Александр Драгони: «Легкий привкус милитаризма в Крыму напрягает»
Заметки путешественника-яхтсмена о присоединенном к России полуострове
Прошло полтора года, как к нашей стране присоединили полуостров Крым со всеми его достоинствами и проблемами. Партнер компаний «Сила ветра» и «Полветра», колумнист «Реального времени» Александр Драгони недавно вернулся из новой российской республики. Своими впечатлениями об остатках «совка», современных береговых застройках и тотальном контроле он поделился в авторской колонке, написанной специально для нашей интернет-газеты.
Крым…
Рассказы родителей, древние греки, крымские травы, «говорят, красиво», «Артек», в котором никогда не был, портвейн, популярное место отдыха, Украина и советский сервис, крымнаш и советский сервис. Много разных ассоциаций у меня про полуостров. Главное, что я там не был до сентября этого года.
Не успел, пока это была часть Украины. Потом были смешанные чувства относительно «аннексии» (или, как там правильно назвать, присоединение в результате волеизъявления народа). Большая часть друзей — по одну сторону, другая — по другую. Ну, вы и сами все знаете…
И вдруг — предложение о работе инструктором на яхте. Я хотел посмотреть, что такое Крым, и особенно, что там с морской, парусной инфраструктурой, поэтому согласился.
Мой взгляд на увиденное достаточно деформирован частыми поездками, работой. Времени в Крыму было немного, а мест посмотрено еще меньше. К тому же я первый раз (с 12-летнего возраста) поехал на курорт внутри страны. Так что мне на все было очень удивительно смотреть.
Формат обучения таков: с группой курсантов я хожу на яхте вдоль побережья в течение 10 дней. Каждый день мы отрабатываем упражнения из обязательного набора
Поехали:
Новый, приятный аэропорт. В зале получения багажа нет тележек и нет табло, на котором можно посмотреть, на какой ленте багаж вашего рейса. Да, над каждой лентой есть свое табло с номерами рейсов, но нет общего. Там, конечно, зал маленький — всего три или четыре ленты. Наверное, разработчики решили, что пассажиры и так могут пройтись через весь зал и найти нужную.
В этом же зале кафешка с микроскопическим выбором еды. Но есть кофе — и уже хорошо. И много мужчин в возрасте с животом и в капитанских фуражках. Как потом я выясню, такие продаются на сувенирных развалах. А на улице — тепло! Уезжал из Казани в +15, кажется. А тут жара. И хотя я две недели как из долгой командировки в Италии, все равно ощущаю себя «белой незагорелой обезьяной».
По дороге из Симферополя в Севастополь то проваливаюсь в сон, то выискиваю глазами живописные места. Их оказалось не так много, так что выспался. Въезжаем в город боевой русской славы. Окраины такие же, как во всех почти наших городах: грязноватые обочины, пыльные и разбитые дороги, хаотичная застройка. Но все-таки это курорт и море!
Формат обучения таков: с группой курсантов я хожу на яхте вдоль побережья в течение 10 дней. Каждый день мы отрабатываем упражнения из обязательного набора. Навигация и определение местоположения, маневрирование под парусами и мотором, радиообмен, планирование переходов, работа с командой. Все эти люди хотят получить права и брать лодку в аренду. Права международные, поэтому речь идет об аренде за границей. Скорее всего, в Средиземном море. Собственно, со Средиземкой и сравниваю Крым.
Что нужно яхтсмену? Защищенные от непогоды стоянки, живописные берега, колоритные городки, где можно погулять, кафешки, где можно поесть, удобства на стоянках. Как показал опыт хождения вдоль Крыма, нужно еще минимум контроля. Вернее, его отсутствие. Это то, чего в избытке в России, как оказалось.
В тех местах, где нет естественных укрытий для яхт рыбаков, строят гавани. Создают волноломы из гигантских камней или прямо на дне строят стенки, которые защищают от волны и ветра
Стоянки
Прошли мы, конечно, меньшую часть крымского побережья. От Севастополя до Партенита (это сразу за Аю-Дагом на восток от «Артека»), а потом обратно. На этом участке защищены от непогоды Севастополь и Балаклава. Остальные стоянки открыты ветру и волнам, в том числе Ялта. В тех местах, где нет естественных укрытий для яхт рыбаков, строят гавани. Создают волноломы из гигантских камней или прямо на дне строят стенки, которые защищают от волны и ветра.
Живописность
Тут все относительно. На вкус и цвет… Голландия, сильно мною любимая, обладает живописностью берегов, близкой к нулю, если смотреть на них с расстояния километров 5—7 (с такого расстояния берега там почти не видно). Но это целиком искупается колоритом и всеми другими плюсами.
Зеленые склоны южного берега Крыма сильно испорчены уродливой современной застройкой. Алчность все наступает и наступает на природу. По не существующей в природе шкале (пятибалльной) визуальной привлекательности у побережья Крыма твердая тройка.
Колорит
Он у местных городков все-таки советский. Памятник Ленину, ларьки, хаотичная архитектура. Глаза отдыхают немного среди старых домов Ялты и на тихих улочках Севастополя. Там хотя бы есть ностальгическое ощущение «как в детстве». Двух- или трехэтажные дома, старые дворы, липы и платаны, одна машина в минуту.
Удобства на стоянках
Это то, чего, например, в Ялте нет вообще. В Балаклаве это уже похоже на то, что можно встретить на Средиземном море. В Севастополе в одной из марин тоже «как там». Обычно яхтсменам нужны: электричество и вода на причале, туалет и душ, адекватные работники марины. Ну, чтобы они еще не были одеты как охранники.
Вообще, легкий привкус милитаризма в Крыму напрягает. Элементы военной одежды, патриотические плакаты, бессмысленные цитаты президента на баннерах постоянно напоминают, что люди здесь не просто люди, а с крепким словом и кулаком. Ну, или с демонстрацией этого.
В целом есть ощущение, что надежда есть. Надежда на то, что когда-то начальство посмотрит на инфраструктуру побережья и разрешит сделать хорошо. Вернее, просто разрешит, а люди сделают хорошо. Потому что ощущение, что когда реализуется начальственное представление о хорошем, оно получается «как всегда», не покидает в Крыму. Впрочем, как и везде.
Обычно яхтсменам нужны: электричество и вода на причале, туалет и душ, адекватные работники марины
Кафешки
Тут все лучше, чем можно было бы ожидать от российских курортов. Рестораторы стараются, официанты часто любезны, еда вполне съедобна. Как и ожидается на море, в меню есть морепродукты.
Контроль
Но вот что точно «вымораживает», так это контроль и слежка — назовем это так. Чтобы выйти из любой бухты, с любой стоянки надо запросить разрешение у пограничников. За четыре часа минимум. Если забыл, то придется отодвинуть время выхода. Конечно, они почти всегда разрешают. Иногда по голосу в рации кажется, что пограничники сами устали от этого. Но от этого проще не становится.
Во время перемещения лодка выходит из «зоны ответственности» одного пограничного пункта и входит в другую. Каждый такой момент сопровождается выходом на связь. Иногда запрашивают, откуда и куда идем, сколько человек на борту и с каким гражданством. Определенно, это вносит оживление. Для курсантов это тренировка радиообмена.
Но основная боль яхтсменов — это закрытые районы. Один из самых больших: от мыса Айя до мыса Ай-Тодор. Это почти 40 километров побережья. Ласпи, Форос, Симеиз. Часть этой территории закрыта все время, часть — на время «учений». Тогда по периметру закрытой зоны стоят сторожевые корабли. Хотя кажется, что «учения» — это когда кто-то из «шишек» просто приехал понежить свое тело на дачу в Форосе.
Зеленые склоны южного берега Крыма сильно испорчены уродливой современной застройкой. Алчность все наступает и наступает на природу
Так что вместо шести часов из Балаклавы в Ялту приходится тратить восемь из-за необходимости сделать крюк и уйти сначала в море, а потом вернуться. Шесть или восемь — это большая разница во время круиза.
Ситуация может немного поменяться. Перемещение обсуждения в публичное поле заставляет официальные лица задумываться, насколько обосновано такое закрытие. Может быть, желание сделать на крымском побережье «как у людей» перевесит извечное наше «запретить и не пущать».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Александр Драгони — путешественник, капитан парусных яхт, организатор круизов. Является партнером двух клубов: «Сила ветра» и «Полветра».
- Родился в Москве в 1975 году. Закончил философский факультет МГУ. Наемная работа в различных сферах, в т.ч. репортером.
- В 2009 году получил яхтенные любительские права. С 2014 года парусное дело стало основным занятием.
- Три года назад перебрался в Казань.
- На сегодняшний день он совершил около 60 круизов. В 2015 году «набежало» 120 дней на яхте.
- О себе: «Обожаю открывать новые места для себя и своих «туристов». Нравится учить их парусному делу. Идеал для меня: пойти днем вздремнуть часок в кают-компанию. А экипаж в это время управляется с парусами и ведет яхту к острову. И, конечно, это их первый круиз!».