Минтимер Шаймиев: «Упрощать Ельцина нельзя»
О просьбах Москвы уволить Рафаэля Хакимова, прадедушке вместо бабая и ответе Никите Михалкову
Сегодня в Казанском кремле прошла презентация книги о первом президенте Татарстана «Минтимер Шаймиев», которая вышла в рамках проекта «ЖЗЛ: Биография продолжается». В ходе мероприятия Шаймиев вспоминал, как перепутал свое пальто с пальто издателя книги Валентина Юркина, как его просили избавиться от советника Рафаэля Хакимова, и порассуждал о том, почему нельзя упрощать личность Бориса Ельцина.
Как издатель и бывший президент перепутали пальто
Сегодняшняя презентация книги «Минтимер Шаймиев» уже не первая — как известно, впервые книга была представлена 6 декабря в Москве, в Полномочном представительстве Республики Татарстан в РФ. Что примечательно, на мероприятии присутствовал и бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Уже сегодня в ходе общения с журналистами Минтимер Шаймиев рассказал, что первым человеком, получившим книгу в подарок после московской презентации, оказалась его супруга Сакина Шаймиева.
На казанскую презентацию пригласили представителей ведущих СМИ, ученых, политиков, деятелей культуры. Перед каждым участником встречи заботливо положили экземпляр книги с автографом главного героя на первой странице. Роль модератора взял на себя руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров. Он подчеркнул, что за всю историю существования «ЖЗЛ» была издана лишь одна книга про деятеля из Татарстана — в 1977 году вышла книга «Тукай» Ибрагима Нуруллина.
Книга «Минтимер Шаймиев» вышла в рамках проекта «ЖЗЛ: Биография продолжается», которому исполнилось уже 10 лет. Всего проект включает 35 томов, 35-й как раз вышла книга про первого президента Татарстана. Тираж книги о Шаймиеве — 8 тысяч экземпляров.
Проектом занимается издательство «Молодая гвардия». Как рассказал его генеральный директор Валентин Юркин, над книгой «Минтимер Шаймиев» работали три года. По его словам, его первая встреча с Шаймиевым оказалась «блестящей» — обаяние политика произвело на издателя неизгладимое впечатление.
— После первой встречи мы перепутали наши пальто, — вспомнил Шаймиев.
— Вы можете представить, насколько опасно гостеприимство татарское, — с улыбкой ответил Юркин.
Биография, или учебник по истории Татарстана
Авторами издания о Шаймиеве стали журналисты Игорь Цыбульский и Нурсюя Шайдуллина. Цыбульскому принадлежат и другие книги из серии «ЖЗЛ: Биография продолжается» — о Борисе Громове, Сергее Степашине, Николае Рыжкове. Правда, сам он на казанскую презентацию приехать не смог и поприветствовал присутствующих заочно.
Второй автор книги — помощник государственного советника РТ Нурсюя Шайдуллина рассказала, что они писали о жизни одного человека, но в итоге появилась книга об истории страны и об истории республики.
— У этой серии есть определенная форма подачи материала: надо рассказать о человеке, начиная со дня рождения, до сегодняшнего дня, события должны идти в хронологическом порядке. И вроде бы сюжет уже определен, но, начав работу, мы поняли, что так просто описать жизнь одного человека не получится, потому что Минтимер Шарипович Шаймиев — масштабная личность, его дела тоже очень масштабны. Нам пришлось начать с того, что мы тщательно изучили историю Татарстана, историю России, — рассказала она.
Нурсюя Шайдуллина отметила, что она и сама была участником событий 90-х годов прошлого столетия. К тому же ей помог опыт работы в пресс-службе президента — ей приходилось присутствовать на многочисленных интервью и мероприятиях с участием Шаймиева. Кроме того, она отметила, что работу по сбору материалов начинал еще первый руководитель пресс-службы президента Анас Хасанов. Помимо Хасанова, она отметила Айрата Зарипова, который руководил пресс-службой с 2002 по 2010 годы, — именно при нем началась работа по созданию архива президента.
«Если бы не суверенитет, мы бы не смогли вырабатывать свою экономическую политику»
В книге также представлен не только взгляд самого Шаймиева, но и позиция других участников событий. В частности, своими впечатлениями делятся Сакина Шаймиева, бывший министр финансов России, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, министр иностранных дел России Сергей Лавров, политик Сергей Шахрай. Своим видением событий, которые происходили в 90-е годы, на страницах книги делится и директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов. В ходе казанской презентации слово дали и ему. Если критик Белинский называл роман Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», то и Хакимов назвал книгу о Шаймиеве «энциклопедией для историков», где можно познакомиться с историей республики.
В качестве одного из переломных моментов Хакимов считает 1996 год, когда Минтимер Шаймиев осознал, что опираться на продажу сырой нефти опасно, поскольку это не позволяет составлять долгосрочный план действий. Тогда было принято решение взять курс на переработку нефти и применение высоких технологий.
— Если бы не суверенитет, мы бы не смогли вырабатывать свою экономическую политику. Мы не могли бы отказаться от шоковой терапии и выбрать свой путь. И тогда мы ведь не знали, насколько он будет успешным, — модели не было, на которую можно ориентироваться. Это надо было самим все делать, нужно было решиться на это, решиться вопреки тому, что Москва предлагала другое — шоковую терапию. Что она дала, кроме шока? Терапия-то не получилась, — заметил с трибуны Хакимов. По его мнению, альтернативный путь, выбранный Татарстаном, оказался удачным.
Но не обошелся Рафаэль Хакимов и без небольшой критики в адрес авторов книги. По его словам, в ней красной нитью проходит мысль о необходимости здравого смысла. Однако, кроме интуиции, у Шаймиева была хорошая команда, которая делала расчеты, необходимые для построения экономики. Умение работать с людьми, по мнению Хакимова, — еще один талант первого президента.
— И он был настолько терпеливым, что почти 17 лет терпел меня около себя, и я за это очень благодарен, — подытожил Рафаэль Хакимов.
В ответ Минтимер Шаймиев дал свою характеристику Хакимову, чтобы помочь журналистам, которые захотят написать биографию его советника.
— Сколько лет работали, он каким был, таким остался в своей позиции, прямоте, отстаивании своих убеждений. Сколько раз мне говорили из Москвы, на самых разных уровнях: «Почему вы держите такого советника?» Ведь есть вещи, которые первое лицо не всегда может в той форме сказать, отстаивать надо свою линию. Этим приходилось заниматься ему, — рассказал Шаймиев.
«Не торопись, Фарид Рафкатович, не торопись, работай»
Среди присутствовавших на презентации в кремле можно было заметить и главного режиссера Татарского государственного академического театра им. Г.Камала Фарида Бикчантаева. Это могло показаться немного странным. Он оказался одним из немногих деятелей театра, которые в этот день были среди многочисленной армии журналистов. Однако в ходе самого мероприятия все прояснилось — поскольку Минтимер Шаймиев является любителем театра и сделал большой вклад в развитие культуры Татарстана, Бикчантаеву также дали возможность высказаться на страницах книги и поделиться впечатлениями от ее прочтения на презентации.
К слову, выступление Бикчантаева оказалось несколько неожиданным. Кроме того, что он охарактеризовал книгу как исторический роман и сказал слова благодарности Минтимеру Шаймиеву за то, что он поддержал театры в непростое время, он выступил с предложением установить памятник татарскому зрителю.
Вторым неоднозначным признанием стало высказанное вслух желание завести собаку. Казалось бы, что в этом такого? Однако те, кто уже читал книгу «Минтимер Шаймиев», знают, что в главе, посвященной уходу Шаймиева с президентской должности, приводятся воспоминания Сакины Шаймиевой о том, как в 2009 году ее муж завел белую лайку, — это случилось за год до того, как он покинул пост президента Татарстана. Вспомнил об этом и сам Шаймиев.
— [Жена] никак не хочет мне разрешить приобрести собаку. Она говорит: «А кто будет за ней ухаживать? Ты же днем и ночью в театре?» — улыбнулся Фарид Бикчантаев.
— То, что я собираюсь уходить, можно было понять по тому, что я за год взял щенка. Это мечта моей жизни, потому что мы выросли в деревне, — ответил Шаймиев.
Слова Бикчантаева о желании завести собаку были восприняты как намек на то, что он тоже хочет уйти с должности главного режиссера театра им. Г. Камала. Его слова тут же перевели в шутку.
— Не торопись, Фарид Рафкатович, не торопись, работай, — отозвался Асгат Сафаров.
«Упрощать Ельцина нельзя»
В своем заключительном слове сам Минтимер Шаймиев оказался скромным — он отметил, что быть таким хорошим, как говорили спикеры, просто невозможно. Цитата, ставшая эпиграфом к книге о нем, гласит примерно то же:
«Спасибо за добрую оценку поступков, больших и малых дел, реализованных в очень и очень непростое время. Все же скажу: я неплохой, но не настолько хорош».
Примерно так же Шаймиев призвал относиться и к другим политикам, бывшим лидерам СССР, Российской Федерации. В частности, вспомнил он и недавние высказывания режиссера Никиты Михалкова. Напомним, что после осмотра выставки в «Ельцин-центре» Михалков заявил, что она разрушает самосознание людей и дает необъективную оценку историческим событиям.
— Упрощать Ельцина нельзя. <>. В то время в СССР быть руководителем самой крупной строительной организации в стране и вырасти до этого. Кем надо было быть. Мы же не хотим об этом даже задумываться. Кто из партийных вождей тех времен мог пойти и положить билет со словами, что так жить нельзя, на съезде партии. Ну как можно упрощать? По сути дела, он дал свободу, и все кинулись на нее, — заметил Шаймиев.
В конце своего выступления Шаймиев рассказал и о некоторых новостях из личной жизни.
— Так получилось, что у меня на днях опять статус поднялся. У меня теперь уже другой статус — не бабай, а прадед. У меня родился правнук, и дальше ожидаем пополнения, — рассказал он.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.