Рождественский саммит: ориентир на пенсионеров, застывший «Верный» и вакансии от «Татарии»
В рамках завершившегося накануне Рождественского саммита — 2016, прошли сессии, посвященные офисной и торговой недвижимости. Корреспонденты «Реального времени», побывавшие на мероприятии, выяснили, что в последние годы аппетиты арендаторов заметно возросли, однако арендодатели не отстают и стараются любыми способами сохранить лояльность своих клиентов. Вместе с тем, на рынке торговой недвижимости наблюдается развитие продуктового ретейлера, переориентация торговых центров по специализациям и вытеснение детской fashion-индустрии.
Арендаторы vs арендодатели
Обстановка на сессии, посвященной офисной аренде, которую проводила руководитель отдела региональных проектов Cushman & Wakefield Елена Стрюкова, заметно отличалась от того, что было представлено в остальных залах ТРК «Корстон»: участники встречи были удивлены необычной рассадкой — ряды стульев были выставлены друг напротив друга. По всей видимости, организаторы планировали устроить нечто вроде версуса между арендаторами и арендодателями, но задумке было не суждено воплотиться в жизнь — гости просто перемешались, усаживаясь на места. Такое положение вещей ничуть не огорчило Стрюкову, которая решила начать беседу с рассказа анекдотичной истории, поведанной ей директором по региональному развитию Antal Russia Натальей Куркчи.
— Наталья представляет сторону арендатора. Они сидят в одном бизнес-центре уже около 15 лет и у них теплые отношения с арендодателем. И решили они поставить себе в офис автомат с шоколадками, фруктами, в общем, с готовой едой. По какой-то причине, они не согласовали нововведение с арендатором, который заметил это, и был искренне удивлен и даже возмущен. Страшно обиделся арендодатель. Самое поучительное в этой истории то, что коллега Натальи сказал следующее: отношения с арендодателем — это как отношения с женой: иногда жена обижается, ну ни за что, так и с арендодателем бывает, — выступила Стрюкова, подтолкнув участников этим маленьким рассказом к обсуждению потребностей современного арендатора.
Главная героиня рассказа Наталья Куркчи уверена, что у арендатора вполне простые потребности: «меньше платить, чтобы цены ежегодно не повышались и чтобы их особо никто не трогал». Руководитель бизнес-центра «Сувар Плаза» Анна Ложкина согласилась с Натальей: «Современный арендатор желает получить максимальное количество услуг за минимальную цену».
Модератор сессии Елена Стрюкова, выслушав спикеров, усомнилась в том, что для арендаторов важна исключительно коммерческая составляющая — по ее мнению, далеко не все укладывается в ставку аренды.
— Большое значение имеет грамотная политика собственника в части оказания лояльности добросовестным арендаторам. Также важно проведение мероприятий, акций. Когда приходят к нам с запросом на поведение различных промо-акций по раздаче шоколадок, я всегда иду к собственнику и говорю: «Давайте, шоколад способствует хорошему настроению». Важно выстраивание доверительных, уважительных отношений, — согласилась Анна Ложкина.
Изменившиеся правила игры и проблемы класса «А»
В конечном итоге собеседники пришли к выводу, что в последние годы арендаторы становятся все более требовательными. Однако есть и другой момент, требующий внимания: действия арендодателей, направленные на удержание арендатора и сохранение его лояльности. Чаще всего позиция арендодателя максимально проста — получать деньги и ничего не делать, однако в современных условиях она вряд ли сможет обеспечить процветание бизнеса.
К слову, некоторые арендодатели всерьез озаботились потребностями арендаторов, и готовы предоставлять им уже готовые рабочие места. В Казани подобную политику выбрал провайдер «Альянс бизнес сервисез», который помимо прочего дает своему клиенту подготовленных секретарей, курьеров, а также берет все заботы по хозяйственной части на себя.
Управляющий бизнес-центром «Татария» Рушан Забаров, назвавший себя «самым древним арендодателем из всех присутствующих», согласился с тем, что правила игры изменились: если в то время, когда он начинал свой бизнес, не было даже определенной арендной ставки и ее пришлось «придумывать» самостоятельно, а с арендатором обращались в стиле: «Вот тебе помещение — работай», то сейчас они готовы даже на то, чтобы ставить мебель в угоду арендатору.
Также во время сессии зашла речь о текущем положении бизнес-центров класса «А». Максим Полянский, представитель БЦ «Азинский» уверен, что классу «А» намного проще, чем классам «В» и «В+», так как у них «нет конкуренции между собой», однако Елена Стрюкова возразила — в премиальном классе все не так уж и просто, особенно, в Казани.
— Процент вакансий по классу «А» в Казани составил примерно 37%. В основном, вакансия существует за счет ввода нового объекта — «Татария» построила второй комплекс. Но как таковых вакансий существующих, функционирующих класса «А» нет, — высказалась Стрюкова. — В «Сувар плазе» 97% заполняемость, в «Корстоне» 94%. Действующие объекты практически полностью заполнены. Нет ничего в классе «А» для расширения арендаторов. Приходится обращать внимание на то, какие стройки идут, какие новые объекты возводятся, но новых объектов сейчас не строят.
Экономия на fashion, но не на детях
Параллельно сессии по офисной недвижимости в соседнем зале обсуждали торговую. Говорили об изменении структуры потребителя и спроса. Так, по словам партнера, руководителя отдела исследований Cushman&Wakefield Дениса Соколова, если раньше торговые центры были ориентированы на средний класс, то сейчас его просто не стало, а основные потребители ушли на другие рынки. В свою очередь торговля развернулась в сторону пенсионеров, раньше на которых попросту не ориентировались. С другой стороны закручивает гайки на рынке торговли своеобразный регулятор.
— У нас появляется госпожа Яровая, которая говорит: а давайте еще торговлю порегулируем чуть-чуть? Почему они регулируют торговлю понятно, потому что ничего другого им регулировать нельзя. Торговлю вроде как никто не защищает, поэтому давайте регулировать.
Но главной проблемой, которая к ним подбирается, Соколов назвал антимонопольную службу.
— Антимонопольная служба теперь с Минторгом имеет склонность трактовать рынок в рамках одного торгового центра. Они говорят: почему у вас «Ашан» сидит, допустим, за пять тысяч рублей, а ломбард за 50 тысяч рублей? Это как-то несправедливо по отношению к ломбарду, — привел пример эксперт.
Он призвал относиться к данной теме серьезно, потому что законодательство позволяет сейчас задавать подобные вопросы. По его словам, позиция Минторга в данном случае не на стороне арендодателей: если разоряется ретейлер — это дли них проблема, но если собственник торгового центра — они найдут другого собственника. Собственникам в данном случае необходимо уметь серьезно отстаивать свои интересы на всех уровнях государства.
Денис Колокольников, председатель Совета директоров компании RRG своего коллегу поддержал, заметив, что «идея уравнять ставки кажется ему смешной». Возвращаясь к тенденциям, он рассказал, что изменилась структура потребления — растут цены на продукты, транспорт и услуги ЖКХ, и, соответственно, снижаются расходы на торговые центры. При этом меньше всего люди все также экономят на детях, что влечет за собой при снижении количества магазинов одежды увеличение детских центров типа «Кидсбурга».
Сейчас торговые центры становятся специализированными например, детские, с мебелью и товарами для дома, дисконт-центры, фрэш-маркеты и рынки.
Урожайный год для продуктовых ретейлеров
Об итогах года в Казани говорил гендиректор компании A-Development Мурат Ахмеров. Так, для продуктовых ретейлеров год прошел на подъеме: X5 Retail Group открыл по республике порядка 130 магазинов, 45 из которых в Казани. «Из особенностей этого года — они начали открываться в тихом центре, где небольшие улочки и магазины», — комментирует Ахмеров.
«Магнит» открыл по республике порядка 102 магазинов, из которых 60 — в Казани. В свою очередь новый оператор «Верный», который появился в прошлом году и активно развивался, в этом году закрыл два своих магазина, не открыв при этом ни одного. Напомнил спикер и о том, что буквально неделю назад в Казани в ТЦ «Горки парк» открылась «Лента». Выкуплен также земельный участок под строительство гипермакрета «Лента» на ул. Адоратского.
Не обошлось и без открытия гипермаркета «Эссен» и Spark. Среди других тенденций он отметил переориентацию автосалонов под ретейл, повышенную активность компаний в области медицины и интерес предпринимателей к батутам, скалодромам. «Сейчас мы ведем очень много переговоров с московскими, с питерскими, с башкирскими батутными центрами», — рассказал Ахмеров. По его словам, их интересуют площади полторы-две тысячи квадратных метров.
По части торговых центров он отметил пока единственный прецедент на рынке — в ТЦ «Республика» продали помещения по частям и осталась только управляющая компания. В свою очередь с «Каравоном», который строился под торговый центр, на первом этаже в итоге оставили стритретейл, а на верхних двух этажах разместились офисные помещения.
Талия Гарифуллина, заместитель директора по аренде ООО «Юнайт Девелопмент» также немного рассказала о недавно открывшемся ТЦ «Горки парк». Проект оказался популярным для арендаторов на день открытия, 1 ноября, заполняемость ТЦ составила 96% при плановом показателе в 95%. После подписания оставшихся договоров в ближайшее время он составит 97%. В свою очередь средняя арифметическая цифра по посещению в день составляет порядка 20 тысяч человек.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.