Новости раздела

Карта туриста: какой будет судьба популярного туристического продукта в Казани

Захочет ли казанский туристический центр перенять лучшее у европейских передовиков City Card

Карта туриста: какой будет судьба популярного туристического продукта в Казани
Фото: mdms.tatarstan.ru

Туристско-информационный центр Казани намерен запустить «Карту гостя Татарстана», но пока подробности проекта не раскрывает. «Реальное время» решило проанализировать как прошлый небогатый опыт в этой сфере Казани, так и накопленный опыт других городов и стран. Итак, на что же стоит равняться ТИЦ столицы республики, а чего делать не стоит.

Везде и всюду, от проездного до all inclusive

Согласно данным национальных туристических порталов, в большинстве европейских стран туристические карты распространены в нескольких городах. К примеру, в Польше туристические карты действуют в четырех городах; есть также карта, действие которой распространяется сразу на три города. В Италии туристические карты есть в 12 областях из 20. Туристические карты заявляются и во многих городах Украины: Киеве, Одессе, Львове, Харькове, на Карпатах, а также на черноморских курортах Николаевской и Одесской областей (фактически, правда, карта действует только в Киеве).

В США действует одна из крупнейших сетей систем городских карт CityPASS: в зону ее действия входят Сиэттл, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Чикаго, Южная Калифорния, Атланта, Хьюстон, Даллас, а также канадский Торонто.

Крупнейшая европейская система, занимающаяся развитием городских туристических карт — European Cities Marketing. Организация представляет карты в 40 городах 21 страны мира — Амстердаме, Барселоне, Белфасте, Берлине, Брюсселе, Будапеште, Копенгагене, Хельсинки, Лиссабоне, Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге и др.

Карты гостя могут развиваться туристическими центрами городов совместно с соответствующими ведомствами, однако в большинстве случаев такие проекты продвигают коммерческие фирмы: компания-оператор заключает договоры с учреждениями, которые могут представлять интерес для туриста. «Стандартная» карта включает бесплатный или льготный вход в музеи. Чаще всего функционал карты включает и скидки в гостиницах, кафе и ресторанах. Кроме того, операторы стараются обеспечить владельцам карт безлимитное пользование городским транспортом.

Стоимость карты зависит от набора бонусов. Так, к примеру, городская карта Вены, считающейся дорогим городом, стоит 25 евро на трое суток, а карта казалось бы демократичной Праги стоит 56 евро. Однако венская Vienna Card предлагает только проезд на общественном транспорте и 210 видов скидок. А вот Prague Card, помимо скидок и бесплатного проезда, предлагает также бесплатный вход в 50 музеев и обзорную экскурсию по городу. Bolzano Bozen Card в одноименном регионе в итальянских Альпах предлагает бесплатный вход уже в 80 музеев по всему региону, проезд по нему же на региональных электричках, а также пользование общественным транспортом и подъемниками, аренду велосипеда и экскурсии в природные парки. И все это счастье стоит всего 28 евро на три дня.

Prague Card, помимо скидок и бесплатного проезда, предлагает также бесплатный вход в 50 музеев и обзорную экскурсию по городу. Фото trips-tickets.com

Она ушла…

Впервые информация о появлении туристической дисконтной «Карты гостя Казани» — местного аналога широко применяемой в странах Европы и США City Pass или City Card, появилась в открытых источниках еще в конце декабря 2012 года. Тогда сообщалось, что Туристско-информационный центр Казани вводит ее для привлечения внимания туристов к казанским музеям. Последние, впрочем, интереса к продукту не проявили: по карте предлагалось посетить лишь пять музеев города на выбор, в оставшихся туристу могли предложить только получить скидку.

Проект карты разрабатывался перед Универсиадой совместно с «Ак Барс» банком, системой «Друг компании» и платежной системой MasterCard. Как сообщала тогда гендиректор Туристско-информационного центра Казани Наталья Абрамович, к запуску карты город был готов еще в мае 2011 года, однако «из-за того, что эта карта отличается от других — на ней находятся денежные средства, процесс затянулся».

Действительно, предполагалось, что оплата картой гостя будет производиться с помощью терминалов оплаты бесконтактной системы PayPass, которые бесплатно устанавливались «Ак Барсом» в магазинах и ресторанах в рамках подготовки к Универсиаде. Тогда же называлась и цена карты — 1349 рублей на одного человека, 2299 рублей — на двоих.

Фактически запуск карты состоялся в середине мая 2013 года. За указанные 1349 рублей турист имел возможность в течение 14 дней с момента активации посетить пять музеев Казани, совершить пять поездок в любом общественном транспорте, посетить обзорную экскурсию по Казани, а также получить скидки при покупке входных билетов в музеи, экскурсий, в сувенирных магазинах, ресторанах, гостиницах, торговых центрах города.

Отметим, что указанные пять поездок на транспорте — беспрецедентно малое количество перемещений для подобного рода карт, по крайней мере, если сравнивать продукт с аналогичными европейскими картами: там в большинстве случаев туристам с картой CityPass или аналогами предлагается неограниченное пользование городским транспортом. Указанные пять бесплатных входов в музеи — тоже предложение не из щедрых. Странной представляется и система, при которой такая туристическая карта фактически является банковской. Как происходило оформление карты, особенно в случае с иностранными резидентами, которым достаточно сложно оформить российскую банковскую карту — для нас осталось загадкой. При этом цена карты, 1349 рублей, по прекрасному курсу в 40 рублей за евро на середину мая 2013 года составляла около 33 евро. На данный момент, к примеру, дисконтная карта Вены (австрийцы не скупятся в плане транспорта — предлагает безлимитный проезд на всем транспорте в течение трех дней, а вот бесплатных входов нет вообще — только скидки в музеях и театрах) стоит около 25 евро. Аналогичная карта Праги на два дня стоит 46 евро, но дополнительно к поездкам в городском общественном транспорте она включает бесплатный вход в 50 музеев, посещение достопримечательностей и бесплатный проезд в аэропорт.

Проект карты разрабатывался перед Универсиадой совместно с «Ак Барс» банком, системой «Друг компании» и платежной системой MasterCard. Фото mdms.tatarstan.ru

Казанская же карта даже со столь скудным набором бонусов просуществовала недолго: в 2013 году сообщения о ней перестали появляться, и на данный момент упоминания о продукте содержатся только на сайте проекта «Друг компании» — да и то, видимо, из-за того, что информацию элементарно забыли удалить. Кстати, здесь же указано, что магазины и рестораны, участвующие в программе KazanCityPass, легко отличить по ярким стикерам на входе с призывной надписью «Используйте вашу карту гостя Казани здесь!». Автор материала таких стикеров в Казани вообще не обнаружил, из чего делает вывод, что карта ушла в историю вместе с Универсиадой-2013.

…но обещала вернуться

Сейчас, впрочем, информацию о Карте гостя Татарстана можно обнаружить на сайте Туристско-информационного центра Казани. Согласно описанию, карта представляет собой программу лояльности, благодаря которой гость получает приятные бонусы и скидки у партнеров программы и «приобретает шанс испытать 1001 удовольствие от путешествия по Татарстану». Неизвестно, что представители Центра называют «1001 удовольствием», но пока на сайте заявлено лишь 17 мест, где по этой карте можно получить скидки (о бесплатном входе и проезде речи вообще нет). Среди них — 13 хостелов, один бар, картинг-центр, аквапарк и, собственно, сам Туристско-информационный центр. На сайте также указывается, что на данный момент Карта гостя Татарстана доступна для пользования участникам XXIV Российской студенческой весны. Срок действия этой карты — с 1 июня 2016 года по 1 июня 2018 года. В свободную продажу карту обещают пустить ориентировочно в четвертом квартале 2016 года. Там же к участию в проекте приглашаются и потенциальные партнеры программы лояльности. Больше — никаких подробностей.

Не смогли подробно рассказать о планируемом проекте и представители региональной туриндустрии. Так, президент Ассоциации туристических агентств Татарстана и гендиректор туристического агентства «Persona Grata» Рамиль Мифтахов, бывший в своей время одним из учредителей ТИЦа, отмечает, что данный инструмент достаточно интересный и во всем мире есть практика его использования:

— Это правильное движение Туристского центра. Карта гостя предоставит туристам возможность объединить разрозненные дополнительные опции, сэкономить деньги и посетить большое количество объектов. Но сказать, на какой стадии находится проект, я не могу — он готовится в текущем режиме.

По воспоминаниям Мифтахова, в Казани во время Универсиады, действительно, подобная карта действовала, но ее функционал был, мягко скажем, урезанным, а сам продукт предназначался лишь для участников Универсиады:

— Сейчас же к этому подходят более системно и качественно, учитывая все нюансы того опыта. Карта 2013 года была «заточена» под гостей Универсиады; соответственно, был уклон на спортивные мероприятия. Сейчас же будет сделана ставка на культурную составляющую, так что и функционал карты будет более широким.

Казанские турагенты, которые после прошлогоднего «закрытия» Турции и Египта во многом переключились на внутренний туризм, также знают о проекте немного и не проявляют по отношению к нему особой заинтересованности. В этом, к примеру, признается, исполнительный директор туристической компании «Другое измерение» Анвар Мингазов:

— Детальной информации о проекте у меня нет, для туроператоров никаких презентаций его не устраивали, поэтому и мнения о нем у меня не сложилось. Может быть, это более интересно кафе и отелям — заведениям, которые посещают индивидуальные туристы, — предполагает Мингазов.

Туристcко-информационный центр Казани: организация, которая не должна отчитываться

«Реальное время» отправило запрос в Туристско-информационный центр Казани с целью выяснить, какой будет дальнейшая судьба проекта. Спустя неделю после этогогенеральный директор ТИЦ Наталья Абрамович ответила следующее:

— У меня нет ответов на ваши вопросы. Нет продукта — нет предмета для обсуждения! Когда будет, тогда и поговорим.

Обескураженная редакция отправила в ТИЦ уточняющий вопрос: а когда, собственно, продукт будет, ведь заявленный срок запуска — четвертый квартал 2016 года? Абрамович осталась верна себе:

— А вы уверены, что я должна перед кем-то отчитываться? Поправьте меня, если это так!

Отчитываться, судя по всему, Наталья Вадимовна действительно должна исключительно перед учредителем компании: ТИЦ является чисто коммерческим предприятием, а не государственным или муниципальным, как это можно было подумать. Единственным учредителем ТИЦ с 12 марта 2014 года является Загир Закиров. Ранее у него было лишь 20% компании, а еще по 40% принадлежало Рамилю Мифтахову и Нине Бердниковой, также связанной с казанским турагентством Persona Grata. Сама Наталья Абрамович занимает пост директора компании с марта 2009 года — ранее директорами являлись Гульнара Гарипова и Сергей Иванов, нынешний председатель Госкомитета РТ по туризму.

Сейчас компания, согласно данным сайта, занимается оказанием информационной поддержки гостям города на русском, татарском, английском, немецком и японском языках, бронирует номера в гостиницах, проводит групповые и индивидуальные экскурсии, организует трансферы, национальные интерактивные программы, выпускает карту города и ежегодный каталог средств размещения Казани и республики. Также компания организует участие в специализированных выставках, проводит рекламные и пресс-туры.

Туристско-информационный центр Казани был создан в 2007 году в рамках реализации городской программы развития туризма. Как сообщалось в ежедневной электронной газете Российского союза туриндустрии, «появление Центра позволит качественно подойти к решению проблем развития внутреннего и въездного туризма в городе, поможет формированию современной информационно-туристической инфраструктуры и созданию имиджа Казани как привлекательного туристического центра».

Российские аналоги карты: два — в Москве, три — в Петербурге

На данный момент карты гостя можно приобрести только в Москве и Санкт-Петербурге. Интересно при этом, что в обоих городах действуют параллельно две системы, операторами которых выступают разные юрлица.

St.Petersburg CityPass включает 21 музей и 5 экскурсий. Фото poznamka.ru

ООО «ВауТ» предлагает туристические карты с названиями Moscow Pass и Piter Pass. Их конкурент — ООО «Вектор» — предлагает проект Russia City Pass, в который входят Moscow CityPass и St.Petersbrug CityPass. Указанные компании-операторы туристических карт пребывают в состоянии конфликта, оспаривая свои права на продукт.

В «ВауТ» (работает под брендом Moscow Pass) предлагается приобрести туристическую карту, в которую «вшито» посещение 40 музеев и трех экскурсий. Помимо этого, владельцам карты предоставляются скидки в ряде заведений. Карта на один день стоит 1990 рублей, на 3 дня — 3490 рублей. Раздел «купить» на сайте петербургского проекта «ВауТ» — PiterPass — на данный момент не работает.

Проект Russia CityPass предлагает примерно такой же набор услуг за те же деньги. Moscow CityPass предлагает 40 музеев и 3 экскурсии, а также 18 ресторанов со скидкой до 10%. Карта при этом стоит дороже, чем Moscow Pass (карта на один день стоит 2200 рублей против 1990 рублей Moscow Pass, при трехдневном варианте — 4200 рублей против 3490 рублей), но зато предлагается и на пять дней — за 5200 рублей. St.Petersburg CityPass предлагается только на два дня — включает 21 музей и 5 экскурсий. Стоимость карты — 3000 рублей.

Отметим, что в случае с Санкт-Петербургом есть еще и St.PetersburgCard — карта гостя Санкт-Петербурга, которая заявляется как городская туристская программа. В нее включены 60 музеев Санкт-Петербурга и пригородов, 8 автобусных и теплоходных экскурсий, в том числе по системе hop-on hop-off (автобусный и водный City Sightseeing). Карта также предоставляет скидки на некоторые музеи, экскурсии, рестораны и кафе, услуги и сувениры. Кроме того, ею можно пользоваться для оплаты проезда в транспорте, однако для этого на нее нужно внести дополнительные средства.

Как появилась St.Petersburg Card

Как рассказала «Реальному времени» менеджер по маркетингу и работе с клиентами городской туристской программы «Карта Гостя Санкт-Петербурга» Юлия Чеботарева, программа, оператором которой является ООО «Карта гостя», работает уже с 2011 года:

— Официально проект «Карта гостя» реализуется при поддержке Комитета по развитию туризма и содействии Городского туристско-информационного бюро в рамках программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра, — уточняет Чеботарева.

По ее словам, при разработке проекта за основу брался не какой-то единственный пример:

— В Европе этот сервис очень популярен — в одной только группе EuropeanCityCards (ECC), куда «Карта гостя» Санкт-Петербурга была включена в 2012 году, порядка 40 подобных проектов. Это дает нам замечательную возможность общаться с коллегами, отслеживать актуальные тенденции в отрасли, что-то заимствовать с последующей адаптацией для российского рынка.

Суть всех этих проектов примерно одна и та же, что позволяет говорить об условном международном стандарте CityPass или CityCard. Основное преимущество для туриста — возможность посетить большинство городских музеев без дополнительной платы (freepass), популярные регулярные экскурсии, например, речные прогулки или автобусные туры по системе hop-on hop-off или, говоря по-русски, «вошел-вышел». Также гость города получает дополнительные скидки в кафе, отелях, при покупке сувениров и бесплатно пользуется общественным транспортом в течение срока действия карточки.

6,5 тысячи пользователей даже без безлимитного проездного

По словам Чеботаревой, компания ожидает, что в 2016 году картой воспользуется около 6500 гостей Северной столицы; иностранцев среди гостей примерно 60%.

— Мы думаем, что это связано с огромной востребованностью сервиса за рубежом — иностранные гости воспринимают наличие CityCard в городе как должное. Соотечественникам же еще приходится объяснять, что это такое и для чего оно им нужно. В среднем, пользователям нашей программы больше 35 лет, а покупают карту главным образом, чтобы ходить в музеи и на экскурсии, остальное – скорее как дополнительный бонус. Возможно, если бы у нас был безлимитный транспортный проездной, это стало бы мощной мотивацией к покупке для многих гостей, особенно зарубежных. Во всех странах своя специфика транспортной системы и туристов волнует, как передвигаться по городу и оплачивать проезд, — рассказывает представитель St.PetersburgCard.

Технически «Карта гостя» Санкт-Петербурга не является банковским платежным инструментом, но она создана на базе городского транспортного приложения «Подорожник» и может быть использована для оплаты поездок на транспорте в пределах внесенной суммы.

Отсутствие безлимитного проездного билета на транспорт в St.PetersburgCard считают острой проблемой, которую и пытаются решить:

— Это — позиция городских властей. Дело в том, что в Санкт-Петербурге в принципе отсутствует возможность приобретения безлимитного транспортного билета на определенный срок (на 1 час, 4 часа, сутки), что является типичным для Европы. Переговоры на эту тему мы ведем практически с начала существования программы, даже есть надежда на какие-то подвижки, но когда это случится, мы не знаем. Поэтому пока обходимся компромиссным вариантом. При этом больше половины наших туристов все равно используют транспортный билет в составе карты.

С партнерами программы отношения у оператора складываются по-разному:

— Рестораны и отели охотно идут на контакт, это сотрудничество в рамках скидок, тут особых нареканий не возникает. С коммерческими экскурсионными компаниями тоже вести конструктивный диалог можно. А вот что касается музеев — тут много усложняющих факторов: приходилось долго объяснять, что мы не обычная турфирма, что карта гостя — это важный инструмент городского маркетинга и создан в первую очередь для удобства туриста. Сейчас многие музеи сами заявляют о желании вступить в программу, — продолжает Юлия Чеботарева.

По словам Чеботаревой, ее компания в настоящий момент ведет переговоры о франчайзинговом сотрудничестве с некоторыми городами, в том числе, и с Казанью.

Максим Матвеев
Справка

ООО «Туристско-информационный центр города Казани» зарегистрировано в мае 2007 года на улице Кремлевской, 15/25. Уставный капитал компании составляет 12,5 тыс. рублей. Основной вид деятельности компании — деятельность туристических агентств. Всего у компании 40 видов деятельности, включая такси, разработку программного обеспечения, геологоразведочные работы, письменный и устный перевод, деятельность в области отдыха и развлечений.

Активы компании по данным на 2015 год составляют 22,7 млн рублей, кредиторская задолженность — 15,7 млн рублей (по сравнению с 2014 годом выросла примерно в четыре раза), долгосрочные обязательства составляет 706 тыс. рублей. Выручка компании в 2015 году составила 46,6 млн рублей, прибыль от продаж — 7 млн рублей, чистая прибыль — 6,4 млн рублей.

Компания зарегистрирована в Едином федеральном реестре туроператоров под номером МВТ 005085. Финансовое обеспечение туроператора — 500 тысяч рублей, для внутреннего туризма и международного въездного туризма. Приказ о выдаче свидетельства датирован 26 июля 2010 года. Компании принадлежат товарные знаки «Три столицы России» и «Three capitals of Russia».

В 2016 году компания получила три госконтракта, всего — на

2 млн рублей. Все они — от Госкомитета по туризму. Крупнейший, на 1,3 млн рублей, на участие Татарстана в международной выставке China International Travel Mart-2016. В 2015 году у компании было 10 госзаказов на 11,5 млн рублей, девять из них — от Госкомитета по туризму. Крупнейший контракт (на 4 млн рублей) — на рекламную кампанию по продвижению Татарстана на рынке Китая.

Новости партнеров

комментарии 6

комментарии

  • Анонимно 31 окт
    Было бы здорово создать туристические карты
    Ответить
  • Анонимно 31 окт
    классно! нам тоже нужна карта гостя! это интересно
    Ответить
  • Анонимно 31 окт
    хороший опыт надо перенимать
    Ответить
  • Анонимно 31 окт
    ну не знаю, по-моему лишний напряг с такой картой, я бы не стал ее заводить
    Ответить
  • Tatyana Kolchina 31 окт
    идея хорошая, только вот у нас музеев столько не наберется, чтобы такая карта была востребована. если только ради бесплатного проезда на общественном транспорте
    Ответить
  • Анонимно 31 окт
    мне нравится идея, хоть бы договорились, а
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии