Новости раздела

В Казани побывал «Ревизор»

Театр из Набережных Челнов еще раз доказал, что провинция — понятие условное

В Казани побывал «Ревизор»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Завершившийся Всероссийский театральный фестиваль молодой режиссуры «Ремесло», на котором было немало открытий, самое интересное приберег для финала. «Вишенкой на торте» стал «Ревизор», которого показал театр из Автограда «Мастеровые», спектакль поставил Денис Хуснияров.

«Безумству храбрых поем мы песню»

Русский драматический театр из Набережных Челнов «Мастеровые», если так можно выразиться, «театр с непростой судьбой». В его биографии есть светлые, мажорные страницы, есть и те, что отмечены ворохом проблем. Сейчас, с приходом нового главного режиссера, театр, кажется, входит в яркий и творчески благополучный период, во всяком случае, вчерашний «Ревизор», показанный в переполненном Малом зале Камаловского театра, дает устойчивый повод для оптимизма.

Ныне творческую часть «Мастеровых» возглавляет молодой, но уже сделавший себе имя режиссер Денис Хуснияров, представитель санкт-петербургской режиссерской школы, ученик Семена Спивака. Хуснияров до приезда в Набережные Челны не испытывал недостатка в постановках — ставил в Омске, Пензе, Таллине, Выборге, его спектакли идут в театре на Васильевском острове, в Александринке, в молодежном театре на Фонтанке, это все Питер, есть постановки и в Первопрестольной. Да, помимо всего, он еще и преподавал в Питере в театральной академии.

Если посмотреть список постановок, с классикой Хуснияров в ладу — «Бесприданница», «Вадим», «Одинокие» Гауптмана, «Осенняя скука» Некрасова, мольеровский «Дон Жуан». Список наград — весьма и весьма: премия «Прорыв» в номинации «лучший молодой режиссер года», «Золотой софит» — спецприз за лучший дебют, гран-при первого международного фестиваля «Апарт», на котором спектакль Хусниярова «Жестокие игры» был признан лучшим…

Теперь же Денис Хуснияров возглавляет театр «Мастеровые», и он уже не приглашенный режиссер, не очередной, а главный, то есть человек, который может самостоятельно выстраивать творческую политику коллектива. Поменять Питер на Набережные Челны — это сильный ход внутренне свободного человека. Что, впрочем, видно в его режиссерской работе, показанной вчера казанцам.

Наш человек из Петербурга

Гоголевский «Ревизор», в котором когда-то блистал Михаил Щепкин, а потом целая плеяда великолепных актеров, пожалуй, по количеству сценических воплощений лидирует. В этом-то и кроется одна из опасностей — пьеса, которую в большинстве случаев знают даже семиклассники (ее «проходят» в школе, часто «пробегая» мимо), в сознании даже мало искушенных зрителей обросла множеством штампов.

Естественно, сейчас такое время, когда мало кому в голову придет ставить «Ревизора» в аутентичных эпохе костюмах, да еще в декорациях в сукнах. Понятно, что взяв в работу эту комедию Гоголя, Хуснияров изначально ориентировался на современное прочтение. Его «Ревизор» — он словно вне времени. Иван Александрович Хлестаков (удивительный, органичный, заразительный Алексей Ухов), словно летучий Голландец, — человек на все времена. Он перемещается из одного города N в другой город Глупов или нечто подобное. Потому что, увы, всегда и везде есть дураки и казнокрады, интриганы, лизоблюды и взяточники. Всегда и везде есть коррупция и произвол. И всегда и во все времена будут хлестаковы, которых в иные времена могут величать бендерами, они этот чиновный люд напрягут, одурачат и обманут. «Вор у вора дубинку украл» — очень точна народная мудрость. В спектакле Дениса Хусниярова Хлестаков берет взятки от чиновников с какой-то детской радостью и недоумением, ну просто не веря в свое счастье.

Хуснияров выстраивает действо подобно плутовскому роману, темп взят сумасшедший, каждый из образов, даже самые небольшие, проработаны с неимоверной тщательностью. Визуальный ряд лаконичен, но выразителен, Декорация (сценограф Елена Сорочайкина) выстроена в форме куба, в котором словно открываются ящики, из них периодически появляются персонажи. Все это напоминает в сотню раз увеличенный бродячий кукольный театр, когда кукловод нажимал на скрытую кнопку, и из окошек появлялись куклы.

Только существование актеров в «Ревизоре» Хусниярова на радость органичное и осознанное, с большой долей изящной импровизации, чему помогает безудержная режиссерская фантазия, иногда даже чересчур бьющая через край. Основным стилем постановки можно назвать гротеск, что, в принципе, не противоречит поэтике Гоголя.

«Ревизора» у «Мастеровых» нельзя считать безупречным. Наверное, можно было обойтись без занятий фитнесом Анны Андреевны и Марьи Антоновны, да еще и в чудовищных костюмах кислотных цветов, без сцены в парной в начале спектакля, без пикетчиц с плакатами. Хотя, возможно, кому-то эта наивная эклектика покажется трогательной и интересной. В спектакле ценно другое — в нем все-таки есть этот очищающий смех «сквозь невидимые миру слезы». То есть то, за что мы любим Гоголя, который умел говорить о вещах более чем неприятных не злобствуя, а с болью, через которую сквозила любовь к Отчизне.

В финале спектакля Бобчинский и Добчинский (Анна Дунаева и Александра Петрова), заварившие всю эту кашу с ревизором, вешают на заднике портреты Пушкина и Гоголя, тихонько ускользая. Сами же эти персонажи предстают в спектакле в портретном гриме Николая Васильевича и Александра Сергеевича. Для тех, кто не знает: сюжет «Ревизора» подсказал Гоголю Пушкин. Иронии и сарказма Гоголя хватило, чтобы создать комедию нравов, которая, похоже, еще долго будет злободневной.

3/28
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова

Новости партнеров