Новости раздела

Катя Борисова: «Тюбетейка — это предмет определенного культа, и надо надевать ее к месту»

Казанский дизайнер о невозможности изжить из девушек деревню, суннитском прагматизме татар и мечтах о цензуре

Катя Борисова: «Тюбетейка — это предмет определенного культа, и надо надевать ее к месту»
Фото: inkazan.ru

На минувшей неделе в Казани состоялся круглый стол в рамках проекта «Битва креативных менеджеров». Весьма любопытные связи между татарами-суннитами и манерой одеваться нашла фэшн-дизайнер Катя Борисова, что вызвало бурное обсуждение в соцсетях. Почему столица Татарстана немодная? Почему казанцы вместо красивого выберут практичное? Как вывести «деревню» из человека? Как идет арабская экспансия? И чего не хватает местным кутюрье? Обо всем этом модельер рассказала в эксклюзивном интервью корреспонденту «Реального времени».

Вывести деревню из людей

— На днях в Казани прошел круглый стол в рамках проекта «Битва креативных менеджеров». О чем был форум?

— Информации было много. Говорили, почему Казань — немодный город, как его сделать модным…

— Кстати, о немодном городе. Про казанцев говорят, что люди сами по себе красивые, но одеваются аляповато. Согласны ли вы с такой позицией?

— Согласна с тем, что Казань — город выдающийся с точки зрения продвижения. Татары, к ним я отношу и местных русских, потому что это одна общая ментальность, по своему происхождению являются мусульманами-суннитами. Но надо сказать, что сунниты самая рачительная, самая прагматичная часть мусульманского мира. Между самым красивым, очень роскошным и очень полезным они выберут очень полезное. А мода — та форма искусства, которая не развивается там, где употребляется в пищу только самое полезное. Вы, наверное, знаете, что полезно пить морковный сок. Но иногда вы пьете пиво, другие напитки то, что еще и нравится…

— Я не пью пиво…

— Когда дело касается одежды, моды, выбора между очень прекрасным и очень полезным, население нашей территории делает выбор в пользу очень полезного. А на такой территории мода в таком понимании не развивается и не приживается. Например, Германия — немодная страна, она в этом плане очень рациональная. Слов нет, там есть определенный сегмент рынка, который исповедует моду. А Франция, Италия, Япония — это модные страны. Америка, ее центральная часть, — тоже модная страна. Америка — очень огромная, она фрагментарно модная. Про Россию можно сказать то же самое: это модная страна, когда дело касается Москвы и Питера. А когда дело касается региональных территорий, это страна более практичного потребления — это не хорошо и не плохо, это такой рынок. Нельзя сказать, что это отвратительно, ужасно и как мы тут живем. Но у нас тут другие вещи развиваются лучше. Вы, наверное, сами имеете возможность наблюдать такую картину: стоит на улице огромный шикарный дом за несколько миллионов рублей, а общая дорога к этому дому плохая. Человек из очень дорогой машины вылезает в плохоньком костюме, плохонькой обуви. Потому что он не считает нужным вкладываться во все остальное. Для него его якорные, реперные точки успеха ярко выражены и обозначены, и все, кому надо, и так знают, что он соответствующего достатка человек.

«Франция, Италия, Япония — это модные страны. Америка, ее центральная часть, — тоже модная страна. Америка — очень огромная, она фрагментарно модная. Про Россию можно сказать то же самое: это модная страна, когда дело касается Москвы и Питера». Фото wmagazine.com

— Катя, есть такое мнение, что отсутствие вкуса у татар связано с преобладанием сельской культуры. С этим утверждением вы согласны?

— Конечно. Существует такое мнение, что девушку можно вывести из деревни, а деревню из девушки не выведешь никогда. На этой территории связь с какими-то удаленными истоками очень сильна. Городская насмотренность, городской визуальный опыт, опыт проживания в большом городе достаточно небольшой и невысокий, и доминирует визуальная опытность деревенской среды. Когда человек приезжает обратно в деревню на побывку, именины, хочет соответствовать впечатлениям односельчан, усладить взгляд родственников. Отчасти правда в этом есть. В пропаганде сельской культуры активно участвует государство. Это не только в отношении татарской культуры. Посмотрите всякие танцевальные коллективы: во что они одеты? В сельские костюмы.

— Получается, главным пропагандистом сельской культуры является наша национальная эстрада?

— Да, эстрада. Кто к нам придет? К нам придет Мамадышский район, Муслюмово еще какой-нибудь район — им нравится вот это. И человек, стоящий на большой сцене, выступает в том, что нравится этим людям.

— В общем, у нас и многие руководители родом из деревни…

— У руководства в отличие от нас с вами очень большая насмотренность (это новое слово, которое я часто употребляю), это очень хороший визуальный опыт. Они всюду часто ездят, больше видят и все прекрасно понимают. Но бороться с такими понятиями, как народ, народность в этом понимании невероятно сложно. Что ты сам будешь курировать или дашь поручение минкульту, чтобы он курировал всех певиц, всех певцов, чтобы они выходили не в таких ужасных тюбетейках, в каких выходят, а в приличных тюбетейках? При этом надо говорить, что тюбетейка — это предмет определенного культа, и надо надевать ее к месту. Она должна быть соответствующего качества. Если эти костюмы для детского национального коллектива, который танцует, надо шить красиво, добротно, качественно. У нас же вся культура передается через народные сельские мотивы, как будто других мотивов никогда и не было. И пока, честно говоря, я бы даже мечтала о вводе цензуры, чтобы был нормальный управляющий комитет, который бы не позволял так ужасно обращаться с народным наследием, так как я очень часто, много и с большой любовью занимаюсь татарским костюмом. И несмотря на то, что я этнически русская девушка, у меня нет татарских корней, я очень люблю эту культуру, она очень красивая, я выросла в этом городе. Я как дизайнер вижу, как она может вдохновлять, в какую красоту она может вырасти. Но когда на наших сувенирных полках лежит вот этот весь страх и ужас и он развозится, транслируется, то, что сказать?

«Надо говорить, что тюбетейка — это предмет определенного культа, и надо надевать ее к месту. Она должна быть соответствующего качества. Если эти костюмы для детского национального коллектива, который танцует, надо шить красиво, добротно, качественно. У нас же вся культура передается через народные сельские мотивы, как будто других мотивов никогда и не было». Фото Романа Хасаева

— Вам самой приходится учитывать региональный фактор при дизайне одежды?

— Нет, Тимур, мне не приходится учитывать никакой региональный фактор. Слава Богу, я свободный человек, творю и делаю, что хочу. Если у меня находятся клиенты, которые заказывают такую песню, я всегда найду возможность донести до него свою мысль. И клиенты, которые ко мне обращаются с подобными желаниями, уже определенным образом подготовлены: они видели мои работы, сами просветились на эту тему. Но такого мрака и ужаса, который вы наблюдаете в национальном фэшн-мире, мы не делаем.

Миром рулит Эр-Рияд

— Действительно ли религиозная составляющая оставила отпечаток на повседневной одежде татар?

— Вы же понимаете, что вообще идет арабизация в этом плане. Хотя мы и говорим про Великий Болгар, восстанавливаем его изо всех сил. Но другие силы, другие структуры и заинтересованные люди лоббируют совершенно другое направление ислама. И идет эта арабизация ислама. Вы же совершенно понимаете, что есть определенные политические технологии, существуют определенные стратегии: приучить глаза людей к чему-либо. Когда человек привыкает глазом, со всем остальным он смиряется очень быстро. И когда нам говорят о толерантности, мультикультурализме, мы не сильно возражаем с этой точки зрения, потому что это не совсем наша культура, я бы даже сказала, совсем не наша культура.

— Вы говорите об арабизации. Насколько я знаю, наши мусульманки предпочитают больше не арабский вариант хиджаба, а турецкий.

— Подождите, а кто у нас вообще рулит мусульманским миром в планетном состоянии?

— Хочется сказать, что Вашингтонский обком. А так, основные центры — Саудовская Аравия, Турция и Иран.

— Но саудиты реально рулят миром, и той же самой Турции они свое внушают. А так как рынок турецкого массового швейного производства весьма лоялен и по ценам, и по всему остальному, предлагает нам, как своим лучшим соседям, одежду исламского происхождения, то они предлагают именно это.

«Против черного, реального толкования стиля, который существует в Саудовской Аравии, конечно, европейское общество взбунтуется. Ничего страшного. Есть такая русская поговорка: «Курочка по зернышку клюет». Мы же не знаем, как будет этот рынок выглядеть через 50 лет». Фото Максима Соколова

— Насколько я знаю, арабские женщины в том же Королевстве Саудовская Аравия предпочитают черные одеяния, в отличие от турецких мусульманок в пестрых хиджабах.

— Это уже называется региональная привязка, поскольку в черном здесь никто не разрешит ходить. Против черного, реального толкования стиля, который существует в Саудовской Аравии, конечно, европейское общество взбунтуется. Ничего страшного. Есть такая русская поговорка: «Курочка по зернышку клюет». Мы же не знаем, как будет этот рынок выглядеть через 50 лет. Но у меня как у фэшн-дизайнера, очень пристально, внимательно следящего за всеми социальными изменениями в обществе, очень нехороший прогноз.

— Вы имеете в виду, что больше половины европейцев через пару десятков лет станут мусульманами?

— Да, и этой тенденции России не избежать. Если мы так активно вообще позиционируем себя как татары, надо, пока не поздно, активно начинать с нашей национальной культуры. Не надо ссориться с соседями, нельзя воздвигать стену, но надо активно насаждать свою культуру, в том числе и в отношении этой исламской традиции в одежде.

Космос вам в голову

— Легко ли обычному дизайнеру из Казани попасть на крупнейшие фэшн-фестивали в Париже или Милане?

— Конечно легко. Всегда существует вопрос денег. И ты должен быть в значительной степени интересен, потом талантлив. Нужно предложить продукт, которого на рынке нет, либо его очень мало, но он очень интересен. У тебя должно быть свое прочтение. Я остановлюсь на том, что традиции национального татарского костюма есть только у нас. Их нет в Париже, в Милане, они есть только у нас, и они очень красивы. И надо это транслировать, а не копировать платьица «Шанель», коих миллиарды копий сделано по всему миру, и это уже никому не интересно. Это не дизайнерская «фишка», с которой можно выйти на рынок и стать кому-то интересным. Деньги — конечно, великий рычаг для достижения цели, особенно в мире моды, когда ты просто не можешь быть талантливым дизайнером сам по себе. У тебя должно быть производство, соответствующего уровня команда, возможности для рекламы, пиара… Но самое главное — у тебя должна быть «фишка».

— Есть ли какие-нибудь казанские бренды, ставшие популярными в нашей стране?

— Я не могу сказать про такие. Я и про себя не могу сказать, что стала популярной в нашей стране. У меня есть клиенты по всему миру — в Америке, Париже, Москве, Екатеринбурге, Краснодаре…

«Нужно предложить продукт, которого на рынке нет, либо его очень мало, но он очень интересен. У тебя должно быть свое прочтение. Я остановлюсь на том, что традиции национального татарского костюма есть только у нас. Их нет в Париже, в Милане, они есть только у нас, и они очень красивы». Фото Романа Хасаева

— Но это не массовый клиент.

— Совершенно верно. Но когда мы говорим о мировой популярности, мы подразумеваем не частных клиентов, а мировую экономическую экспансию.

— Чего тогда не хватает нашим татарстанским дизайнерам, чтобы добиться широкого успеха?

— Космоса.

— То есть?

— Космоса в голову, возможностей. Дизайнер — это такой сосуд, который все время должен чем-то наполняться, ему нужно чем-то вдохновляться. Это могут быть разные вещи: цветные стекла, горящие в домах разным цветом, люди, которых ты встречаешь на своем пути. Все это должно быть в какой-то момент не рядового характера, это должно быть что-то очень яркое. Но опять-таки ни один дом моды, ни один дизайнер не работает, не беря деньги из своей тумбочки (кто бы ему их туда положил), он работает на инвестициях. Всегда есть инвесторы, которые вкладывают деньги в раскрутку имени, в поддержание, в продвижение. Это большая-большая хорошо отлаженная экономическая машина, которая толкает имя. А имя потом зарабатывает деньги и раздает всем тем, кто в него вложился. Поэтому нашим дизайнерам, конечно, не хватает космоса в голове для вдохновения, свободы от местного рынка как от основного вдохновителя, потому что если ты мечтаешь о планетарном, надо мечтать масштабно, ну и хороших инвесторов.

— Можно ли говорить, что бизнес по пошиву одежды в Татарстане находится на грани выживания?

— Я такого не скажу. И сама не нахожусь на грани выживания. Я считаю, что все те, кто много и хорошо работает, они хорошо живут, может быть, не так жирно, как раньше. Понятно, что кризис сказался на более крупных «монстрах», чем я или мои коллеги по республике. Насчет выживания, скорее, наоборот. Сейчас все домохозяйки кинулись быть дизайнерами. Все, кто сидел дома, взяли деньги у мужей, в кредит. Посмотрите, на каждом шагу открываются ателье. Если бы это было убыточно, стало быть, этого бы всего не было. Значит рынок живет, существует потребность. А дальше — у кого какие планы: или планетарного масштаба, а кому-то и района хватает.

— Катя, скажите, трудно ли нашим казанским дизайнерам конкурировать с китайско-вьетнамскими «кутурье»?

— Невозможно. Кто бы и что ни говорил, что Китай стал дорог, выгодно шить в России, не верьте этому. В Китае никто не шьет изделие в сто штук. В сто штук выгодно шить в России. Для бренда сто штук это могут быть изделия класса luxury, premium, которые большой великий бренд продает за огромные деньги. А Китай шьет за пять долларов миллиард изделий и покрывает ими весь мир. С Китаем конкурировать невозможно, поэтому не нужно брать себе в голову. Это мое личное мнение, но я этот вопрос изучала серьезно, это не обывательское мнение, услышанное где-то.

Тимур Рахматуллин
Справка

Екатерина Борисова – казанский модельер, фэшн-дизайнер, глава модного дома Katya Borisova.

  • Родилась в Казани.
  • Образование: ПТУ по специальности «Портной» с умением выполнять раскрой; Казанский технологический институт по специальности «Конструирование и технология швейных изделий». Выиграла грант на обучение в Токийском университете дизайна.
  • В 2003 году основала компанию «Дом моды Katya Borisova».
  • Создала костюмы для постановки Александра Славутского спектакля «Вишневый сад» в Казанском большом драматическом театре им. Качалова (КБДТ).
  • Специально для открытия Универсиады 2013 года в Казани создала платье для оперной певицы Аиды Гарифуллиной, исполнявшей главную песню на церемонии торжественного открытия.
  • Назначена главным стилистом церемонии вручения Национальной литературной премии им. Г. Тукая (Татарстан).
  • Является разработчиком технологии изготовления театральных костюмов, которая позволяет изделиям выглядеть сшитыми вручную. Впервые во Франции была показана коллекция, где этническая одежда татар трактовалась в современном fashion-пространстве и являлась основной креативной идеей.
  • Популяризатор татарской культуры в мире fashion.

Новости партнеров

комментарии 100

комментарии

  • Анонимно 26 ноя
    а по-моему все как раз наоборот: казанцы (девушки особенно) очень сильно стремятся быть модными, стильными, красивыми, и тратят уйму денег и времени на свой гардероб
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    это не стиль у них. это колхоз. к сожалению.
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Это вам так кажется. Вообще-то не очень красиво и правильно тут рассуждать о татарах, которые не имеют вкуса. Это тоже самое, если бы на одном из ведущих сайтах Москвы стали бы сидеть и обсуждать, что у русских нет вкуса. И тоже можно будет найти массу примеров. ведь мода в самом прямом смысле этого слова не делается в Москве. Они там всего лишь потребители всего того, что производят во Франции, Италии и т.д. Просто у них больше денег, чем у приехавших из деревни татарок. Чего тут сравнивать. Тоже самое и в Самаре или Саратове. Та же мода из Китая или Турции. Б

    P.S. Заткнулись бы что ли. Сидеть тут и рассуждать о вкусах целой нации. Можете в Рязани поднимать моду и спрос на вашу моду. Грубо. Но ...
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Вот именно это и меют ввиду, когда говорят, что девушку можно вывезти из деревни, но деревню из девушки никогда! Хабалить и никак не воспринимать чужую точку зрения это так по нашеему
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    А почему оскорбление считать за мнение. Так можно далеко пойти. Б
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    вот вы и заткнитесь. это не характеризует положительно именно вашу нацию. что тут говорить - колхоз есть колхоз.......
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    Ну уж вашу то все с положительной стороны характеризует. Сами вы из глухой деревни, которую развалили и сюда перебрались. Тут еще учите как одеваться и как вести себя. Ну как всегда, вы самые передовые, только вот остальные вас как-то не замечают. Только, если бомбой пригрозите.
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    А что заткнуться предлагают только те, кто из колхоза? Думаю, вы ошибаетесь. Знаете откуда это? Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану это. Б
    Ответить
    Анонимно 29 ноя
    точно про вас.
    Ответить
    Анонимно 01 дек
    Так и вас к нашей нации за ногу не привязали. Что то не нравится - чемодан, вокзал, Русь ! А то ишь... Одному не нравится когда Азан в мечети по утрам звучит, поднял скандал в СМИ мол, слишком громко Азанят с мечети. Хорошо было б чтоб потише азанили (призывали правоверных на молитву), а ещё лучше б чтоб вообще заткнулись! Не так ли г-н Фролов? Я даже представить боюсь, что случилось бы с Фроловым, если б он своё недовольство громким утренним Азаном озвучил где нибудь в Ингушетии или в Чечне? Не 24 часа, а 24 минуты дали б собрать манатки и свалить с их республик...
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    еще не вечер, подожди!
    Ответить
    Артем Артюков 09 дек
    Что за мелкосортные обидки. Читайте внимательно текст.
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    Тюбетейки и калфаки - просто смак, но действительно, везде их не поносишь
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    одна из любимых моих местных женских дизайнеров, приятно удивлена видеть ее здесь)
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    Молодец! Правду сказала!
    Ответить
    Анонимно 01 дек
    где же правда, откуда-то вылезшая лишайная корова, разглагольствовала не понятно о чем не понятно для кого. Вообще не знает об исламе и эта туда же...
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    ох, какое же это субъективное понятие "мода"..
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    Людям жрать нечего, а они здесь про какой-то fashion!
    Ответить
    Анонимно 29 ноя
    ну так проходите мимо и не задерживайтесь
    Ответить
    Анонимно 01 дек
    Ну так и вы тусуйтесь среди себе подобных, чё ж вы к быдлу то прислонились? Или на фоне быдла смотритесь умнее и круче? Ходить в разодранных штанах, распирсингованные и растатуированные по-вашему круто и модно, а на мой быдлячий взгляд - пошло и бесвкусно. И никакая примадонна от мира моды меня в этом не переубедит...
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    Якшы!
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    Тюбетейка стала "ритуальной" одеждой лишь в позднесоветское время, а изначально этого не было. И уж точно это не "предмет культа".
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Татарская тюбетейка (особенно черная) первым делом определяет национальную принадлежность человека, а уж затем его отношение к нации, культуру и традиции.
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    Я не пью пиво…

    А "Ханскую водку" и "Бугульминский бальзам"...
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Он наверно даже не знает что это такое
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    не нужны ликероводочные заводы ( с рекламой от шайтана ) в мусульманских республиках!
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    у нас вообще то республика СВЕТСКАЯ, читайте конституцию.
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Это вы путину скажите
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    так здесь это вы написали. а не путин. вам и говорю.
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    А мы в русле того, что Путин в Москве делает и говорит. Так что начинайте с все разговоры о светскости государства с Москвы и фед. властей. А Татарстану будете указывать тогда, когда в Москве порядок наведете.
    Ответить
    Анонимно 29 ноя
    татарстан - ЧАСТЬ россии. поймите уже это и успокойтесь.
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    алкоголь, табак, наркотические вещества являются ГЕННЫМ МАТЕРИАЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ шайтана, как один из видов и способов уничтожения народов ( лекция ФСБ шайтана о алкоголе. Виктор Ефимов.)
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Вы уж либо о шайтанах, либо о генетике. Зачем науку и мракобесие в одну кучу сваливать?
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    прошу подробнее о не совместимости "мракобесия" с наукой "о вреде алкоголя"!
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Генетика и сентическая теория эволюции, благодаря ей, давно доказала эволюционную теорию, что прямо противоречит постулатам аддептов всяких шайтанов, джинов и прочих сказочных героев. Хотя злоупотребелние алкоголем очень вредно, безсомнения, это даже полторы тысячи лет назад понимали
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    вы не верите в бога и существовании потустороннего мира?
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Этот атеист бы для начала научился грамотно писать и излагать свои мысли
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    какой бред, а
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    Быть замотанными это для массового потребления - а королевская семья в Европе и не вспоминает о мусульманских одеждах. Вот один из примеров https://www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/princessa-saudovskoj-aravii-xxi-veka-880060/
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    вы это о чем? о каких еще заморских короля и их семьях.
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    давно не читал таких веселых интервью
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    и всё?!!...сшила платье для Аиды Гарифуллиной!!!...фешн фейк))))...действительно весело!!!...а эта деревня её кормит между прочим....мне тоже не нравится, что мы мало модно одеваемся, но я понимаю, что зарплату, которую установило наше государство можно потратить только на еде, голь на выдумки хитра, но зато наши дети не умирают в Швейцариях на гонках в дорогих авто...они живут тут с нами...!!!...мода нужна деткам и внучкам воров и мошенников, грабящих наш народ и его недра!!!
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Я Вас поддерживаю, чем плоха деревня?! Вся Европа одевается УДОБНО в повседневной жизни и нечего городить ерунду.
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    А Италия и Франция модно
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Им там делать нечего, от безделья и жира бесятся, хотят без нижнего белья и показывают свои "прелести" в якобы супер модном прозрачном платье. Кстати и наша землячка из Челябинска затесалась к ним в компанию.
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Можно одеваться удобно и модно, у нас чаще неудобно и не модно! Именно это и называется "колхоз"
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    У нас одеваются по своему кошельку. Что кошелек позволит. И не следует судить за это. Те, кто живут в Москве, могут позволит что-то и одеть подороже. А так везде китайский ширпотреб. Да и в Европе никто за модой так уж не гонится. Там тоже определяется толщиной кошелька. И магазины тоже рассчитаны на разных покупателей и мода тоже. Потому не надо бренчать про татарок и их вкусы. Б
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Наши татарки усаллах казлар кэбек, зато по красоте впереди планеты всей!
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    это вы так решили???? и с какой стати????
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    дело не в кошельке. одеваться дорого - не значит модно. когда человек ставит знак равенства между "модно" и "дорого" - это и есть колхоз.
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    Это вы деревня, если не доходит, что модно - это дорого. Модельеры деревенских не одевают. Шейте себе сарафанчики из подручного материальчика, да лапти одевайте. Может тоже в вашу моду войдет.
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    Взято из практики совместной жизни.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Уровень жизни в Татарстане, сравните сначала с уровнем жизни Москвы, Рима и Парижа. Что практично, комфортно по климату, удобно - то и становилось модным. Джинсы - шили из парусины, одежда докеров(грузчиков портов изначально, прочность ценилась) стала модной по всему миру. В Африке одна мода, в Якутии - другая. Самореклама Кати понятна: "Покупайте у меня и подороже".
    -- Спонсор, дай мне доллары, и ты меня не узнаешь. Буду одет как леди (или джентельмен) и куплю в Париже. А религия, она для души, и лезть туда не надо, это элементарно.
    Ответить
    Анонимно 29 ноя
    ну точно больной.
    Ответить
    Анонимно 29 ноя
    у татар - да, дорого+модно.ничего не попишешь, колхоз.
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    верно!
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    татарские женщины лучше будьте естественными деревенскими и самобытными, мы вас такими любим, чем вульгарными, прозрачными куклами - модницами.
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Такие высказывания еще раз доказывают, что мы неправильно понимаем что такое мода. Для нас мода - это плохо, это прозрачное платье без трусов. Дурдом! Учи матчасть, родной татарстан
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    объясните пожалуйста не образованному и не моднику, а простому татарину, где находится матчасть , что ли ниже пупка!
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    у кого чего болит - тот о том и говорит. озабоченный?
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    Объясните Борисовой, что 90 процентов мусульман в мире и есть сунниты ))
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    Этой 'девушке' сколько лет? 40? И до сих пор Катя?
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    это у нее бренд: "татарская Катя".
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    этой девушке 51. спасибо за комплимент.
    Ответить
    Анонимно 09 дек
    Да какой комплимент? Это стёб голимый. Наташа Королёва, Катя Лель и эта туда же... Раз шестой десяток пошёл с детством давно пора завязывать.
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    Ей уже за 50
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    Вашингтонский обком))) Респект, Тимур!!!
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    насчет арабизации журналист хорошо ее подловил. а то повторяет слова раиса сулейманова, который на каждом углу видит арабского ваххабита. жаль, что не додавил.
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    Девице этой невдомек, что культура бывает элитарной, народной и массовой? То, что на подиумах - элемент элитарного искусства. Народная же формируется зачастую на селе, в деревне - и это настоящее искусство со своими правилами и атрибутами. А то, что на сцене пляшет - массовое, попса, которая вбирает в себя элементы народного и элитарного, а в итоге получается такой китч. Действительно, на татарской эстраде творится непонятно что, на это указывает еще Минниханов.
    Эта дизайнерша, вероятно, пытается всех зачесать под одну гребенку, правильную в ее только понимании. А ее рассуждения о суннитах, об исламе, об арабизации - вообще без комментариев.
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    ну и чего тогда комментировать лезете.
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    Два очень умных собеседника, каждый в своем деле мастер. Прочитала с большим удовольствием. Кате и Тимуру спасибо за такой позитив! :)
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    По результату статьи и комментарий, определилась троится умных собеседников, которой пора в английскую королевскую семью для фантазий "космоса в голове", а нам деревенским, татарская тюбетейка на все случаи жизни, как было в традиции у наших бабаев.
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    У татар тюбетейка действительно традиция и культ при жизни. Наши отцы и деды имеют(ли) по несколько штук и разных расцветок, праздничные с орнаментом, на жомга намазы, на похоронные мероприятия, для повседневной и рабочей носки, в летнее и зимнее время года. Голова татарин-мусульманина была покрыта даже, когда он спать ложился. Выходит татары знают (ли), когда и в какой быть в тюбетейке! ( Вам делаем несколько замечаний Катя! Изучите традиции и культуру татар. )
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    "Америка, ее центральная часть, — тоже модная страна." - это она про кукурузные штаты, которые из бейсболок и джинсов не вылазят?
    "Посмотрите всякие танцевальные коллективы: во что они одеты? В сельские костюмы." - а во что они должны быть одеты? В кружевное жабо и трико?
    Действительно, у дамы космос в голове...
    Ответить
  • Анонимно 27 ноя
    неча зубы показывать, а не то без зубов оставят!!!....каждому свое, кому-то мода Кати, а кому то своя деревенская мода!!!
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    Зачем учить нас, как нам жить, во что одеваться, что есть и пить, что слушать и смотреть, на досуге "любоваться" на чуждых идолов и ковыряться в нашей религии И обзывать нас "колхозом". Вам не кто не мешает,разрабатывайте и рекламируйте модную одежду для своих Марьей да Иванушек, ходите в церкви и ставьте там свечи во благо народа.
    Ответить
    Анонимно 29 ноя
    просто НИКОГДА не забыватйе, что вы живее в РОССИИ - и вам сразу станет легче.
    Ответить
    Анонимно 01 дек
    "Терпение во время испытаний!"
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    Не надо лазить с грязным рылом к нам, в нашу жизнь, самобытность и многовековые традиции!
    Ответить
    Анонимно 29 ноя
    неча на зеркало пенять, коли рожа крива. в зеркало то не смотрелись, не? так гляньте. много про себя интересного узнаете.
    Ответить
    Анонимно 29 ноя
    ваша самобытность, к сожалению, состоит в грубости хамстве.
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    Поезжайте в Воронежскую губернию или к казакам в Волгоградскую, очень много нового о себе узнаете "мягкого" и "толерантного" от своих соплеменников, раз наша самобытность вам не по душе.
    Ответить
  • Анонимно 27 ноя
    Спасибо, вот только хоть один практичный совет бы дали. Как из колхоза выйти-то?требую продолжения.
    Ответить
    Анонимно 27 ноя
    Может вам какое то время пожить в Африканской Эфиопии, например у племени Мурси или Нуба. Может понравится, окажется лучше татарского колхоза. Останетесь на ПМЖ и скажете Спасибо!
    Ответить
    Анонимно 04 дек
    А Вы видимо прямоходом из Танзании или с Руанды вернулись? И вообще - не надо никаких ассимиляций разных народов в одну общую нацию. Каждая нация пусть развивается по-своему.
    Ответить
  • Анонимно 27 ноя
    Ох, РВ, где вы таких интересных собеседников находите? Тимур, вы умеете нужные вопросы задавать и провоцировать на откровения.
    Ответить
  • Анонимно 27 ноя
    Спасибо за интервью! Чем больше таких интервью, тем крепче национальное самосознание у татар. ;-)
    Ответить
    Анонимно 29 ноя
    куда уж крепче то?и так как у дубов.....
    Ответить
  • Анонимно 27 ноя
    Дайте денег, а уж как модно одеться и без вас разберемся.
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    Девушку можно вывести из ПТУ, а вот ПТУ из девушки никогда!
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    Ох уж, эти татары))) Сама татарка, горжусь своей историей, языком, некоторыми чертами национального характера, театром, литературой и мн.др.) НО откуда, откуда такое планетарного масштаба самомнение???? Никто нам не указ, сами все знаем, и только мы правы))) "Всё это было бы смешно, Когда бы не было так грустно"... В общем, правильное интервью.
    Ответить
    Анонимно 29 ноя
    вот наконец-то АДЕКВАТНАЯ татарка! очень уважаю таких. остальные - колхоз.
    Ответить
    Анонимно 29 ноя
    (татарка) иди к доктору, похоже в тебя вселился пьяный шайтан.
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    Стиль, мода это форма эстетического закабаления, приятного и тем опасного. Зрелые общества практичны. Перегруженность украшательством в одежде - пережиток, рудимент язычества, магии (отвод дурного глаза). Настоящая красота сдержанная в проявлениях кажется незаметной, но все её замечают как и в случае с силой.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    внимательно прочтите, а затем делайте свои умозаключения!
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    Эх...если бы ни этот презираемый вами "колхоз-стайл" с ватными телогрейками и валенками,что бы мы жрали тогда в своих каменных джунглях? Одними капучинами и рукколами сыт не будешь.Не надо использовать слова "колхоз" и " деревня" как оскорбление.раньше просто татарами обзывали, а сейчас еще и колхозными)))
    Ответить
  • Анонимно 06 дек
    Плюнь на них и не обращай внимания, за деревней будущее. Придет такое время, когда они, горожане - "го_ожопые" после съеденных последних крыс, побегут в деревню в лаптях щи хлебать.
    Ответить
  • Анонимно 08 дек
    Чувствуется, что окончила ПТУ, портит театр своими страшными костюмами. И сама тоже ...:)
    Ответить
  • Анонимно 08 дек
    Нужно таких не допускать к поучительству в области моды!
    Ответить
  • Анонимно 22 дек
    Она (г-жа Екатерина) Серьезно считает ,себя модным дизайнером ?! Тогда пусть проследит за качеством своих волос и , очень модным цветом ну и помаду пусть тоже поменяет -перламутровую а-ля "90"
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии