Новости раздела

«7 дней»: от Дня народного единства до Дня Конституции Татарстана

«7 дней»: от Дня народного единства до Дня Конституции Татарстана
Фото: Дмитрий Резнов/realnoevremya.ru

Что за новая диаспора может появиться в республике? В каких условиях 24 года назад принималась Конституция Татарстана? В чем не сошлись Росстат и МВД? Почему при наличии судебного постановления жильцы до сих пор не могут покинуть аварийное жилье? В каком направлении качнулся маятник федерализма в России? Об этом и не только шла речь в очередном выпуске итоговой программы телеканала «ТНВ» — «7 дней».

Два торжества в один день

Эта неделя была богата на праздники. Так совпало, что на 4 ноября пришлось сразу два торжественных события. В церковный календарь этот день вошел, как День празднования Казанской иконы Божией Матери — в память об освобождении Москвы и России от поляков в 1612 году. Именно эта икона помогла народному ополчению во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским изгнать иностранных захватчиков. Именно она была с почестями внесена в освобожденную Москву. Второй праздник — День народного единства — относительно новый «красный» день календаря. Его в России отмечают с 2005 года. В Москве одной из главных мест празднования стала Боровицкая площадь. В Казани основные праздничные мероприятия прошли в центре. Утром — крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. После обеда состоялся митинг на набережной и концерт «Наш дом — Татарстан» в «Пирамиде» с участием президента Рустама Минниханова. Съемочная группа «7 дней» побывала на праздничных событиях.

В Благовещенский собор Казанского кремля на службу прихожане начали собираться уже с 7 часов утра. Здесь и казанцы, и православные из других митрополий, и гости из-за рубежа. В 11 часов, по завершении божественной литургии, начался крестный ход. На месте обретения чудотворного образа у стен Крестовоздвиженского собора — молебное пение.

«Это же День народного единства. Я еще хочу сказать, запомните не потому, что это день Казанской Божией Матери. Это исторический день был, освободили тогда Москву, Россию. А кто тогда в ополчении был? Огромное количество мусульман — татары, башкиры, и многие другие народности были вместе. Мы веками жили, живем и будем жить в мире и согласии», — отметил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Камиль хазрат Самигуллин, председатель ДУМ РТ, муфтий Татарстана, в свою очередь подчеркнул: «Если татары и русские работают в одном коллективе, то довольны друг другом. Никто не ожидает подлости друг от друга. Полное доверие есть у нас. Это не надуманные цифры. Эти цифры приводят люди со стороны».

«Мы веками жили, живем и будем жить в мире и согласии», — отметил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Олег Тихонов/realnoevremya.ru

Торжественную часть митинга открыл президент Татарстана. «Наша страна многонациональная, многоконфессиональная. И, конечно, единство народов — это мощный базис нашего российского государства. Благодаря миру и согласию мы имеем перспективу дальнейшего роста», — подчеркнул Рустам Минниханов в своем обращении.

Увидеть представителей народов, живущих в Татарстане, можно было в пятницу на гала-концерте этнокультурного фестиваля. Поднявшись на сцену, Рустам Минниханов сказал, в Татарстане проводится большая работа по созданию благоприятных условий для представителей всех национальностей.

«Великий русский критик Белинский сказал: пугает то, что не понятно. Мы хотим сделать национальную политику РТ очень понятной. Поэтому мы ведем открытую информационную политику, — рассказал директор Дома дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов. — Во-вторых, мы реализуем единственный пока в России проект такого масштаба, как уроки дружбы и согласия».

Сегодня в Татарстане идут разговоры, что может появиться новая диаспора. Подробности корреспонденты «7 дней» решили узнать из первых рук — у Таниты Петровой, директора цыганского ансамбля Nova Roma. Женщина отмечает, таких семей рома, как ее, в Казани сейчас пять-шесть. У каждого члена семьи, кстати, — свой бизнес. Это не те цыгане, которых люди боятся. Чтобы появилась диаспора, нужно написать заявление, отмечает Танита. Она готова и возглавить диаспору. Но есть нюанс. «Нас и президент поддерживает, и Дом дружбы народов поддерживает. Сами пока цыгане не очень хотят, не очень активно идут на сближение, — делится Петрова. — Диаспора в Татарстане цыганская очень нужна. Я призываю всех рома, которые меня сейчас видят и слышат, давайте объединятся, давайте увидимся и соединимся», — призвала директор Nova Roma.

Принципиальное заявление сотрудников ГИБДД

Начавшиеся в ноябре мороз и снегопады повлекли за собой весьма неприятные последствия. В смертельных авариях в Алексеевском, Аксубаевском, Зеленодольском и Заинском районах за первую неделю месяца погибло в общей сложности пять человек. По предварительным оценкам инспекторов ГИБДД, значительная доля вины в случившемся лежит на водителях, которые своевременно не сменили летнюю резину на зимнюю. Однако нельзя исключать и вину дорожных служб, ответственных за содержание дорог. Участки, где произошли аварии, находились в неудовлетворительном состоянии.

«Росстат считает, если житель республики выехал на территорию другого субъекта и попал в ДТП на любой другой территории, он будет отнесен к погибшим в Татарстане. По данным МВД, к погибшим в Татарстане не приравнивается тот, кто погиб не на территории республики», — комментирует Ленар Габдурахманов, начальник управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан.

Рамиль Хайруллин, региональный представитель федерации автомобилистов России в Татарстане считает иначе. «Дело не в цифрах абсолютно. Нельзя допускать даже одну аварию со смертельным исходом, а не у кого-то больше, у кого-то меньше. Это неправильно», — говорит Хайруллин.

Если данным Росстата еще можно возразить, то факт увеличения числа смертности на дорогах остается неоспоримым. Загородные трассы — самые опасные участки, где на высоких скоростях происходят лобовые смертельные столкновения. Автомобилей с каждым годом становится все больше, а развитие дорожной сети не успевает угнаться за прогрессом.

Сибирский тракт — один из старейших сухопутных маршрутов, соединяющих сухопутную часть России с Сибирью. Этот старейший участок автодороги от Казани в сторону Арска считается наиболее опасным, извилистая двухполосная дорога, местами не освещенная, с потертой дорожной разметкой. Не нужно обращаться к статистике, огромное количество памятников у обочины свидетельствует о произошедших здесь ДТП.

«Много лет многие эксперты говорят, что встречные потоки необходимо разделять физически. Рифкат Нургалиевич как-то предлагал делать троссовые разделители. Хороший выход, более дешевый», — говорит Рамиль Хайруллин.

Чем лучше дорожное покрытие, тем дороги опаснее для людей. Если нет пресловутых разделительных полос и должного освещения, но при этом дороги вроде бы качественные, природные инстинкты человека притупляются. Тому подтверждение огромная армия водителей с большими и неоправданными амбициями.

Обещанного три с половиной года ждут

Парадоксальная ситуация сложилась в Чистополе. Там люди, у которых на руках есть решение суда о переселении из аварийного жилья в новое, не могут сменить место жительство уже который год. Корреспондент «7 дней» вместе с активистами Общероссийского народного фронта отправился на место событий.

Дому, где живет главная героиня сюжета — Елена с семьей, недавно исполнилось 130 лет. В одной комнате проживает четыре человека. «Маленькая дочка девяти лет, я, муж и наш шестнадцатилетний сын, — рассказывает жительница аварийного дома. — Здесь же мы едим, здесь же ребенок уроки делает. Потолок по частям обваливается. Один раз на спящую дочку попало. Это нечеловеческие условия».

Всего в нечеловеческих условиях проживает 25 человек. Самому младшему — 5 месяцев. Несмотря на то, что дом находится в самом центре города, никакого отопления, кроме печного нет, плита есть не у всех, горячей воды сроду не было.

Единственный водопровод на все здание находится в общем коридоре. «Из коридора таскаем воду, вода только холодная, туалет один на всех — на улице», — со слезами на глазах говорят жильцы дома. Все течет, но ничего не меняется. Жильцы как могут, латают очередные пробоины, но дом просто умирает от старости. Все тщетно.

Решение чистопольского городского суда от 24 апреля 2013 года гласит: «Есть перечень ветхих домов, износ этого дома 70 процентов с лишним. Дом отнесен к разряду аварийных». Вердикт: «Обязать исполком предоставить вне очереди жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям в границах города Чистополь». С тех пор прошло три с половиной года.

Во все концы летели письма из дома номер 49 по улице Ленина все эти три с половиной года. Суть все та же — когда, наконец, переселят? Когда накажут чиновников за бездействие? Цитата из одного из писем: «Никак не можем взять в толк, почему, когда дело касается долгов простых граждан, судебные приставы тут же арестовывают не только автомобили и дорогую технику, но и породистых собак и кошек. Неужели с администрации взыскать совершенно нечего?». Пытались даже привлечь к уголовной ответственности исполком за злостное неисполнение решения суда. Местная прокуратура состава преступления не обнаружила, впаяла главе исполкома показательный административный штраф в 30 тысяч рублей.

Нынешний глава исполкома в своей должности совсем недавно, несколько месяцев. Надо отдать ему должное — прибыл по первому звонку съемочной группы. С жильцами дома знакомится прямо при журналистах. Но ответ ясен заранее. Они такие не одни, все хотят, очередь когда-нибудь подойдет, дома надо строить, а денег нет.

Исполком занят теперь тем же, чем и сами жильцы, — латает пробоины. Предлагают переселиться в дом, который находится в не менее аварийном состоянии, чем нынешний.

Находятся и защитники. К решению проблемы подключились активисты из республиканского общероссийского фронта. Откликнулись на крик о помощи только они.

«Стараемся достучаться до тех же руководителей исполкома и всех, кто еще причастен, чтобы они объективно понимали и предпринимали какие-то действия», — разъясняет действия народного фронта эксперт ОНФ Марат Корнилов.

Завершающий аккорд в оформлении политического статуса Татарстана

6 ноября Татарстан отметил праздник. В этот день ровно 24 года назад в Казани официально и торжественно была принята Конституция Республики Татарстан. И это было воистину историческое событие, ведь был принят не только основополагающий закон, который определил развитие республики на годы, десятилетия вперед. Конституция дала Татарстану основу для становления и развития экономики, определила для этого необходимую законодательную базу, политически сформировала республику, дала толчок развитию национальной культуры, образования, закрепила статус татарского и русского языков, как двух государственных на территории Татарстана.

Кроме того, принятие Конституции РТ, которое состоялось, к слову, раньше принятия Конституции Российской, оказало влияние на развитие не только Татарстана, но и всей России. Это практически первый случай в истории нашей страны, когда писали Конституцию национальной республики без указки сверху. До этого все предыдущие документы, начиная с 1920 года, диктовались из центра, и вряд ли их в полной мере можно было назвать народными.

Важно понимать, в какой обстановке в России и в республике готовился этот исторический документ. Депутаты, юристы писали его не в тиши кабинетов, а, можно сказать, под крики и гул толпы, часто недовольной толпы.

«Радикальные настроения в обществе были реальностью и даже отчасти были необходимы», — говорит общественный деятель Фандас Сафиуллин. В начале 90-х он являлся народным депутатом Верховного Совета республики. На тот момент, в ноябре 1992, была принята Декларация о суверенитете республики, состоялся всенародный референдум в ее поддержку. Конституция должна была стать завершающим аккордом в оформлении политического статуса Татарстана как суверенного государства. Именно так ставился вопрос. «Хотя подавляющая часть депутатов понимала, что об отделении от России речь не идет. Тем не менее споры были жаркие — и на улице, и в парламенте. Но только споры», — вспоминает Фандас Шакирович.

«У нас были очень жесткие споры. По 10-12 часов длились заседания. Спорили по каждой фразе, каждому термину, чтобы терминология была выверенной. Настолько был заряд мощный, что мозги скрипели и искры летели», — рассказывает Юрий Прохоров, народный депутат верховного Совета РТ (1990—1995 гг.).

Искры летели, но политического пожара не случилось. Умело сдерживал излишне радикальные предложения первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, но в то же время в спорах с Москвой жестко отстаивал интересы республики. Как результат, документ получился, в его первой редакции и национально-ориентированный и в то же время устраивающий центр. Каждая из сторон могла трактовать его в свою пользу, тогда это было крайне важно.

«Прежде всего, это процесс восстановления некогда утерянной государственности. Это процесс превращения автономной республики в суверенную республику. Это возможность для развития нашего языка, традиций и обычаев», — отмечает Индус Тагиров, академик АН РТ, депутат Государственного совета РТ (1995—2009 гг.).

«Мы сами начали определять экономическую политику. Это было очень существенно, но плоды даются только сегодня», — подчеркивает Рафаэль Хакимов, директор института истории имени Марджани АН РТ.

«Мы сами начали определять экономическую политику», — говорит Рафаэль Хакимов. Максим Платонов/realnoevremya.ru

«В этой Конституции прямо указано, что Татарстан готов быть в составе России на базе договоров. Поэтому Договор является составной частью Конституции, и в редакции уже 2002 года это прямо отражено», — комментирует Марат Галеев, депутат Госсовета РТ.

Статья 8 Конституции Татарстана гласит: «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки». «Сегодня это норма, а тогда, 24 года назад, все было совсем не так однозначно», — вспоминает депутат Разиль Валеев. «Одна часть депутатов говорила о том, что мы живем в Российской Федерации, у нас должен быть только один государственный язык — русский. Они по-своему были правы. Вторая часть говорила о том, что в республике проживает много татар, и государственным языком должен быть татарский язык. Поэтому решили остановиться на третьем варианте, что государственными являются и татарский, и русский языки», — делится Валеев.

Нынешний текст Конституции Татарстана, конечно, серьезно отличается от того, что народные избранники приняли в 1992 году. После того, как основной закон появился и в Российской Федерации, под него правили Конституцию республики. Сейчас, как отмечают некоторые эксперты, маятник федерализма в России качнулся в обратную сторону, в сторону более жесткой централизации и ущемления прав регионов. «Возможно, и Татарстану надо бы еще раз посмотреть внимательно текст своей Конституции на предмет поправок. Нужно ли их немедленно вводить, вопрос уже второй», — говорит многоопытный Борис Железнов. Пока, он считает, время для этого не пришло. «Конституция работала, работает, и не надо пока ее трогать», — утверждает Железнов.

Алина Губайдуллина
Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров