«Задержание Улюкаева — это серьезный удар по карьерным перспективам Дмитрия Медведева»
Бывший замглавы администрации президента Башкирии о гадании конспирологов на Клинтон, предупреждении для властей Башкирии и взгляде элит на «Татнефть»
Задержание министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева может «попасть» сразу по нескольким «мишеням». В первую очередь ощутимому влиянию подвергнется родина «Башнефти», одновременно с этим «в зоне риска» может оказаться татарстанская «Татнефть», к которой в ближайшее время могут потянуться руки федеральных элит. Также под ударом окажутся возможные карьерные перспективы Дмитрия Медведева как потенциального преемника Владимира Путина. Такого мнения придерживается политолог и бывший замглавы администрации президента Башкортостана Ростислав Мурзагулов, обсудивший главную новость сегодняшнего дня с корреспондентом «Реального времени».
Два миллиона долларов как повод и «набор очков» командой Путина
— Ростислав, каково ваше мнение о возбуждении уголовного дела в отношении Алексея Улюкаева? Комментарии к новостным материалам и соцсети уже пестрят сообщениями о том, что в Россию возвращается 37-й год — вы с этим мнением согласны?
— Знаете, на мой взгляд, вся эта ситуация является проявлением межэлитарной, внутривидовой борьбы. Я довольно много работал и с министрами, и с олигархами, и с прочими представителями наших элит и прекрасно знаю, что все уже давно перестали требовать друг от друга взятки за подписи — сейчас все работает совершенно по-другому, и вряд ли Улюкаев (человек опытный и давно работающий) был исключением.
Очевидно, что мы просто наблюдаем ситуацию, когда Улюкаев кому-то перестал быть нужен в правительственных кругах и, соответственно, от него избавились таким образом. Таким образом, кстати, нанесли удар и по тем, кто принадлежал к одному с ним политическому клану. Это некое проявление очередных тектонических изломов внутри нашей элитарной истории.
— Возможно ли, что эти два миллиона — всего-лишь повод?
— Повторюсь, это проявление некой внутривидовой борьбы, а конкретно эти два миллиона, да, — это всего лишь некий повод. Кто-то, где-то, может быть, обнаружил Улюкаева с некими двумя миллионами — вот мы с вами и узнали, что это, оказывается, была взятка. А как там все было на самом деле, мы с вами не узнаем никогда.
«Очевидно, что мы просто наблюдаем ситуацию, когда Улюкаев кому-то перестал быть нужен в правительственных кругах и, соответственно, от него избавились таким образом».Фото kremlin.ru
— Ряд экспертов заявляют, что вся эта история — это четко продуманный ход президентской команды, сделанный, чтобы «набрать очки» среди российских граждан…
— Если бы это была абсолютно популистская история, то она бы точно случилась до выборов — она бы могла добавить голосов партии власти. Да и потом, очень уж удивительно, что именно в разрезе распределения одного из последних нефтегазовых активов случилась эта история. Если бы это случилось с каким-нибудь минздравом или минобразования, где просто кто-то из бюджета что-то крал и его на этом поймали, тогда да, наверное был бы популизм, а здесь, все-таки, связано с переделом политического и экономического влияния в России.
Последствия для Башкирии и риски для «Татнефти»
— Не могу не задать вам один из наверное часто задаваемых сегодня вопросов: есть ли риски для сделки?
— Нет, никаких рисков точно нет. Все-таки одновременно с опубликованием релиза о том, что «Улюкаев нехороший», говорилось, что уважаемая «Роснефть» совершенно ни при чем, и сделка тут ни при чем, претензий к ней нет.
— Тем не менее, некоторые эксперты, к примеру, Сергей Алексашенко, уверены, что сейчас начнется процесс отбирания «Башнефти» у «Роснефти»...
— Думаю, что подобные версии дальнейшего развития событий совершенно несостоятельны. Я не верю в то, что кто-то что-то у «Роснефти» отберет. А вообще, хочу сказать, что не очень хорошо, когда раз в полгода меняется собственник у республикообразующего предприятия, от которого зависят четыре млн. человек. И так уже довольно много потрепали этот актив, и я надеюсь, что когда-нибудь эта трепка закончится и начнется нормальная работа предприятий, которые будут работать на благо республики, перестав быть каким-то объектом некого торга и причиной междуусобных войн.
— Ростислав, о чем по вашему может свидетельствовать информация о том, что Улюкаев, якобы находился в разработке целый год, причем все это время информация регулярно докладывалась президенту?
— Сейчас можно говорить, о чем угодно. Можно говорить о том, что он в разработке находился хоть с 37-го года. К сожалению, наши силовые структуры — это абсолютно закрытые организации, и проверить, что там у них были за разработки, когда и о чем, мы никак с вами не можем. Вообще корни стоит искать в том, что сразу было объявлено о связи с «Башнефтью».
Лично для меня очевидно, что «Башнефть» — это один из последних активов, которые были еще не распределены, и сейчас таким образом происходит распределение этого самого актива. После того, как вот таким образом была решена судьба одного из тех министров, которые имели некую свою позицию по поводу этого распределения, желающих возражать, наверное, стало намного меньше.
Совершенно точно, что до приватизации «Башнефть» являлась лакомым кусочком, и один из элитарных кланов этот кусочек вроде как прибрал. После того, как мы увидели некие тектонические сдвиги в российских властных элитах, этот кусочек снова стал государственным, а потом он начал дрейфовать к другому федеральному властному клану. Наверное, окончательная передача этому самому новому клану совершится довольно скоро. Окончательно, бесповоротно и на все 100%.
«Лично для меня очевидно, что «Башнефть» — это один из последних активов, которые были еще не распределены, и сейчас таким образом происходит распределение этого самого актива». Фото newsader.com
— В этом контексте наблюдаются ли риски для «Татнефти»?
— Так как Башкирия была одним из последних регионов, владеющим подобными активами, то, собственно, Татарстан — это последний регион, который аналогичными активами располагает. Естественно, рано или поздно взоры наших федеральных элит направятся на этот регион и на эти активы. Другое дело, что там уже руководство республики начало некую превентивную контратаку — там уже говорят о том, что Татарстан будет защищать свой суверенитет. Посмотрим, смогут ли в Татарстане этот суверенитет защитить или он, напротив, будет окончательно похоронен, а татарстанские активы также начнут переходить в какие-то новые руки. Это будет интересным предметом для научной дискуссии.
— А как ситуация с Улюкаевым отразится на Башкирии?
— Влияние действительно будет ощутимым, поскольку теперь будет понятно, что и спорить по поводу «Башнефти» ни с кем не нужно. Даже в тех объемах, в которых это себе позволял господин Улюкаев.
«Это один из серьезных ударов, нанесенный по карьерным перспективам Медведева»
— СК заявляет об отсутствии претензий к Сечину, однако можно ли предположить, что данная ситуация является неким знаком, поданным главе «Роснефти», усилившему свое влияние?
— Очевидно, это говорит о том, что все те разговоры о сильном снижении влияния Сечина остались в прошлом.
В целом, это связано с тем, что одни группировки побеждают в настоящий момент некие другие группировки. Безусловно, Сечин является одним из ярких их представителей, но при этом многие лица, участвующие в этом пасьянсе, нам вообще не известны.
«Одни группировки побеждают в настоящий момент некие другие группировки. Безусловно, Сечин является одним из ярких их представителей, но при этом многие лица, участвующие в этом пасьянсе, нам вообще не известны». Фото dic.academic.ru
— На ваш взгляд, почему информация о задержании появилась поздно ночью? Связано ли это с борьбой в силовых структурах?
— Всегда можно говорить о борьбе силовиков и о том, что кто-то очень занятой и очень важный не мог долго утвердить эту новость. Я думаю, что этот «кто-то очень занятой и очень важный» в принципе в стране был один, который мог утвердить публикацию одной новости. Ну, соответственно, как только он дал эту отмашку, так это и было опубликовано. Рабочий день человека «очень занятого и очень важного» заканчивается, как мы с вами знаем, довольно поздно. Вот вчера он закончился в два часа ночи.
— Раз уж мы снова заговорили о президенте, хочу спросит вас, не говорит ли задержание Улюкаева о том, что Медведев перестает быть очевидным преемником Путина?
— Безусловно, в России экономика с политикой связаны очень плотно. И естественно, это один из серьезных ударов, который нанесен по возможным карьерным перспективам Дмитрия Медведева.
— Также звучало мнение о том, что для либералов настали не лучшие времена после поражения Хиллари Клинтон на выборах в США...
— Знаете, с таким же успехом можно было бы рассматривать связь этого события со звездами, с черной кошкой, перебежавшей утром дорогу. Думаю, с выборами в Штатах эти события не связаны никак. Это максимум забавная конспирологическая теория.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Ростислав Рафкатович Мурзагулов — российский политолог, политтехнолог, журналист, писатель.
- Родился в 1978 году.
- Образование: МГУ им. М.В. Ломоносова (журналистика), Sciences Po (Париж).
- Работал ведущим новостей «Первого канала», доцентом БашГУ, пресс-секретарем президента Башкортостана, заместителем главы администрации президента РБ (при Муртазе Рахимове и Рустэме Хамитове), вице-президентом «Курортов Северного Кавказа», экспертом ООН.
- Участвовал в избирательных кампаниях, отвечал за продвижение правительственных реформ, консультировал госструктуры, партии, движения, политических деятелей и предпринимателей.
- Автор книг о башкирской политике «Бабай всея Руси, или Особенности местной демократии» и «Бабай всея Руси, или Операция «Осень Патриарха».