Новости раздела

«Вот и Сергей Анатольевич присматривается к проекту...»

«Джошкуноз Алабуга» и Магнитогорский металлургический комбинат создали СП для производства штампованных кузовных изделий

Особая экономическая зона «Алабуга» преподнесла «королевский подарок» турецкому резиденту — «Джошкуноз Алабуга», «дочке» Coskunoz Holding. Впервые в своей практике управляющая компания взялась полностью инвестировать в строительство производственного комплекса для размещения штамповочного производства, который обойдется ей примерно в 670 млн рублей. Другой приятный сюрприз туркам преподнесли металлурги: «Магнитка» (ММК) согласилась войти с ними в СП, что гарантирует стабильную поставку прокатного листа на штамповочный завод, в который обе стороны обещали вложить 350 млн рублей.

Турецкий альянс с металлургами

Вчера ОЭЗ «Алабуга» стала местом укрепления союзнических связей российских автопроизводителей и металлургов, переживающих промышленную эволюцию. Точкой соприкосновения их интересов оказался будущий завод по раскрою и штамповке кузовных деталей, учредителями которого выступили турецкая компания «Джошкуноз Алабуга» и Магнитогорский металлургический комбинат (вчера независимые эксперты не смогли вспомнить, чтобы ММК входил в какие-либо альянсы с автопроизводителями). Ожидается, что в начале 2018 года они запустят завод по штамповке различных кузовных деталей, в первую очередь для «Форд Соллерса» (проектная мощность — до 100 тысяч легковых автомобилей и автобусов).

На торжественную церемонию начала строительства предприятия прибыли исключительно «первые лица» Татарстана, Челябинской области и Турции. Для этого на месте будущей стройплощадки была развернута парадная и просторная, но все-таки палатка из белого противоветрового материала. Внутри нее работали мощные отопительные приборы, но все равно мороз чувствовался. Примерно ближе к 12 часам в нее вошли президент РТ Рустам Минниханов и губернатор Челябинской области Борис Дубровский со свитой. Но главное — прибыл лично председатель совета директоров ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Виктор Рашников, а самым узнаваемым лицом российского автопрома стал гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Турецкие «хозяева» будущего завода — член совета директоров Coskunoz Holding Атач Эмин и гендиректор ООО «Джошкуноз Алабуга» Ахмет Эрдем Аджай — все-таки чувствовали себя гостями на этом празднике.

Руководство ОЭЗ «Алабуга» поддержало штамповщиков

Первое, что бросилось в глаза, так это необычное наименование завода. Официально он называется ООО «Сервисный металлоцентр «Алабуга», и в нем напрочь отсутствуют логотипы его учредителей Coskunoz Holding и легендарной «Магнитки». Объяснение этой несуразицы простое: ОЭЗ «Алабуга» выступила инвестором и застройщиком строительства производственного комплекса общей площадью 8,2 тыс. кв. м, который будет передан в аренду «СМЦ Алабуга» (это СП «Джошкуноз Алабуга» и ММК). Как следует из официального сообщения пресс-службы президента РТ, управляющая компания ОЭЗ «Алабуга» вложит 670 млн рублей, а частные инвесторы «СМЦ Алабуга» — около 350 млн рублей. Таким образом, стоимость всего производственного комплекса составит 1 млрд рублей. Новое предприятие будет производить стальные заготовки (бланки) для дальнейшей штамповки кузовных деталей — на первом этапе будет выпускать от 40 тыс. тонн. Добавим, что этот проект является первым СП с участием действующего резидента ОЭЗ.

— Татарстан и Челябинск — крупные партнеры, чей товарооборот превышает 35 млрд рублей, — сообщил Рустам Минниханов. — Правда, они поставляют нам вдвое меньше, чем мы. Но сегодня мы еще один делаем шаг — от 40 до 60 тысяч тонн металла будет потреблять новое производство, которое мы закладываем.

Он перечислил три направления поставок автомобильного металлопроката: во-первых, это «обеспечение производства автомобилей на Елабужской площадке», во-вторых, поставки в другие регионы и, в-третьих, возможность поставлять штамповочные изделия из российского металла на экспорт. Таким образом, глава республики «отмел» сомнения в том, что СП «Джошкуноз Алабуга» и ММК будет работать на единственного автопроизводителя «Форд Соллерс». «Вот и Сергей Анатольевич уже присматривается к этому проекту», — то ли в шутку, то ли всерьез произнес Минниханов.

ММК рвется в поставщики №1 для автопрома

После ответной речи губернатора Челябинской области Александра Дубровского, случайно назвавшего Татарстан Башкортостаном, выступил председатель совета директоров ММК Виктор Рашников. По его словам, в этом году ММК укрепила взаимоотношения с автопромом, поставив порядка 450 тыс. тонн металла, что на 10% больше, чем в 2015 году. В Татарстан, по его словам, поставлено 0,5 миллиона тонн металла для трубных производств, автомобильной промышленности, строительства. «Мы производим металл высокого качества. Надеемся в «Алабуге» занять достойное место», — отметил Рашников. Член совета директоров Coskunoz Holding Атач Эмин в беседе с корреспондентом «Реального времени» рассказал, почему в партнеры была выбрана ММК. «Наша продукция сильно зависит от сырья, поэтому нам необходимы бесперебойные поставки автомобильного листа. СП дает гарантию того, что сырье всегда будет под рукой», — пояснил он, объясняя, что транспортное плечо сокращается почти до 500 км вместо прежних 3 100 км. По его словам, доля «Джошкуноз Алабуга» в СП составила 65%, а ММК — 35%. Таким образом, турецкая компания добивается повышения конкурентоспособности на рынке. По его прогнозу, в будущем году автопром вырастет на 15% и надо быть готовыми к подъему.

СП не гарантирует льготной цены на металл

Независимые аналитики считают, что создание СП не гарантирует льготных закупочных цен на металл, но поставщик кузовных деталей сможет рассчитывать на скидки под заранее согласованные объемы поставок, отмечает аналитик «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов. По его мнению, больший экономический эффект можно ожидать от сокращения транспортных расходов. «Наверняка, СП «Джошкуноз Алабуга» и ММК будет расширять свои поставки и среди других автопроизводителей территории, которые не любят зависеть от одного поставщика».

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» указывает, что называть это предприятие металлосервисным центром можно, так как они не только занимаются продажей готовой продукцией, но и выпускают собственную, используя полученный металл как сырье. «Сразу нужно сказать, что нет информации о том, что новое предприятие будет использовать металл только лишь производства Магнитогорского металлургического комбината. Не исключено, что будет использоваться металл и других производителей. Также нам неизвестны условия, на которых стороны договорились о взаимодействии, но, скорее всего, они таковы, чтобы СП стало успешным, а его акционеры получали прибыль от его деятельности. А это значит, что стоимость готовой продукции нового предприятия, с учетом транспортных расходов на доставку сырья в ОЭЗ «Алабуга», должна быть конкурентоспособной. Возможно, что и металл, который впоследствии будет превращен в комплектующие, также будет иметь привлекательную цену.

То, что новое здание будет строить сама ОЭЗ «Алабуга», может иметь несколько объяснений. Во-первых, это как раз вопрос эффективности СП — может быть, дешевле арендовать площади, чем строить собственные. Во-вторых, для ОЭЗ это новый опыт, который позволит привлечь нового резидента и может быть распространен для других проектов. В-третьих, ОЭЗ пошла на это, так как это не первый проект турецкой компании, ведь она работает в «Алабуге» уже несколько лет, сложились нормальные отношения, и можно пойти ей навстречу в этом вопросе. Наконец, это диверсифицирует деятельность ОЭЗ, позволяет заработать ей средства для дальнейшего развития всей территории».

Луиза Игнатьева, фото prav.tatar.ru

Новости партнеров