Новости раздела

100 лет назад: история рода татарских «миллиардеров» в Казахстане

Как жил клан князей Яушевых в Российской империи

Казахстанский исследователь Павел Шаблей специально для «Реального времени» подготовил статью об истории татарской семьи Яушевых. Потомки из рода князя Яуша рассеялись по территории всей Российском империи: от современного Татарстана до различных областей нынешнего Казахстана.

История клана Яушевых

Важную роль в социально-экономической, общественно-политической и религиозной жизни мусульман Российской империи XIX — начала ХХ вв. играла семья Яушевых. Одни представители этой семьи были влиятельными торговыми деятелями, другие занимали важные должности в местных управленческих структурах, третьи являлись ключевыми религиозными авторитетами в своих общинах. Ветвь семьи, связанная преимущественно с религиозной сферой, и будет в центре нашего внимания. Это Габдельбари Яушев (1814—1894) — имам, ахун города Петропавловска (ныне Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан) и его сын — Габдельвагап Яушев (1859—1924).

Род Яушевых восходит к легендарному князю Яушу (Йауш), который за военные заслуги при Иване IV (Иван Грозный) получил княжеский титул. В XVII в. потомки князя Яуша — служивые татарские мурзы — подтвердили свои привилегии. Им были пожалованы различные земли. В начале XVIII в. Яушевы проживали в деревне Кушары (Кошары), Тамгачи, Менгер и др. Казанского уезда Казанской губернии. После утверждения Жалованной грамоты дворянству Екатериной II татарским князьям и мурзам было дозволено пользоваться всеми преимуществами российского дворянства (указ от 22 февраля 1784 г.). Однако многие Яушевы не смогли подтвердить свои родовые привилегии, и они фактически были лишены дворянского титула. К числу таких случаев относится и история семьи из деревни Кушары. В XVIII в. в Кушарах проживало несколько представителей рода Яушевых. Одним из них был Габбас Яушев (1763—1853), который был имамом в своей деревне. Его сын — Габдельбари после обучения в Бухаре (около 15 лет) стал имамом при второй (Подгорной) мечети Петропавловска.

Наибольшую известность получили внуки Гайсы Абдулвали и Муллагали. Они были учредителями торгового дома «А.-В.А. Яушев с братьями». Фото eu.spb.ru

Водили караваны, владели заводами и были «депутатами»

Оказавшись в Петропавловске, Яушевы активно взаимодействовали с мусульманами из других регионов Российской империи. Особенно с городом Троицком (ныне Челябинская область). Габдельбари взял в жены Гарифу — дочь Гайсы Яушева (основатель троицкой династии Яушевых). Гайса ходил с караванами в Бухару, в середине XIX в. открыл собственную торговлю в Троицке, владел кожевенным и мыловаренным заводами, избирался в местную городскую ратушу.

Наибольшую известность получили внуки Гайсы Абдулвали и Муллагали. Они были учредителями торгового дома «А.-В.А. Яушев с братьями», который кроме Троицка имел представительства в Челябинске, Кустанае (Кустанайская область, Республика Казахстан), в Ташкенте и Аулие-Ата (совр. Кзыл-Орда, Республика Казахстан), в китайском городе Кульдже и др. регионах. Яушевы имели более 20 собственных оптово-розничных магазинов, а также торговали на внутрироссийских (Нижегородская, Ирбитская) и степных ярмарках (Звериноголовской, Николаевской, Тургайской и др.). По данным на 1916 г., торговому дому Яушевых принадлежала недвижимость на общую сумму 1 652 150 рублей. Обладая большими финансовыми возможностями, эта семья активно занималась благотворительностью. Так, на деньги Яушевых в 1893 г. была построена соборная мечеть и медресе в г. Кустанае, а также основано мусульманское благотворительное общество. В конце XIX в. Яушевы выделили около 80 рублей на реконструкцию мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи в г. Туркестане.

Родственники Яушевых проживали и в г. Семипалатинске (ныне Восточно-Казахстанская область). Так, в 1866—1868 гг. известность получила тяжба между ахуном Петропавловска Габдельбари Яушевым и его двоюродным братом Мухинитдином Амировым — семипалатинским купцом второй гильдии. Дело имело скандальный характер, так как Амиров отказывался выделить своему брату часть из причитавшегося ему наследства после смерти их деда арского купца Сайфуллы Салихова.

По данным на 1916 г., торговому дому Яушевых принадлежала недвижимость на общую сумму 1 652 150 рублей. Фото ng.kz

Репрессии и работа при Советах

В конце XIX — первой четверти XX вв. известной фигурой в религиозной и общественно-политической жизни мусульман Российской империи был Габдельвагап Яушев. Он обучался в медресе д. Тиганали и д. Кышкар (Казанская губерния), затем еще шесть лет в Бухаре. После этого также как и его отец стал имамом при 2-й мечети г. Петропавловска. Габдельвагап был женат на Зияи — дочери имама 3-й мечети г. Троицка Мухаммеджана Рахманкулова. От этого брака у них был сын Хамит. С 1890 по 1909 год Г. Яушев также исполнял и обязанности имама Ирбитской ярмарочной мечети. В декабре 1904 г. он был организатором первой петиции мусульман на имя премьер-министра С.Ю. Витте. Кроме этого, в апреле 1905 г. Яушев принял участие в съезде мусульманских духовных лиц, организованном муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания М. Султановым. В 1909 г. Яушев был обвинен в панисламизме и, таким образом, отстранен властями Пермской губернии от деятельности на Ирбитской ярмарке.

Есть некоторые сведения о Зияи — жене Г. Яушева. Проживая в г. Петропавловске она развернула активную просветительскую и культурную деятельность. Фактически она была инициатором открытия первого женского мектеба в Петропавловске. Зияя не только сама преподавала в нем, но и организовала ряд благотворительных мероприятий с целью сбора средств в пользу учащихся мектеба. Кроме этого, она является автором нескольких патриотических стихотворений, написанных в годы Первой мировой войны.

В заключение следует сказать, что Яушевы, которые проживали в Петропавловске, после Октябрьской революции 1917 г. не эмигрировали из страны. Как это сделали, например, их родственники из Троицка. И в ранний советский период играли определенную роль в религиозной жизни своего города.

Павел Шаблей
Справка

Шаблей Павел Сергеевич

Кандидат исторических наук, доцент Кустанайского филиала Челябинского государственного университета, Республика Казахстан

Научные интересы: история мусульманских общин Казахстана, деятельность Оренбургского магометанского духовного собрания в Казахской степи, адат и шариат в Казахской степи

Автор двух монографий и нескольких десятков статей

комментарии 20

комментарии

  • Анонимно 20 февр
    Зияя умница, женщина - герой
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    активистка была, такие люди всегда очень ценны для общества
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    у меня есть знакомая Яушева, интересно, может она родственница этих людей
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    Красивое здание!
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    в те времена тоже были дизайнеры))
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    ага, симпатичная такая листовка
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    столько экипажей стоит у этого пассажа - вместо такси видать заказывали люди, интересно)
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    еще раньше наверное вместо лошадей были люди
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    Жили же люди!
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    неплохо жили для тех времен
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    Натуральный клан. Почти клан Сопрано
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    а куда эмигрировали их родственники?
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    на основании чего можно было обвинить в панисламизме?
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    Во все времена примерно одинаково жили
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    занимательная история, пишите еще и о других семьях, пожалуйста!
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    Чын кешеляр иделяр.
    Ответить
  • Остатний Сұмырай 21 февр
    Все правильно, Только Аулие-Ата ныне называется Тараз. А Кызылорда в царские времена называлась Перовск.
    Ответить
  • Анонимно 22 февр
    Есть активный блогер Яушев, участник многих сайтов форумов (в частности Уфимского журнала), активный участник татарского движения Уфимского края. Интересно, имеет ли он какое то отношение к этим Яушевым.
    Ответить
  • Анонимно 23 февр
    В Казани живет внучка знаменитого Зайнуллы ишана (директор Троицкого медресе, отец муфтия Габдрахмана Расулева) Исламия Латыйпова. Она написала несколько книг о знаменитом деде и о не менее знаменитом отце. В книге она много говорит об этих Яушевых. Они на свои деньги строили и содержали несколько мечетей в городе Троицке, были одним из главных спонсоров медресе Расулия. Именно они первыми на Урале купили электрические станции, привезли их из Германии и установили во многих местах города Троицка (торговый лом, собственные особняки, загородные дома, мечети и др). Одна станция снабжала электроэнергией медресе Расулия, его общежитие и хозяйственные постройки. Это они первыми в России обучение в медресе перевели на гимназийский образец. Купили школьные доски, столы, шкафы, парты. Только после них парты начали покупать и другие медресе Оренбурга, Уфы, Казани и других городов.
    Электронная версия этих книг есть у меня в компьютере, там много интересного, если сайт это интересует, я смогу вам отправить их по электронной почте. Хотя бы места про купцов Яушевых.
    Ответить
  • Римма Акчурина 21 авг
    Я Акчурина (Яушева) Рамзия Хамитовна внучка Яушева Габдулвагапа и Зияи (Рахманкуловой) Яушевой, правнучка Габдулбария Яушева. Живу в Алматы.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии