Новости раздела

Сергей Иванов: «Но давайте смотреть правде в глаза — с туристов собирается не 100 тысяч, а миллионы …»

Турагенты в страхе от вступления в силу новых правил: работать по поручению туроператора, иметь на депозите гарантийный взнос и страховое покрытие

Сергей Иванов: «Но давайте смотреть правде в глаза — с туристов собирается не 100 тысяч, а миллионы …»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по туризму Сергей Иванов накануне в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» вышел на прямую связь с представителями туристического бизнеса. Надо сказать, что момент для встречи оказался переломным. С 1 января вступают в силу поправки в федеральное законодательство, по которым агенты обязаны работать только по поручению туроператора, иметь на его депозите гарантийный денежный взнос, а для выездного туризма — еще и страховое покрытие не менее чем в 30 млн рублей. «Но давайте смотреть правде в глаза — с туристов собирается не 100 тысяч рублей, а миллионы …», — так Сергей Иванов дал понять, что турбизнес сильно повзрослел, а эпоха легких и доступных денег закончилась. Подробнее в репортаже «Реального времени».

Главный вопрос

Предваряя диалог с коллегами (сам Сергей Иванов в прошлом работал в одной из туристических компаний Казани), глава Госкомитета настроил аудиторию на прямой и конструктивный разговор. «Мы — одна команда, которая работает над привлечением туристов и созданием рабочих мест, — обозначил он исходную позицию. — От того, насколько будет успешна кооперация, зависит, будет ли Татарстан оставаться одним из лидеров туризма (заметим, внутреннего), и сколько мы сможем на этом заработать», — заявил он. Из чего сразу стало ясно, туризм рассматривается им как одна из важных высокодоходных сфер экономики, а не как «социальная опция» государства.

Конечно, туризм должен приносить прибыль, а пока татарстанские бизнесмены разных уровня с большой тревогой смотрят в грядущее будущее. С вступлением с 1 января поправок в федеральное законодательство государство значительно ужесточило условия ведения бизнеса с точки зрения гарантийного обеспечения обязательств отправителя. Быть или не быть? Именно такая дилемма встала перед множеством туристических агентств, которые на протяжении десятилетий продавали путевки без каких-либо гарантий перед туристическими операторами и перед гражданами. С этого волнующего вопроса и началась встреча.

Путевка на вылет?

Директор туристического агентства «Турмастер» Надежда Струненкова спросила, что делать мелким туристическим агентствам в свете грядущих изменений. «Может лучше закрыться, иначе ждут серьезные штрафы? Какие прогнозы?» — конкретизировала она. Понятно, что Сергей Иванов ждал этого вопроса, но может не в такой, категорично резкой постановке. Отвечая на вопрос, он фактически провел легкую разъяснительную беседу — а что еще могло быть? Всем понятно, что реальных рычагов влияния нет ни у кого, так зачем же, как говорится, «метать бисер».

— Речь идет о вступлении с 1 января поправок в федеральный закон о туроператорской деятельности, — напомнил Сергей Иванов. — Во-первых, агенты могут действовать только от имени и поручению туристического оператора. Поэтому у небольших компаний могут возникнуть проблемы с внесением депозитов основным операторам, с которым они работают. Введение механизма работы по поручению туроператора приведет к двум вещам: крупные операторы будут более избирательно относиться к своим агентам, либо варьировать сумму депозита в зависимости от того, как долго они работают с агентами-партнерами. Конечно, молодым компаниям потребуется большая сумма депозита, чтобы гарантировать тот объем заявленных туристов, которые они будут принимать. Во-вторых, усложнился механизм получения туроператорской лицензии на международный, въездной и внутренний туризм, — перечислил он предстоящие новации.

Интересно, что глава Госкомитета по туризму не стал идти на поводу у опечаленного бизнеса, а встал на позицию интересов простого туриста. «Но с другой стороны, если поставить себя на место обычного человека, который два раза в год ездит отдыхать и может даже занимает деньги, то можно его понять. Представьте, он отдает агентству деньги, приезжает в аэропорт и вдруг ему отвечают: «Извините, агентство, которому вы деньги отнесли, нам не заплатило. Поэтому разбирайтесь с ними!» Понятно, что у любого из вас возникнет справедливое возмущение. Туристическая компанию, она работала, ее никто не закрывает, ни прокуратура, ни МВД, а теперь ему необходимо судиться с агентством, у которого уставный капитал всего 10 тысяч рублей плюс стол-стул. И максимально, на что он может рассчитывать — это возбуждение дела о мошенничестве. И очень слабая перспектива взыскания денег в разумные сроки», — так он объяснил причины, из-за чего государство решило изменить правила игры. И тут сделал оговорку: «Понятно, что 99% участников рынка — добросовестные компании, которые не имеют намерений это делать. …Но с точки зрения простого человека, у него нет реальных механизмов быстро урегулировать эту ситуацию». Зал отнесся к речи с пониманием.

Выше держите страховой взнос!

Директор туристического агентства Land Tour Ландыш Шайдуллина продолжила тему. По ее словам, при попытке получить туроператорскую лицензию на выездной туризм, компания столкнулась с проблемой страхования рисков.

«Мы не «Пегас», не «Корал», мы не фрахтуем самолеты и не отправляем в огромном количестве туристов. Но мы покупаем билеты на регулярные рейсы и бронируем гостиницу. Для этого банковская гарантия оказалась дорогой, а минимальная сумма покрытия — 30 миллионов рублей. А страховщики предлагают нам страховку за 50 миллионов. Хотя с 2017 года она будет составлять всего 10 миллионов. Получается, чтобы войти в рынок мы должны оплатить 50 миллионов рублей! Вы можете нам помочь, чтобы у нас был разумный разговор со страховщиками?»

— Наверное, вы понимаете, что когда вы начинаете оказывать туроператорскую услугу, то счет идет не на миллионы рублей, а на сотни. Это связано с жизнью и здоровьем людей, и вы несете ответственность за них. Почему страховые компании не заключают договора? Потому что были банкротства туристических компаний, и суммы страхового покрытия не хватало для удовлетворения требования их клиентов. И если взнос на 100 тысяч рублей, а ответственность она берет на себя на 10 миллионов! Конечно, они не соглашаются! Поэтому и вносится такая поправка, если у компании менее 10 тысяч туристов, увеличивается порог для входа в бизнес. Ну, коллеги, вы хотите заниматься бизнесом, обороты которого не 100 тысяч рублей, — сказал он, не договорив, что и капитал должен соответствовать этим масштабам. Иначе, не стоит им заниматься!

Неожиданно для всех директор туристического агентства «Баттерфляй–Тревел» Вероника Осипова спросила, на какое агентское вознаграждение от туроператора может рассчитывать компания при раннем бронировании. «Тут, как вы договоритесь с партнером, — улыбнулся он. — Это норма в законе не прописана».

Вообще, во время встречи Сергей Иванов не раз подчеркивал, что туристический бизнес вырос «из коротких штанов», его обороты достигают огромных сумм, поэтому стоимость входного билета в рынок значительно выросла. По его мнению, рынок будет находиться в руках мощных и зрелых компаний, а развиваться он будет в двух направлениях. Во-первых, крупные туроператоры будут развивать собственную сеть офисов-агентств, которые будут на 100% гарантировать исполнение услуги. Во-вторых, бурное развитие получит система онлайн-продаж, то есть большая часть продаж уйдет в онлайн. «Думаю, что вы понимаете ближайшую перспективу», — предупредил он.

«Кортъярд Марритотт» просит на подмогу студентов

После этого дискуссия перешла в русло обыденных, но не менее острых вопросов в индустрии гостеприимства.

С подачи генерального директора ГТК «Татарская усадьба» Венеры Шагиахметовой разгорелась дискуссия — где парковаться туристическим автобусам, приезжающим с гостями на обед и ужин в «Татарскую усадьбу». Гендиректор пожаловалась, что они останавливаются рядом и прямо на тротуаре, хотя можно выделить место под специальную площадку.

Сергей Иванов и бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов единодушно выступили против. «Весь мир идет по пути расширения пространства для пешеходов, — напомнил Иванов. — Недалеко от вас есть парковочные карманы на Гафури, пусть там останавливаются. А то мы всегда хотим, одной ногой в машине, другой — в ресторане», — попенял Иванов. «Я им говорила», — попыталась оправдаться Венера Шагиахметова. «А вы в ГАИ звоните», — всерьез ответили ей.

Генеральный директор бизнес-отеля «Кортъярд Марритотт Казань Кремль» Джон О'Браен пожаловался на нехватку «временных работников на кухне» и спросил, что делается для того, чтобы студенты могли подработать. «Вы имеете в виду официантов?», — уточнил Иванов. Признав, что загрузка отелей растет, он пообещал ему наладить взаимодействие со студенческими организациями.

А в самом конце бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов пообещал помочь разобраться с закрытием одного из хостелов ООО «ПэП бразерс («Хостел грин Поинт», «Лайк Хостел»). Его владелец Рустам Аюпов рассказал, что, несмотря на все обещания властей защитить хостелы от массовой ликвидации, первый правоохранительный каток уже начал их давить. «Управление Роспотребнадзора и прокуратура запретили эксплуатацию одного хостела. Что делать?», — спросил он. Тимур Нагуманов сообщил, что законопроекты, предусматривающие их работу при 100% согласии жильцов готовы, но неизвестно когда будут рассмотрены в Госдуме. «Мы постоянно держим связь с депутатами», — попытался успокоить он.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров