Новости

00:45 МСК
Все новости

Бунт, который не случился

Последнюю премьеру в Казанском ТЮЗе вряд ли можно отнести к разряду удач

Бунт, который не случился Фото: Олег Тихонов

Главный режиссер русского ТЮЗа Туфан Имамутдинов в бытность свою в качестве руководителя театра наконец-то поставил полнометражный спектакль. Выбор пал на пьесу Николая Эрдмана «Самоубийца», благоразумно переименованную на афише театра юного зрителя в «Страсти по Семену Семеновичу».

Подсказали «Бесы»

Николай Эрдман написал «Самоубийцу» в 1928 году, за пьесу сразу же ухватился Мейерхольд, но, хотя с автором даже был составлен договор, ставить «Самоубийцу» не разрешили. Не смогли поставить комедию Эрдмана и в Вахтанговском театре, не добился постановки и Станиславский, хотя Константин Сергеевич и начинал репетиции. Но вето наложил сам Сталин, написав Станиславскому, что пьеса «пустовата и вредна».

Всё же две постановки «Самоубийцы» были — в 1932 году комедию поставил Мейерхольд, который, очевидно, после первого запрета не оставил своего замысла, в более позднее время к этой пьесе обратился Плучек, создав в 1982 году спектакль в Театре сатиры, где разрешалось чуточку больше, чем в других театрах. Однако и в первом, и во втором случае сразу же после премьеры спектакли запрещают. Запрещают спектакли и в Вахтанговском театре, и на Таганке. Над «Самоубийцей» тяготеет злой рок.

Впервые постановка «Самоубийцы», дошедшая до зрителей, была осуществлена в 1969 году в Гетеборге, до этого пьеса на русском языке была опубликована в Германии и переведена на немецкий. После этого началось шествие комедии Эрдмана по сценам Западной Европы и Америки. А в годы перестройки — в 1987 году — «Самоубийцу» смогли прочесть и в СССР, пьеса была опубликована в «Современной драматургии». Особый интерес к «Самоубийце», наравне с другой комедией Эрдмана — «Мандатом», пришелся на девяностые годы прошлого века. Таким образом, «рукопись не сгорела» — герои Эрдмана пришли к зрителю.

Так почему «Самоубийца» столько лет был под тотальным запретом? Исследователи полагают, что Эрдман сумел «высмеять систему власти, а не отдельные человеческие недостатки». А власть не любит, когда над ней смеются. Эрдман писал про бунт маленького человека, в этом его сходство и с Гоголем, и с Достоевским. Писал яростно, тонко, с изящным сарказмом.

Бунт его героя — это протест против нивелировки личности, когда человек, пусть далеко не героического характера, слабый и, может быть, даже малоприятный, но неожиданно осознавший себя личностью, становится лицом к лицу с гигантской бездушной машиной.

Считается, что сюжетную коллизию Эрдману подсказал роман «Бесы». Есть там сцена, когда Кириллов готов уйти из жизни, а Верховенский просит его написать в предсмертном письме, что он убил Шатова, мотивируя, что Кириллову теперь уже будет все равно. Трагическая ситуация у Достоевского превращается у Эрдмана в фарс, когда к потенциальному самоубийце Подсекальникову стекаются «просители», каждый из которых уговаривает написать в предсмертной записке нужный ему текст. Но Подсекальников внезапно передумал умирать…


Эрдман писал про бунт маленького человека, в этом его сходство и с Гоголем, и с Достоевским

«Суждены нам благие порывы»

Туфан Имамутдинов вот уже два года как возглавляет Казанский ТЮЗ, приняв руководство аккурат в декабре 2014 года. За это время «Самоубийца» — первый его «полнометражный» спектакль в качестве главного режиссера и человека, формирующего репертуар. «Любовь людей», двухактный спектакль с трупами и расчлененкой, Имамутдинов поставил еще в качестве приглашенного режиссера. В промежутке было несколько проектных постановок, и есть все основания полагать, что комедия Эрдмана для Имамутдинова — выстраданный материал, раз он шел к нему целых два года.

«Страсти по Семену Семеновичу» (очевидно, статус театра юного зрителя не позволил оставить оригинальное название) начинаются с разудалых цыганских песен и плясок. Актеры, играющие цыган, выходят из зала на авансцену. Потом эта живописная группа периодически будет возникать, и в середине спектакля становится ясно, что придумка режиссера, скорее всего, не от хорошей жизни.

Сценография спектакля (сценограф Лилия Имамутдинова) не блещет ни образностью, ни изобретательностью, она банальна до оскомины, и, чтобы поменять декорации, надо элементарно закрыть занавес. Вот тут и занимают внимание публики призывы «поехать к «Яру». Хорошо танцуют, и солистка поет от души, возразить нечего. Вот только Эрдман тут причем?

С Эрдманом и его изысканным гротеском, с его социальной сатирой дружба не получилась. Как-то все измельчало, раздробилось на эпизодики, которые ну никак не укладываются в какую-то более или менее стройную режиссерскую концепцию. То есть гротеск в этом тюзовском спектакле понимается как многократно утрированное существование на сцене, разбавленное иногда довольно-таки пошловатыми пассажами.

Сценография спектакля не блещет ни образностью, ни изобретательностью

Какой там бунт маленького человека против системы, Бог с вами, так, скверный анекдот про персонажа, который вроде бы истерично хотел покончить с собой, чтобы кому-то что-то доказать, но потом просто напился, проспался и захотел жить. Жить-то всегда лучше, чем умирать. Но это мы и до «Страстей по Семену Семеновичу» знали. Нет бунта и в помине, так, истерика нетрезвого гражданина.

На программке стоит благоразумное «плюс 16», и это правильно. Потому что, посмотрев этот спектакль, есть риск, как говорил незабвенный герой Маяковского Пьер Скрипкин, «нарождающийся хороший вкус испортить».

Р.S. Впрочем, не все так черно, есть и нечто, за что можно поблагодарить. Это две эпизодические роли — растерявшийся священник (Александр Купцов) и мальчик, появляющийся с похоронными принадлежностями (Елена Качиашвили). И, конечно, Аристарх Гранд-Скубик (Сергей Мосейко) и Никифор Пугачев (Василий Фалалеев). С умением быть заразительными, интересными, с чувством стиля у этих исполнителей все в порядке.

1/32
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Татьяна Мамаева, фото Олега Тихонова
комментарии 36

комментарии

  • Анонимно 03 дек
    мальчика сыграла девочка?
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    декорации крутые))) кто жил в коммуналке - заценит))
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    что-то не хочется смотреть этот спектакль
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    мне тоже понравились только выходы "цыган"
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    От Эрдмана - только текст, все примитивно, художественное оформление слабое, костюмы не в теме. На сцене - не характеры,а низменные состояния - актрис, и в противовес им - действительно пытаются вытянуть спектакль мужчины-актеры.Что сделали с любимыми актерами, с ТЮЗом в целом.
    Про недостаток средств говорить не надо! Постановка видимо "съела" все средства, потому что впервые за много лет театр нарушил традицию и не подарит детям новую новогоднюю сказку. Очень жаль, что смена руководства ник чему не привела. Художественное руководство во главе с главным режиссером - театром не занимаются.Поставить спектакль может любой очередной режиссер, а работать с артистами, вести репертуарную политику и рационально использовать ресурсы - дано не каждому.
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    Ну и пошлятина на сцене!
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    Смотрела спектакль и порадовалась, что Роман Ерыгин не участвует в этом "балагане". Знаю, что в спектакле была занята моя любимая актриса Анна Иванова. Почему-то не увидела ее в премьерном спектакле.
    Ответить
    Анонимно 04 дек
    Потому что у нее хватило смелости высказать всё накопившееся в лицо Туфану. А он очень злопамятный.
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    Анну вы не увидели, потому что высказала все режиссеру по поводу его работы и скоро будет вынуждена уйти из театра,как и семья Малыхина.
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    Это точно!!!
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    Для кого спектакль в театре юного зрителя, если в программке ограничения до 16?
    Ответить
    Анонимно 04 дек
    Для друзей Туфана.
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    У нас вообще есть минкульт? Если есть, он может поинтересоваться, что происходит в ТЮЗе?
    Ответить
    Анонимно 04 дек
    Однажды при мне министр культуры спросил: "а разве в ТЮЗ дети ходят?".
    Думаю, ответила на ваш вопрос.
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    Ужас! Как можно ставить такую пришлось и безвкусицу? Автор статьи еще очень мягко написал, можно было круче. Ушли вчера с женой и сыном в антракте, невозможно было смотреть на кривляния Меркушина и Ненашевой.
    Ответить
    Анонимно 03 дек
    Да уж, эта парочка превзошла себя по уровню даже минимального профессионализма.
    Ответить
    Анонимно 03 дек
    Да, эти два актера антиэстетичны. Смотреть на них было просто неприятно.
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    Какой Минкульт! На уровень Кабмина и Госсовета были обращения! Никому не интересно! Ситуация усугубляется и с назначением нового директора не разрешилась, все ждут когда "рассосется само - в отношении главного режиссера". А в это время казанский ТЮЗ теряет зрителя и репутацию.
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    После Эрдмана в трактовке Имамутдинова про репутацию забудьте!
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    Прочитала и пришла в ужас! Неужели в культурной столице такое возможно???!! Это же беспредел!!!! А директор в этом театре есть?
    Ответить
    Анонимно 03 дек
    А Вы не читайте, а придите и посмотрите. А то, как говорится, на заборе тоже написано....
    Или все привыкли верить безоговорочно всему, что напишут или по "зомбоящику" покажут?!
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    Есть.Бывшая начальник управления культуры.Только ей не до театра, ее больше культурные мероприятия за пределами театра интересуют .
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    У нас директор есть, но мы удивляемся, как же у нее мало власти! Бал правит Имамутдинов, которого она боится.
    Ответить
    Анонимно 04 дек
    Ребят, ну выгоните вы уже его
    Ответить
    Анонимно 04 дек
    Так это уже о новой директрисе.
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    Кто сказал, что у нас культурная столица? У нас не культурная столица, а колхозный рай для поколения "без булдырабыз", повылезавших из колхозов, аульная аристократия мать ее!
    Ответить
  • Анонимно 04 дек
    А управлять своим подчиненным в плане ответсвенности за административную работу и применить свою власть она пробовала? Власть свою она живо показала на тех, кто каждый день добросовестно выполняет работу и поддерживал прежнего директора, сняв надбавки с более 30-ти человек,снизив их зарплаты вдвое и посадив людей на 8-10 тысяч, видимо, чтоб быстрее ушли. И даже это министерство культуры не замечает.
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    новый директор молодец.Столько уже хорошего успела сделать,хотя пришла совсем недавно(повесили в фойе золотую маску,делает ремонт в театре) но с Имамутдиновым в должности главрежа все это будет напрасно,он занимает не свою должность, и новый директор будем надеятся понимает Главную проблему тюза.
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    Качество этого ремонта - не смешите! Так - "подмазано"! Собственно, если зам по хозяйственной части сутками пропадает в интернете, красиво курит во дворе и брутально носит чашечку с кофе директрисе - то это не удивительно. И какую золотую маску повесили? Из чего сделана и где настоящая маска? ...
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    сходили на премьру в наш любимый когда-то тюз, до конца несмогли досидеть ушли. Это убожествооооооо!!!
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Тюз, умирает!
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Тюз уже умер два года назад, с приходом имамутдинова.
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    А что Вы хотите от серого,бесполого существа по фамилий Имамутдинов- такие же серые, бездарные спектакли!
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Ну что за вранье. Джельсомино, Из глубины, Фрагменты - это что - не полнометражные спектакли?
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    нет
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    Полнометражными бывают только фильмы.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии