Новости

15:31 МСК
Все новости

Елочные игрушки: ангелы, партизаны и космонавты

В Казани изначально была большая немецкая диаспора, и часть рождественских традиций попала в город через нее

Елочные игрушки: ангелы, партизаны и космонавты Фото: Новогодняя елка с ватными игрушками, вторая половина 1930-х годов (diddlybop.ru)

В редких домах на антресолях остались пылиться коробки с хрупким грузом — елочными игрушками. В большинстве случаев зеркальные шары, которые мы помним с детства, хрупкий Иван-царевич в золотом плаще, непременный стеклянный домик, занесенный снегом, уже висят на зеленых красавицах. Если кому повезет, в его семье хранятся игрушки для украшения елки нескольких поколений — трогательный ангелок из бабушкиной коллекции, тряпичный человечек в форме бойца — память о военном детстве родителей, космический корабль, с выдутой из стекла с надписью «СССР» на борту примета шестидесятых. По елочным игрушкам можно изучать историю.

Рождественское утро

История елочной игрушки в России делится на две неравные части — та, что была до 1917 года, и та, что возникла заново в 1936 году, когда «лучший друг детей товарищ Сталин» разрешил отмечать Новый год. То есть советские новогодние праздники были противопоставлены «буржуазному Рождеству».

А Рождество в России было именно тем днем, когда дети, проснувшись, бежали к елке, поставленной взрослыми поздним вечером Сочельника, и находили под пахнущей хвоей, сверкающей игрушками красавицей, подарки.

Помните фрагмент из повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий», когда младший брат писателя, в повести его зовут Павлик (а вообще-то он Евгений Петров, автор «12 стульев» и «Золотого теленка») ранним утром открывает дверь в гостиную и видит там чудо — роскошную, сияющую елку?

А дальше Павлик начинает пробовать на вкус елочные украшения — рождественские пряники. И чуточку откусив, вновь вешает пряник на еловые ветки. Проказы эти были замечены вечером, когда в гости пришли дети. И Павлик был наказан, правда, нестрого по случаю Рождества. Традиция украшать елки пряниками, орехами, которые предварительно заворачивали в фольгу, пришла в Россию из Германии, как, впрочем, и сама нарядная елка, и многие новогодние и рождественские традиции.

В Германии украшать елки на Рождество начали еще в XVI веке, ну а в середине XIX века это была уже укоренившаяся традиция. Причем, ставить елки в доме не было приоритетом состоятельных семей, нарядные деревца в Германии были буквально в каждой семье, их украшали фруктами, засахаренными орехами, цепями из серебряной фольги, сотнями крошечных свечей в таких же крошечных подсвечниках, которые крепились к еловым веткам.

Путешественники, попавшие в Германию на Рождество, отмечали, что в каждом окне в немецком доме можно было видеть это мерцание, а войдя в дом, ощутить этот особый рождественский запах — разогретой хвои, воска, корицы, гвоздики и кардамона — пряностей, которые традиционно клали в рождественскую выпечку.

Рано или поздно, но Германия поделилась с миром традицией украшать рождественскую елку, в Россию эта традиция пришла в первой четверти XIX века. Хотя Указ Петра Первого о праздновании нового года не в сентябре, а 1 января был издан 20 декабря 1699 года.

Мальчик на лыжах, стеклянные шары. Конец XIX — начало XX века

Золото и серебро

Петр в указе говорил о том, что дома надо украшать еловыми ветками и ветками можжевельника, о рождественской елке император не упоминал. После его смерти, хотя новый год и праздновали в ночь на первое января, об украшении интерьера дома как-то позабыли. И вот девятнадцатый век, когда путешествия в Европу, учеба в европейских университетах стали вещами обычными, принес в Россию и традиции рождественских праздников с непременным атрибутом — елкой.

При украшении рождественского дерева не было ничего случайного. Верхушка елки увенчивалась звездой — в память о звезде Вифлеемской, которая возвестила о явлении в мир Спасителя. Елка ставилась на крестовину — символ страданий Христа. Все, чем была украшена елка, имело особый смысл.

Яблоки — символ познания, серебряные цепи — борьба за веру, колокольчики — символ тех колокольчиков, что привязывали овечкам пастухи в Вифлееме, и, конечно, много фигурок ангелов. Ангелы изображались в виде детей, и потом эта традиция на удивление точно перекочевала на… советскую елку, которую тоже было принято украшать изображением детей.

Основные цвета декора — золотой, серебряный и красный. Золотой восходит к тому золоту, что подарили волхвы младенцу-Христу как символ царской власти. Красный — капли крови Спасителя на терновом венце. Серебро — символ чистоты. Под елкой располагался вертеп — модель пещеры с персонажами Святого Семейства, младенцем-Христом, волхвами.

Звезда. Монтированная игрушка. Стекло. Конец XIX — начало XX века

Елочные игрушки последних ста лет перед Октябрьским переворотом — настоящие произведения искусства. В большинстве случаев они выдувались мастерами-стеклодувами. И если поначалу их привозили из Европы, то со временем искусством выдувать игрушки овладели и российские умельцы. Ели украшались стеклянными ангелами, рыцарями, райскими птицами, наряду с настоящими фруктами вешали на ветки и стеклянные. Были игрушки из картона, расписанные вручную, были деревянные, тоже расписные. Часть игрушек делали из воска, раскрашенного сусальным золотом. Эти игрушки были недолговечны и могли растаять от пламени свечи к огорчению детей.

Существовала традиция, когда за пару недель до Рождества вся семья вечерами усаживалась за длинный стол, на котором были разложены цветная бумага, картон, клей и другие принадлежности, и мастерила игрушки для своей елки. Конечно, они были недолговечными, возможно, всего лишь на один сезон, но сколько радости, какое предвкушения праздника приносила эта веселая работа!

Впрочем, купить игрушки можно было и в магазинах, с началом зимы многие витрины были буквально завалены ими. В Казани, например, елочными игрушками торговали магазины на Воскресенской, Большой Проломной, Московской улицах. Игрушки, в большинстве своем, в казанских магазинах были привозными. В Казани изначально была большая немецкая диаспора, и часть рождественских традиций попала в город через нее. Например, красивые игрушки для елки можно было купить в аптекарском магазине Кешнера на Большой Проломной.

Рождественский дед. Ватная игрушка, хромолитография. Конец XIX — начало XX века

Возвращенный праздник

После октябрьского переворота празднование Рождества, естественно, было запрещено. Ставить елки в домах не решалось. За нарушение запрета можно было попасть в места не столь отдаленные. Но под новый, 1936 год, правительство дало неожиданное послабление. Партийный функционер Павел Постышев, с согласия Сталина, разумеется, призвал всех весело отпраздновать Новый год. А где Новый год — там и елка, а, значит, и игрушки.

Но массового производства игрушек в стране не было, и незадолго до новогодних праздников его начали срочно возрождать. Новая елочная игрушка была идеализированной, ее не могли создать просто так, по велению сердца. За производством игрушек еще на уровне эскизов пристально приглядывали худсоветы.

С задачей производства игрушек справились, магазины, в том числе «Детский мир» в Москве, где игрушки продавали, работали в удлиненном режиме. Раз было приказано весело встретить Новый год, значит, так тому и быть.

Первые советские игрушки — это фигурки пионеров с горнами и барабанами, отважных воинов-парашютистов или лыжников, веселые зверушки, шары, дирижабли и самолеты с серпом и молотом. Вершину елки теперь венчала не Вифлеемская звезда, а советская, пятиконечная, как на кремлевской башне.


Шар в честь 20-летия Октябрьской революции. Стекло. 1937 год

Военные годы не остановили производство игрушек, хотя, конечно, их выпускалось намного меньше. В замен стеклянным игрушкам стали делать фигурки из бинтов, поделки из проволоки и жести, иногда елки украшались настоящими орденами и медалями. Популярен стал «снег» — кусочки ваты на еловых ветвях. Появилось много самоучителей, как самим дома сделать елочные игрушки — из бумаги и картона, пластилина, папье-маше и даже из яичных скорлупок.

Шестидесятые годы прошлого века принесли новое в производство елочных игрушек. Теперь их чаще делают из стекла, чем из папье-маше или картона, появляются новые технологии — игрушки, сделанные из поролона. Ну а новыми героями становятся космонавты в скафандрах, космические корабли и даже… царица полей — кукуруза, ее начинают выращивать повсеместно по указанию Никиты Хрущева. Золотистые стеклянные початки, украшающие елки, — это тоже примета времени.

Шестидесятые годы стали временем, когда в моду входят наборы мини-игрушек. Теперь не все и не всегда ставят в квартире большую ель, появляются небольшие искусственные елочки, которые можно поставить на стол, для них и нужны крошечные наборы игрушек.

Стеклянные игрушки 1960-1980-х годов

Но все возвращается на круги своя, вернулось в Россию и Рождество. Вновь на верхушках елок вифлеемские звезды, вновь в домах устанавливают вертепы, а пластмассовые китайские игрушки, покрытые цветными красителями можно купить повсеместно. Настоящая же стеклянная игрушка, созданная до 1917 года, стала редкостью, купить ее сейчас за очень немалые деньги можно только в антикварном магазине.

Татьяна Мамаева, фото diddlybop.ru
комментарии 4

комментарии

  • Анонимно 01 янв
    У нас свои славянские праздники есть, смысл перенимать у немцев их рождество. Ох уж этот Петр.
    Ответить
    Анонимно 01 янв
    Рождество вообще- то праздник всех христиан, речь идет об атрибутах праздника. Чем плоха напряженная елка?
    Ответить
  • Анонимно 01 янв
    Разные диаспоры проживают в Казани, с разными культурными ценностями. Постепенно эти ценности принимаются нами.
    Ответить
  • Анонимно 01 янв
    Интересное исследование!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии