Анвар Сайфутдинов: «Шаймиев Булгар воскресил по-своему — вот я его и взял как хана булгарского»
Татарстанский художник о мечте написать элиту с натуры, вымышленном образе хана для президента и самом сложном для воплощения — политике
Татарстанский художник Анвар Сайфутдинов, несколько лет назад «сбежавший» в деревню — подальше от городской суеты — не намерен прекращать свою бурную творческую деятельность. В социальных сетях сейчас активно обсуждается не так давно вышедшая серия крайне любопытных портретов, изображающих местных политиков в образах восточных властителей. В эксклюзивном интервью автор рассказал «Реальному времени» о том, как создавались эти картины, скупают ли их сами герои портретов, и почему он хочет выставить свои работы именно в кабмине РТ.
Как заказчики испугались «ханских» портретов
— Анвар Камилевич, как возникла идея написать «ханскую» серию портретов?
— Я узнал от своего товарища о том, что есть заказ на тематический календарь, который хочет сделать одна известная татарстанская компания. Мы пришли в издательство, которому дали этот заказ, и выяснилось, что этих ханов для календаря уже писали Рушан Шамсутдинов и Ильдар Ахмадеев под некую восточную миниатюру. А я-то портретист, мне интересны лица, и мы с моим товарищем предложили свою версию.
Ну, а кто может сыграть ханов? Только политики и люди власти. Вот я же не сыграю хана. У людей была бы возможность ознакомиться с историей каждого настоящего хана (мы же вообще ханов своих не знаем), и заодно владельцы календарей будут угадывать черты лица прототипа — современного политика. Конечно, можно было и глубже пойти: найти историков, археологов, которые знают эти эпохи, их атрибутику.
Так вот, у нас были наши родные властители — не надо искать что-то или придумывать — все уже на виду, а мой коллега подготовил текст. Но заказчики испугались. Пошли люди из издательства спрашивать в эту компанию, а можно ли вот так сделать. Еще понесли советоваться к чиновникам, а там тоже испугались. Но я выполняю чисто творческую задачу. Я же не насмехаюсь над ними. Мне интересно постичь психологию, уловить.
Хочу сказать, что меня хорошо поняли татары Питера и Москвы — они мне пишут в соцсетях: «Какой вы молодец, что эту тему затронули — мы хоть ознакомимся с лицами живыми и историей прошлого».
«Я выполняю чисто творческую задачу. Я же не насмехаюсь над ними. Мне интересно постичь психологию, уловить». Фото Романа Хасаева
Календарь в итоге не состоялся. Моему другу тоже сказали, что текст в итоге не надо готовить — там будет только дата рождения. И они решили «содрать» с интернета чужие картины. Перепугались, в общем. Тем не менее, я предложил товарищу своему текст завершить до конца, так же, как и серию портретов. И мы решили найти другого издателя или хотя бы за свой счет выпустить.
— Выставка этих картин планируется?
— Да, есть идея провести ее в кабмине (я там пару раз уже делал выставки) — как раз будет интересно. После совещания выйдут депутаты, посмотрят, а заодно можно сесть и рисовать их там. Я лично с этим проектом сам для себя открытие сделал, что есть такие правители наши, политики. Не всех я знал. Министр культуры, например, или министр образования.
— А есть ли связь между настоящими ханами и современными героями портретов?
— Там есть совпадения, действительно. Минтимер Шаймиев, например. Хочу сказать, что в нашей деревне, в нашем районе с его помощью был построен ледовый дворец, школа искусств, бассейн большой. Он требовал, чтобы нефтяники вкладывались в социальную сферу, в благополучие. Шаймиев Булгар воскресил по-своему — вот я его и взял как хана булгарского.
Наш сегодняшний президент — он в образе вымышленного хана — Тимерхан. Я считаю, что это такой хан, такой правитель, каким бы я хотел его видеть — в казанской шапке (золотой филигранный венец, изготовленный в XVI веке и хранящийся в Оружейной палате — прим. ред.), веселый нормальный парень. Вот так я его и написал. Аттила — это воин, это Сафаров со стальным взглядом. Некая связь есть, и она улавливается. Не буквально, конечно же, но связь есть.
Два портрета отправятся к своим героям
— Правильно ли я понимаю, что портреты писались не с натуры?
— Конечно. Вот с натуры было бы грандиозно. Если бы я сам лично хотя бы минут 15 находился с каждым человеком… Мне все-таки нужно свой взгляд кинуть на человека, увидеть его своими глазами, а не по каким-то случайным фотографиям. Это было бы очень здорово. Я мог бы запечатлеть их так, как они смотрят на меня. Или же предварительно попросить человека: «вот представьте, что…». Хотя, что ему представлять — он уже в своей роли. Тогда бы эти портреты были крепкие такие. Фундаментальные. Но на это заказ нужен. Можно было бы и научную работу провести, поискать какой точно шлем был, какое вооружение и так далее.
Хорошо бы познакомиться с ними и писать с натуры. Вот поэтому мы планируем проводить выставку в Кабинете министров — я бы их увидел реально, меня бы покритиковали.
Вот с Шаймиевым я лично разговаривал, поэтому он мне и удался легко и хорошо. Метшина видел, Минниханова.
— А сколько у вас уходило времени на один портрет?
— По-разному, но в среднем один день. Подготовка длительная, а пишу я быстро — можно при желании написать потрет за час-полтора с натуры.
«Я писал, к слову, реалистичный портрет Сафарова в форме, для общества «Динамо», потом писал картину со всеми его подчиненными с ним самим в центре. Ну, подчиненные сейчас уже поменялись — может быть, закажут еще»
— Герои картин в курсе, что вы подготовили эту серию портретов?
— Большинство не знает об этих портретах, но хорошо бы, чтобы узнали. Хотя, знаете, купило это же издательство портрет Сафарова, и эту картину хотят ему подарить. Еще купили портрет главы «Татспиртпрома». Вообще, портреты готовы к продаже — мне лишь бы послать свои картины в жизнь — дальше.
Я писал, к слову, реалистичный портрет Сафарова в форме для общества «Динамо», потом писал картину со всеми его подчиненными и с ним самим в центре. Ну, подчиненные сейчас уже поменялись — может быть, закажут еще.
«Людям простым очень приятно, когда властитель с ними разговаривает»
— Сколько всего «ханов» будет, если учесть то, что вы больше не ограничены 12 месяцами года?
— Тринадцать. Я продал портреты Атиллы и Чингизхана, но напишу их еще раз — нужно, чтобы они были на выставке. А так, все уже написаны. Можно некоторые поправлять, но я не сделаю этого. Это как импровизация: выдохнул и все.
— Какой хан вам давался труднее всего?
— Сразу вспоминаю Разиля Валеева (депутат Госсовета РТ — прим. ред.). Он очень трудно мне давался, потому что он в очках всегда узнается. У Шамиля Гафарова (заместитель премьер-министра РТ — руководитель аппарата Кабинета министров РТ — прим. ред.) интересное лицо такое — спортсмен, весь поломанный, а я сделал его более мягким.
«Все портреты уже написаны. Можно некоторые поправлять, но я не сделаю этого. Это как импровизация: выдохнул и все». Фото Романа Хасаева
Еще мне говорят, почему Бату хан без головного убора. Я как-то подумал, если я ему головной убор надену, то он будет не похож на себя. И то, что он без шапки, значит, что он ничего не боится.
— А кого вы написали с легкостью?
— Шаймиев. Это же сразу видно, как ни крути. Такой добрый, смотрит. Он мне нравился всегда тем, что просто общался с народом. Приезжает в деревню и разговаривает с людьми, говорит, что думает.
Моя соседка как-то принесла книжку, а там фотография: Шаймиев сел на корточки и разговаривает с моим сыном. Это был просто случайный снимок. Там открывался Ледовый дворец, мы подошли к толпе, а Шаймиев присел и стал разговаривать. Людям же простым это очень приятно, когда властитель с ними разговаривает…
- Хан Алмуш
- Хан Тимерхан
- Хан Аттила
- Хан Али Акрам
- Хан Узбек
- Хан Тохтамыш
- Хан Мухамад Амин
- Хан Улуг Мухаммед
- Хан Шах Али
- Хан Сафа Гирей
- Хан Аспарух
- Чингисхан
- Хан Бату
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.