Новости раздела

​Жесткий наезд ОМОНа на адвокатов: «неустановленный сотрудник полиции» сам пришел в суд

Свидетель в погонах пытался оспорить возбуждение уголовного дела из опасения стать подозреваемым

​Жесткий наезд ОМОНа на адвокатов: «неустановленный сотрудник полиции» сам пришел в суд

История «маски-шоу» челнинского ОМОНа в Набережночелнинской коллегии адвокатов сегодня получила продолжение. В Советский райсуд Казани поступила жалоба в интересах участника тех событий. Адвокат этого полицейского борца с оргпреступностью оспаривал постановление о возбуждении уголовного дела в отношении «неустановленных сотрудников МВД». Он утверждал: его доверитель с коллегами не знали, что проводят операцию «по задержанию вооруженного преступника» в адвокатском офисе, и никого не били. У следователя о побоях оказалась другая информация.

«Засекреченный» опер и его версия

На заседание казанского суда по челнинскому делу сегодня приехали три адвоката, прокурор, следователь и полицейский. Старший оперуполномоченный подразделения по борьбе с организованной преступностью Тимур Гарифуллин комментировать события 17 августа отказался и потребовал удаления своего портрета (сделанного в коридоре суда) из памяти цифрового фотоаппарата журналиста «Реального времени», ссылаясь на то, что является оперативным сотрудником полиции. Гарифуллин пожаловался судье Светлане Тархановой, и она настояла на удалении снимка, заявляя, что в противном случае журналист будет удален с процесса.

Но в итоге зал покинул сам Гарифуллин, не пожелав присутствовать на заседании по инициированной им же жалобе. Ее подал челнинский адвокат Махмут Хисамиев. Ссылаясь на данные служебной проверки МВД, он убеждал суд — ОМОН и оперативники действовали законно, а Следком был не вправе возбуждать дело против них. По словам защитника, 17 августа сотрудники полиции пришли с обыском в дом Миргалиева (один из ныне потерпевших по «полицейскому» делу, — прим. ред.), но тот еще до обыска скрылся на машине. «И сшиб при этом сотрудника полиции Гарифуллина — по этому поводу возбуждено уголовное дело», — сообщил суду Хисамиев, добавив также, что Миргалиев подозревается еще и в мошенничестве, но могут появиться и новые дела — в ходе обыска в его доме изъяли 100 боевых патронов и наркотические средства.

Вечером того же дня, объяснял суду адвокат, оперативники установили местонахождение Миргалиева и подключили ОМОН, так как ожидали встретить «яростное сопротивление». В своей жалобе адвокат указал, что у столь информированных оперов не было информации, что в здании 40/06 находился адвокатский офис, зато были опасения, что «находящиеся там люди вооружены и могут оказать сопротивление. «Что в этом здании находится адвокатская коллегия, сотрудники не знали — никаких табличек не было», — излагал версию своего клиента адвокат. — И работники полиции, действуя на основании закона о полиции, всех положили на пол и задержали Миргалиева… Находящиеся там адвокаты не подчинились законным требованиям ОМОНа — не легли сразу. Они должны были лечь».

У столь информированных оперов не было информации, что в здании 40/06 находился адвокатский офис

После «укладки» и проверки документов полицейские с адвокатов сняли наручники и извинились, уверял Хисамиев. Что до полученных телесных повреждений, то он в своей жалобе предположил, что они (цитата из жалобы) «могли стать в результате падения на пол, неосторожного со прикасания их тел с твердой поверхностью пола край мебели, стола и стульев» ( орфография и пунктуация сохранены).

Адвокат о нравственных страданиях полицейского-свидетеля

Далее адвокат полицейского попросил приобщить к материалам дела постановление челнинского зампрокурора, который 5 сентября отменил постановление о возбуждении уголовного дела в отношении омоновцев, добавив, что несмотря на этот документ, следственные действия продолжаются. Правовой аналитик международной правозащитной группы «Агора», адвокат Ирина Хрунова, представляющая интересы потерпевшей коллеги Елены Деревлевой, с ходатайством Хисамиева не согласилась. Она сказала, что если бы постановление зампрокурора действовало, то ничего оспаривать представителю полицейского не пришлось бы.

Следователь челнинского отдела Следкома по РТ Айрат Ситдиков подтвердил — прокурор автограда давно отменил постановление своего зама, дав следствию зеленый свет. В итоге суд адвокату отказал, а вот документы следствия, напротив, приобщил. И дал слово Ирине Хруновой. Та первым делом поинтересовалась, где в постановлении следователя о возбуждении дела в отношении неустановленных лиц упоминается фамилия «Гарифуллин», и является ли он подозреваемым или обвиняемым на сегодняшний день. Из сбивчивого ответа Хисамиева стало понятно — не является, но есть опасения «под 90%» — при таком расследовании «будет допрошен в качестве подозреваемого...»

Хрунова же заявила, что полицейский-свидетель вообще не имел право обращаться для обжалования, поскольку оспариваемое постановление не затрагивает его права и законные интересы. И сослалась на постановление Пленума Верховного суда РФ о том, что вправе на обжалование в порядке статьи 125. Остальные аргументы своего коллеги известная в России и ЕСПЧ казанская правозащитница назвала оценкой законности действий сотрудников полиции, которая не является предметом сегодняшнего заседания.

Адвокат Ирина Хрунова представляет интересы потерпевшей коллеги Елены Деревлевой. Фото Людмилы Барковой (grani.ru)

Но представитель полицейского уверял, что Гарифуллин и в качестве свидетеля несет морально-нравственные страдания: его неоднократно вызывали в Следком, проводили следственные действия, что, по мнению защиты, является нарушением его прав.

Доказательства следствия: 7 точек приложения силы у Федосова

Из выступления челнинского следователя стало ясно, в законности своего постановления он не сомневается. Айрат Ситдиков рассказал, что прежде чем принять это решение, он назначил экспертизы и провел опросы, как полицейских, так и тех, кого они положили на пол. «Если не ошибаюсь, только у Федосова (владелец челнинского РК «Мираж», — прим. ред.) имелись телесные повреждения в разных областях — точек приложения силы было не менее семи», — сказал он. Причем, были основания полагать — действовали полицейские осознанно: «Потерпевшая сторона указала — одному из лежащих на полу нанесли не менее трех ударов ногой по голове. Это умышленные действия».

Махмут Хисамиев начал убеждать суд в необходимости запроса всех известных следствию сведений о телесных повреждениях. Но получил отпор. Ситдиков сказал, что это может повлиять на дальнейший ход расследования. А Хрунова также отметила, что на данном этапе сведений о наличии умысла: «неосторожно ударить три раза человека в наручниках нельзя».

Тут адвокат полицейского стал просить о том, чтобы суд предоставил слово самому Тимуру Гарифуллину. Заявил, что он приехал в суд и готов выступить. Однако представитель прокуратуры РТ Рамиль Низамов сказал: раз по существу история в адвокатской коллегии пока не рассматривается — необходимости в этом нет. Далее прокурор сообщил, что считает возбуждение дела Следкомом законным и обоснованным. Судья Тарханова в итоге с ним согласилась. После заседания Хисамиев заявил, что вопрос о дальнейшем обжаловании будет решать сам Гарифуллин.

Только у Федосова (на фото) имелись телесные повреждения в разных областях, сообщил Айрат Ситдиков. Фото business16.ru

«У Миргалиева диагностировали переломы четырех ребер»

Слово опоздавшему на процесс челнинскому адвокату Алексею Кондратьеву, который первым заявил в Следком о преступлении в их офисе, суд не предоставлял. Но после заседания Кондратьев дал «Реальному времени» ряд пояснений по аргументам противной стороны. Он подтвердил — вывески адвокатской коллегии на здании нет, но на третьем этаже рядом со входом на стеклянной стене есть большая табличка: «Чтобы не увидеть ее, надо с закрытыми глазами пройти».

Изъятые у Миргалиева патроны Кондратьев назвал охотничьими, насчет наркотиков ничего рассказать не смог. Зато, со ссылкой на слова Миргалиева, заявил — наезда на полицейского не было. «Гарифуллин, увидев, что он уезжает, ударил рукой по боковому стеклу. А нам потом говорили, что этот сотрудник чуть ли не в реанимацию попал. Но как тогда он мог в тот же вечер первым в наш офис забегать?!» — удивляется потерпевший адвокат.

Далее Кондратьев сообщил, что дело о якобы имевшем место наезде на полицейского из полиции забрал Следственный комитет. Но статуса подозреваемого в наезде Миргалиев, по его словам, пока не получил: «Потому что Гарифуллин до сих пор не предоставил медицинские документы о якобы полученных телесных повреждениях… Зато у Миргалиева диагностировали переломы четырех ребер. Давность их получения совпадает с августовскими событиями...»

— Даже когда по «Юкосу» 15 лет назад приходили с обыском к адвокатам, было все очень вежливо. В стороночку всех отсадили. Телефоны ничего не отбирали, а просто швырялись в документах, — вспоминает Ирина Хрунова. — Такого, чтобы мордой об пол. Такого никогда не было.

В МВД по РТ результаты служебной проверки комментировать сегодня не стали.

Ирина Плотникова
Международная правозащитная группа Агора

Новости партнеров

комментарии 11

комментарии

  • Анонимно 21 окт
    Странный тип этот Гарифуллин
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    мордой об пол нехорошо
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Это как же его избили, если четыре ребрв тогда сломали? 0_о жуть!
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    "неосторожного со прикасания их тел с твердой поверностью пола край мебели, стола и стульев" нда...
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    странный опер - в казань из челнов на суд приехал, а участвовать не стал. и вообще глупо все это.. его еще не обвиняют, а он кричит - то, что мы делали - не преступление
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Если уж амон работает то и ребра и кости могут сломать на раз два.
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Лажа какая то в суде происходит.
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Такое ожидает каждого.
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    Таков Минстр такие сотрудники !
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    были бы записи видео, суд был бы коротким.
    Ответить
  • Анонимно 23 окт
    Писец Гарифуллину.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии