или так потрепать языком захотелось? Осуждать ислам захотелось (которые некоторые тут назвали арабизмом), мол новодел типа тенгрианства круче. Татарский язык понимаете тоже разный бывает. Три диалекта крымскотатарского не хотите ли. Из которых cтепной диалект близок к ногайско-кыпчакским языкам. Вообще то в курсе, что кетабы липков написаны на славянском языке арабской графикой и что липки (польские и белоруско-литовские татары) перейшли на славянские (беларуский и польский). При этом никто липков и не угнетал, они наоборот пользовались привилегиями. И только непродолжительное время в 70-х гг. 17 в. часть из них мигрировала к туркам из-за религиозного фактора, а вовсе не из-за языкового или социального угнетения. А тюркоязычные разве-что недавние переселенцы. А в Добруджу массово мигрировали и туркмены и ногайцы. И только часть из переселенцев была крымскими татарами. При этом переселенцы в ВКЛ тоже разные были. Кто из Золотой Орды с Токтамышем, кто из Крыма, кто вообще бежал из Казани с Астраханью в середине 16 века. И добруджанцы и липки крайне разнообразны. И крымскотатарский все таки отличается от татарского, как и ногайский отличается от татарского. Это как бы разные языки. Никто особо не оспаривает то что современные добруджанцы считают себя частью крымских татар. Однако их этногенез не так прост, чтобы говорить о том, что они мол наши (волжские) татары. И я нигде не говорю, что знаю все. Только вот видно жаба давит что кого-то публикуют в научных журналах и в статьях типа этой, а его нет. Открою маленький секрет, история вообще непростая штука, и все просто только для аматоров или тех кто нахватался вершков думая что он постиг истину. Вы вообще источники по истории добруджанцев читали? Или выводы базируются на основании языка современных добруджанцев, которые считают себя частью крымских татар? И тюркский язык кыпчакского типа у добруджанцев я никак не оспаривал. А татары в Румынии переходят на местный считая его более престижным, как делают например эрзяне, мокшане и многие другие финно-угры в РФ переходя на русский и количество финно-угров падает в РФ от переписи к переписи. Только видно сопоставлять факты кому-то не дано. И сейчас мир как бы глобализованый, не чета эпохе того же Чаушеску. И на всякий случай есть еще в Румынии румынские турки. И наконец еще и гагаузы. И каждое из сообществ имеет свою прессу, участвует в политической жизни, проводят свои фестивали. И вообще некоторые вообще адекватны говоря о каких то фантомных притеснениях в Румынии. Вот украинцы, болгары, сербы, молдаване там живут и не жалуются. Венгры, венгры-секеи, венгры-чанго же провоцируют сепаратизм. Но из-за того что чанго и секеи живут далеко от Венгрии никакого реального сепаратизма у них не получится.
    Ответить
    Damir Nabi 06 янв
    Я историю знаю не по учебникам РФии, к тому же я знаком лично с этими "кара татарами", знаю их историю, и т.д., места проживания, по их рассказам, "кара" татар (на монг. "хара татар") не значит "черный", а "ак" т.е. для не знающих историю татар как бы "белый" и как бы в "прямом переводе", не значит "белый" , ... так что не пытайтесь наврать, и нести чущь.! и про все остальное, жалко времени ...
    Ответить
    Анонимно 07 янв
    Во первых, не разные языки, а диалекты одного и того же татарского языка. Я отлично понимаю их речь, и без всяких затруднений. Во вторых, принудительная ассимиляция у нас поставлена на уровень государственной политики. Почему в Москве нет татарских школ, татарских училищ, татарского театра, татарских радио и телепередач? И не только в Москве. Такая же добюровольно-принудительная ассимиляция действует и в других странах, хотя там ее чуть поменьше. Что касается гагаузов, они те же татары, во всяком случае, до 17 года никто из них себя так инее называл. Почему вы ногайцев отделяете от татар? Они те же татары.
    Ответить
    Анонимно 08 янв
    Куян

    Русский брат, зачем лезешь в историю татар?
    Ответить
  • Анонимно 05 янв
    Я Вам отвечу на Вы! Не пудрите мозги людям!
    Ответить
  • Анонимно 06 янв
    Уважаемый я как бы знаю, что Ак-Коюнлу это белобараные, а Кара-Коюнлу чернобаранные. И я нигде не писал, той чуши которую вы приписываете мне. Это как бы автоматически ясно, что Ак это белый, а Кара черный. И как бы знаю, что сары (сарыг) это желтый, кок - голубой и т.д. И я еще в 2011 г. в одной из своих статей писал о Кара-Улаг (упоминается у Рашид ад-Дина), то есть так называемых Черных валахах. А вы банально не читаете источники, в частности было конкретно сказано, что белые татары это была фраза из европейских источников. В частности Руи Гонсалес де Клавихо только вот эти белые татары упомянутые ним это реально никакие не татары, а туркоманы Кара-Коюнлу. Ак-Коюнлу же были союзниками Тимура. А Кара-Коюнлу перешли на сторону Тимура уже по ходу битвы. О тех же белых татарах как жителях Анатолии упоминал Иоганн Шильтбергер. А по османским источникам собственно татары были поселены в Румелии. А саму Золотую Орду в сочинении Клавихо называли Терталией (Татарией) и называли татар просто татарами. Но видимо вникать в суть сведений исторических источников и читать монографии вам как бы не судьба. Как и в суть исторических процессов. А вы продолжайте нести чушь о плохих Гиреях и деструктивном влиянии ислама на тюрок, считая что новодел тенгрианство это истинная религия тюрок. А реально никакого тенгрианства у тюрок в Средневековье не было, а Тенгри один из многих Богов. И существовал культ предков. И П. Голдэн по тем же кыпчаков указывает что в верованиях тюрок были элементы шаманизма и анимизма, был культ предков и т.д. И на минуту, я работаю с историческими источниками и монографиями о которых вы слыхом не слыхивали. И только в школе и в университетах изучают историю по учебникам. Для исследователя ссылатся на учебники и учебные пособия это моветон . И какие такие черные и белые татары в 21 веке? Вот разделение на черных и белых было в китайских средневековых источниках. Какие такие черные и белые татары с которыми вы лично общались, просто интересно?
    Ответить
  • Анонимно 06 янв
    Ислам дал тюркским народам очень многое, не соизмеримо больше чем язычество. Например мой коллега написал монографию о крымскотатарской мусульманской философской мысли. Ведущие востоковеды мира из РФ, Венгрии, Германии, Украины изучают крымскотатарские исторические хроники. Ряд татарских ученых опубликовали ряд работ по философии и историческим источникам татарского народа когда среди татар уже господствовал ислам. Татарские исторические науки изучают и в Венгрии с Германией. Высокую исламскую татарскую культуру отобразили в многотомной истории татар. Естественно древние тюрки не были дикарями и у них существовал ряд рунических памятников, но по уровню развития культуры и мысли они не йдут ни в какое сравнение с тюрками-мусульманами. Стоит сравнить уровень развития тех же хакасов и якутов с татарами и казахами как сравнение будет не в пользу не-мусульман.
    Ответить
  • Анонимно 06 янв
    И у Иоганна Шильтбергера Золотая Орда это Великая Татария, а вовсе не белые татары. И на всякий случай внимательно читайте сведения источников где сказано о татарах реальных или мнимых. Образно говоря европейцы называли татарами намного больше народов чем на самом деле. В некоторых европейских источниках 17 века записывали в татары даже маньчжуров.
    Ответить
    Анонимно 07 янв
    Маньчжуры татары и есть.
    Даже монголы - часть татар.
    Я уж не говорю об узбекских, казахских, уйгурских и кавказских татарах.
    Ответить
    Анонимно 07 янв
    Хорошо что есть Пилипчук, чтоб изучить нашу историю. А то наши историки боятся перейти границы куцего Татарстана.
    Спасибо ему большое за это.
    Ответить
  • Анонимно 09 янв
    Премьер-министром
    Румынии Севил Шайдех не
    назначили, , но в
    правительство она все
    равно попала - стала вице-
    премьером. Одновременно
    она будет руководить и
    министерством
    регионального развития
    Румынии.
    Ответить
  • Анонимно 12 дек
    Татары Румынии к татарам Поволжья не имеют ни какого отношения
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    невежественный бред
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров