Новости раздела

Крылья Родины: 2 миллиарда на ремонт корпуса «Туполева» уйдут давнему партнеру казанского авиазавода

Любимый подрядчик «Сухого» проиграл тендер на реконструкцию производственной площадки «Казанскому Гипронииавиапрому»

Модернизация Казанского авиазавода им. Горбунова переходит на новый этап: как стало известно «Реальному времени», был выбран новый подрядчик на реконструкцию ряда цехов предприятия. Очевидно, что данные работы проводятся в рамках реализуемого в Казани мегапроекта по выпуску стратегического ракетоносца Ту-160М2. В конкурентной борьбе подрядчик, предложивший провести работы в кратчайшие сроки и в соответствии с требованиями, проиграл казанской проектной организации, которая потребовала в два раза больший срок за те же деньги.

Ремонт «Туполева» за 2 миллиарда

Как стало известно «Реальному времени», в конце прошлой недели был определен победитель конкурса ПАО «Туполев» на выполнение строительно-монтажных работ и поставку оборудования по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение цехов подготовки производства ПАО «Туполев», г. Казань, Республика Татарстан».

Тендер был объявлен еще 14 сентября. Заявки принимались до 29 сентября. В итоге были поданы две заявки — от ООО СК «Строй Групп» и АО «Казанский Гипронииавиапром». Оба предприятия предложили выполнить работы по максимальной стоимости, указанной ПАО «Туполев» — 1,785 миллиарда рублей. Заявки должны были рассматриваться 10 октября, а 20 октября должны были подводиться итоги.

Однако, согласно документации конкурса, уже на этапе вскрытия конвертов комиссия отсеяла одну из компаний, в результате чего остался один кандидат. Этот кандидат — АО «Казанский Гипронииавиапром», в соответствии с протоколом от 3 октября, и был признан победителем. С ним же было решено заключить договор генерального подряда. За это решение проголосовали все шесть членов комиссии. Представитель АО «Казанский Гипронииавиапром» отказался от комментариев «Реальному времени», ссылаясь на соглашение о неразглашении информации, которое подписано с ПАО «Туполев».

Чуть помедленнее

Московское ООО СК «Строй Групп» не было допущено к участию в конкурсе с формулировкой «предложение претендента не соответствует требованиям документации в части сроков выполнения работ, а именно срок выполнения работ ниже минимального срока выполнения работ установленного документацией». Получается, что «Строй Групп» пообещало выполнить работы слишком быстро — за 396 дней, согласно протоколу рассмотрения заявок. Это стало основанием для отклонения заявки. Соответственно, победителем стал «Гипронииавиапром». Последний, видимо, идеально вписался в представления ПАО «Туполев» о том, сколько нужно выполнять работы. Согласно протоколу, заявленный срок — 792 календарных дня с даты подписания договора, то есть в два с лишним раза больше, чем собиралась на эти же работы потратить «Строй Групп».

Отметим, что в техническом задании ситуация с минимальным и максимальным сроками работ обозначена еще более интересным образом. Согласно ему, максимальный срок выполнения работ — как раз 396 дней, то есть, то время, за которое обещала их выполнить СК «Строй Групп». Предложение же АО «Казанский Гипронииавиапром» — 792 календарных дня — в два с лишним раза превышает требования технического задания. Тем не менее, при рассмотрении заявок именно «Строй Групп» посчитали участником, предложившим сроки, не совпадающий с требованиями.

Перевооружение четырех цехов и реконструкция систем

Согласно техническому заданию, вид строительства — реконструкция и техническое перевооружение. Площадь реконструкции производственных помещений — около 20 тысяч квадратных метров. Разработчиком проектной документации, что примечательно, являлся победитель конкурса на строительства — АО «Казанский Гипронииавиапром».

В рамках договора должны быть выполнены следующие работы: реконструкция цехов подготовки производства, в которую входят реконструкция и техническое перевооружение четырех цехов 22, 31, 43, 70, а также участка изготовления деталей крупногабаритной оснастки. Помимо этого, исполнитель должен провести реконструкцию инженерных систем сетей и помещений (в частности, силового электрооборудования, внутреннего электроосвещения, сетей связи, автоматизации пожаротушения, вентиляции, кондиционирования воздуха, дымоудаления, теплоснабжения, отопления, внутренних промпроводок, внутренних сетей водопровода, внутренних сетей канализации, подъемно-транспортного оборудования, электроснабжения, проездов, наружных сетей бытовой канализации, наружных сетей дождевой канализации, разборки, благоустройства, пусконаладочных работ. Помимо этого, потребуется приобрести технологическое оборудование, провести шефмонтажные и пусконаладочные работы.

Подрядчик должен будет выполнить все работы, кроме ранее выполненных: разработки документации, а также работ, выполняемых по другим договорам. Работы должны быть проведены в Казани, на улице Дементьева, 1. По данному адресу, как известно, находится Казанский авиазавод им. Горбунова. Определение поставщика при этом проводилось в Москве, где находится АО «Туполев».

Напомним, в марте «Реальное время» сообщало о планах по масштабной модернизации Казанского авиационного завода имени Горбунова. Тогда сообщалось, что возобновление производства ракетоносцы Ту-160М2 без капитальной реконструкции невозможно. Чуть позже появилось сообщение, что модернизации подлежит 70—75% Казанского авиационного завода — в срок до 2019 года. Суммарная стоимость работ по модернизации оценивалась в 4,3 млрд рублей, основным подрядчиком назывался «Камгэсэнергострой».

Кто будет реконструировать «Туполева»

АО «Казанский Гипронииавиапром» зарегистрирован в июне 2002 года в том же здании, где должна пройти реконструкция, — на улице Дементьева, 1. В 2016 году предприятие стало, помимо этого тендера, победителем в 43 госзакупках на 1,544 млрд рублей. Крупнейший из них — на 485 млн рублей — от АО «Мосинжпроект» — на инженерные изыскания и проектную документации на электродепо «Саларьево». Также один из крупнейших тендеров — на, собственно, разработку проектной документации на реконструкции и перевооружения корпуса ПАО «Туполев». В 2015 году предприятие получило 53 госзаказа на 947 млн рублей, из них семь (на сумму 220 млн рублей) — от ПАО «Туполев».

Как утверждается на официальном сайте НИИ, с 2010 по 2014 год он выполнил 450 проектов «на общий объем инвестиций 225 млрд рублей». На данный момент представлен корпоративной структурой, включающей головной институт, его филиальную сеть — в Москве, Нижнем Новгороде и Казани, а также тремя дочерними компаниями, которые специализируются на конкретных видах деятельности. С 2012 года институт, его филиалы и дочерние компании выполняют полный цикл работ по модернизации материальной базы предприятий авиационной промышленности, приборостроения и радиоэлектроники.

На данный момент руководитель компании — Борис Тихомиров. Учредителями предприятия значатся граждане России — конкретные имена предприятие не раскрывает. В списке филиалов значатся предприятия в Москве, Казани, Нижнем Новгороде и крымском Бахчисарае.

Отметим, что и ранее «Гипронииавиапром» сотрудничал с Казанским авиазаводом. В частности, контрактом века должен был стать проект строительства завода стоимостью 19 млрд рублей по выпуску транспортного самолета Ан-70, проектирование которого должен был осуществлять институт Тихомирова. Правда, с уходом прежнего главы Минобороны Анатолия Сердюкова идея так и осталась не реализованной. И теперь, похоже, Гипронииавиапром наверстает упущенное на модернизации КАЗ под Ту-160М2.

Компания директора «Апостола» Тины Канделаки строила корпус «Сухого», но не смогла попасть к «Туполеву»

ООО «Строительная компания «Строй Групп» зарегистрирована в Москве в 2007 году. Директором на данный момент является Павел Бабаев, он же с января 2016 года — единственный учредитель. Также он возглавляет компанию «Голден карго», которая в 2016 году стала заниматься автобусным сообщением между пассажирским терминалом самарского аэропорта Курумоч и железнодорожной платформой. Кроме того, Бабаев возглавляет ООО «Торговый дом «Лосино-Петровский пассаж» в Подмосковье.

Интересно, что в 2011—2012 годах директором, а также с 2011 до 2016 года единственным учредителем «Строй Групп» был Дмитрий Дмитриев. С 2015 года он также являлся директором и учредителем ООО «Апологет». Эта компания была создана в 2009 году и до 2011 года носила название «Апостол Медиа Групп». В конце 2015 года компания была присоединена к ООО «Плаза Строй» (директор и учредитель — Яна Яйцук).

А вот ранее, в 2010 году, в учредителях «Апологета» значились Тинатин Канделаки (сокращенное имя — Тина) и Василий Бровко — ее муж, а также директор по коммуникациям, аналитике и стратегическим исследованиям госкорпорации «Ростех». Любопытно, что, согласно данным газеты «Известия», студия с названием «Апологет» входит в группу компаний «Апостол» Тины Канделаки. В 2013 году она, к примеру, снимала для канала «Россия 2» цикл научно-популярных фильмов о способах восприятия информации человеком.

«Строй групп» же, ранее возглавлявшаяся Дмитриевым из «Апологета», в 2016 году получила один госконтракт на 1,8 млн рублей — на работы по установке и пусконаладке оборудования для временного электроснабжения для химкинского НПО «Энергомаш».

В 2015 году успехи компании с госконтрактами были явно значительнее тогда у компании были заказы на строительство от ПАО «Компания Сухой» на 2,26 млрд рублей, от «Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева» (в учредителях — «Объединенная авиастроительная корпорация» Росимущества и компания «Сухой») — на 1 млрд рублей. Ещё 874 млн рублей достались компании от ульяновского АО «Авиастар-СП» (дочерняя компания ПАО «Туполев») за выполнение комплекса работ по объекту капитального строительства, 354 млн рублей — от АО НПО «Энергомаш» (принадлежит «Объединенной ракетно-космической корпорации» Росимущества) за реконструкцию и техническое перевооружение цеха механической обработки деталей.

Максим Матвеев, Луиза Игнатьева
Справка

Казанский Гипронииавиапром

История предприятия начинается в октябре 1941 года, когда на территории авиазавода имени Горбунова из числа специалистов Московского проектного института авиационной промышленности «Гипроавиапром», эвакуированных в начале Великой Отечественной войны, была создана специальная проектная бригада.

В 1952 году бригада была преобразована в «Казанский филиал «Гипроавиапром» Министерства авиационной промышленности СССР. В 1964 году головной институт был переименован в «Гипронииавиапром», а с 1967 года переименован и казанский филиал.

В 1991 году казанский филиал был преобразован в самостоятельный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности «Казанский Гипронииавиапром». В 1996 году перерегистрирован в закрытое акционерное общество.

Баланс предприятия на 2015 год составляет 1,985 млрд рублей, кредиторская задолженность — 1,2 млрд рублей. Выручка предприятия в 2015 году составила 2,3 млрд рублей, прибыль от продажи — 187 млн рублей. Чистая прибыль 138 млн рублей.

Новости партнеров