Консул Венгрии: «Когда происходят такие события, как с гостиницей Marriott, это мешает — туристы не знают, ехать ли»
Западный дипломат сокрушался на Рождественском саммите, что в аэропорту Казани каждый паспорт рассматривают по 15-20 минут. Это не по-европейски!
Неожиданно в ходе «Рождественского саммита — 2016» развернулась дискуссия вокруг туристической привлекательности Татарстана. Генеральный консул Венгрии в Казани Ференц Контра высказал свое мнение о том, почему венгерскому туристу недостаточно показать Казань, Свияжск и Болгар и почему венгерские авиаперевозчики не хотят лететь в Татарстан. Мы предлагаем ознакомиться с полной версией его выступления, чтобы читатель мог понять, каким видится татарстанский туризм иностранцам.
«Так долго они не то что лупой, а под микроскопом смотрят паспорт, что ты спрашиваешь»
«В апреле 2015 года открыли генконсульство. Это означает, что мы начали процесс оформления генерального консульства. Сегодня я могу вам сказать, что до конца года российские строители закончат, потом придут наши. Сегодня мы предполагаем, что где-то в марте сможем начать выдавать визы. Сегодня тоже выдаются венгерские визы, но мы работаем через офис Pony Express. С января по ноябрь нашим консульством в 10 субъектах Российской Федерации выдали 2,5 тысячи виз. Это неплохо, но было бы лучше, если бы был организован прямой рейс, о чем мы говорим уже два года.
Но относительно этого рейса. Авиакомпания, о которой идет речь — это частная венгерская авиакомпания, которая летит туда, куда им выгодно. Они команд не принимают ни от кого. Если они ощущают поток венгерских туристов в Азию, на море, на курорты, они полетят. Не видят потока — не летят. Тут и проблема, что в Казани они не видят, чтобы был бы высокий поток туристов. Или чтобы из Казани вылетело столько российских туристов в Венгрию.
Мы должны работать над тем, чтобы российские туристы летели к нам, а вы должны работать, чтобы наши туристы летели сюда. Чтобы наши туристы летели сюда, нужно им предлагать хороший туристический продукт. Это не только гостиницы. Я думаю, что с гостиницами в основном проблем нет. Хотя, когда гостиница работает как дискотека, это иногда мешает туристам. Когда происходят такие события, как с гостиницей Marriott, это тоже мешает — туристы не знают, ехать — не ехать, выселят за ночь или не выселят.
Может, только Казани или Татарстана недостаточно для того, чтобы привлечь туристов из Венгрии. Я сейчас не говорю о других странах, не стану судить. Но венгерский турист, во-первых, не прилетит, если лететь надо 17-18 часов. Через Турцию лететь до Казани примерно столько, и обратно — столько же. Во-вторых, Казань можно посмотреть за 2-3 дня. Болгар и Свияжск — тоже хорошо. Но, может быть, надо было бы что-то пошире предложить. Может быть, стоило бы показать Йошкар-Олу. Можно было бы предложить сотрудничество и предложить что-то пошире.
Для венгерского туриста кататься по Волге — это интересно. Я не знаю, кто из вас в последнее время катался по Волге. Катер, ладно. Но на катере нельзя попить кофе, нельзя выпить стакан воды, нельзя купить мороженое — это не то. Нужен качественный сервис. Если этот качественный сервис можно по всему туру оказать, тогда можно туриста привлечь. Но, чтобы люди познакомились с этим продуктом, надо в нашей стране провести семинары для туроператоров, показать: что, да, это будет вам интересно.
«Гуляя по улице Баумана, я чувствую, что эту центральную улицу можно «продать» так же, как и в любой европейской столице. Но не слышно ни одного иностранного слова». Фото kazantravels.ru
Вот эти вещи на основе своего двухгодичного опыта я хотел сказать.
Я хотел бы еще две вещи добавить, которые забыл отметить. Гуляя по улице Баумана, я чувствую, что эту центральную улицу можно «продать» так же, как и в любой европейской столице. Но не слышно ни одного иностранного слова. Я со своей женой гуляю, мы между собой разговариваем, но ни одного иностранца не встречаем. В основном, когда я там нахожусь, ни одного иностранца не вижу, не слышу.
Второй вопрос, наверное, даже не к вам. Я сомневаюсь, что есть представители пограничных служб. Но то, что в аэропорту каждый паспорт рассматривают по 15-20 минут, — это не по-европейски. Это они могут объяснять, как хотят, но привлечь туристов с таким подходом нельзя. Так долго они не то что лупой, а под микроскопом смотрят паспорт, что ты спрашиваешь: «Что вы ищете? Может, я вам помогу?» Это надо изменить. Кстати, во время чемпионата мира по водным видам спорта система работала отлично. Всегда так надо было бы. Тогда это пойдет на пользу Татарстану. И тогда, в самом деле, люди, которые сюда приехали, захотят снова сюда приехать.
И чтобы улыбались — они не должны быть как полицейские».
«Многодневные продукты уже существуют»
Благо, представители Госкомитета по туризму РТ сидели тут же, в зале, они постарались ответить на выступление венгерского дипломата. Первым слово взял начальник отдела развития туристской индустрии Госкомитета РТ по туризму Артур Абдрашитов. Он отметил, что Госкомитет активно работает в направлении международного и регионального сотрудничества. По его словам, не исключено, что и для туристов из Венгрии будет создан специализированный продукт, как для туристов из Китая и так называемого арабского мира.
— Что касается существования многодневных продуктов, хочу сказать однозначно, что они уже сегодня существуют. Это не только двух-, трехдневные туры, которые охватывают Казань, близлежащие направления — Свияжск, Болгар, хотя Болгар — это не совсем близлежащее направление. Существуют пяти-, семидневные туры по Татарстану, — отметил Абдрашитов.
Ответил он и на замечание о необходимости создания маршрута с осмотром близлежащих регионов. По словам Артура Абдрашитова, уже создан маршрут «Великий Волжский путь»: его официальная презентация прошла, сейчас будет осуществляться продвижение маршрута.
Живо откликнулись в зале и на замечание о строгости таможенников.
— Что-то никто мне не улыбается. Прямо душу вынимают, рассматривая мой паспорт, — заметила генеральный менеджер отеля «Рамада» Татьяна Ильченко.
«Кайфует только «Хилтон»
Выступление руководителя отдела гостиничного бизнеса и туризма Марины Смирновой оказалось довольно оптимистичным. Она продемонстрировала результаты исследования, согласно которым по сравнению с прошлым годом Россия оказалась лидером по доходности номеров (в национальной валюте). В частности, в России доходность выросла в среднем на 17,6%. По словам Смирновой, в Центральной и Восточной Европе также наблюдается рост, тогда как в Западной Европе, за исключением Германии, рынки оказались в минусе. Правда, подчеркнем, что речь идет именно о данных в национальной валюте, тогда как в долларовом эквиваленте рост доходности российских отелей оказался не таким значительным.
На вопрос о том, почему же в Европе наблюдается спад, Смирнова ответила, что, вероятно, это обусловлено замедлением экономического роста. Однако в зале резонно заметили, что в России экономика растет еще медленнее.
— Мы отобрали спрос с европейских рынков и вернули его внутрь страны. Это был тот фактор, не до конца задействованный, который дает нам толчок в развитии сначала туристического, потом гостиничного бизнеса, — отметила Марина Смирнова. По ее мнению, это можно считать примером импортозамещения. Кроме того, она добавила, что на фоне загрузки растет средняя цена.
Однако присутствующие отельеры не торопились разделять оптимизм эксперта.
— Кайфует только «Хилтон», используя сложившуюся на рынке ситуацию, это я вижу по цифрам. Все остальные увеличивают загрузку, при этом не увеличивая adr (средняя цена за номер, — прим. ред.). Аdr увеличился по этому году где-то на 10-12%. Это очень мало. Почему? Потому, что вы сами понимаете, что вся доходность отеля берется из средней цены номера. И, безусловно, когда все цены растут не такими темпами, отель держит свой операционный результат ниже, чем в прошлые периоды. Отелю нужно, безусловно, прилагать усилия с тем, чтобы сократить этот расход, — поделилась своими размышлениями Татьяна Ильченко.
«Турист «размазался», как блин на сковородке»
Еще одна интересная тенденция, которая была отмечена в ходе дискуссии, — рост числа татарстанских хостелов. По словам президента Ассоциации хостелов Ильи Цыкунова, если к началу этого года на всю Казань было около 40 хостелов, к концу сентября это число достигло 120 хостелов. Количество спальных мест так же выросло в три раза — с тысячи до трех тысяч.
— Хостелы стали появляться даже в столь отдаленных местах — это и Черемшанский район. Сейчас там будет открываться второй хостел. Причем это инициатива собственника недвижимости, то есть он готов вложить деньги, предоставить выгодные условия аренды вместе с оборудованием, — говорит Илья Цыкунов.
Он отмечает, что бум ожидали, но позже — в преддверии спортивных мероприятий международного масштаба. При этом объяснять прирост только ростом внутреннего туризма нельзя.
— Но произошло размытие, и турист, как блин на большой сковородке, «размазался». То есть, если бы это была маленькая сковородка, получился бы плотный вкусный корж — как для туриста, так и для рынка. В данном случае получился блин, причем очень тонкий, — заключил Цыкунов. По его словам, огромного прироста туристов нет, в то же время предложение выросло в три раза.
Тем временем появляется все больше некачественных предложений, когда в двухкомнатной квартире живет 20 человек. Таким образом, портится впечатление о хостелах Казани.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.