Новости раздела

Павел Подлесный: «Мы не выходим из соглашения по утилизации плутония, но приостанавливаем»

Мнение известного политолога-американиста о последствиях приостановки ядерного соглашения России с США

На днях президент России Владимир Путин распорядился приостановить соглашение с США об утилизации плутония. Причиной послужили «недружественные действия Соединенных Штатов». Что это за соглашение? Чем это может грозить двусторонним отношениям? За разъяснением ситуации «Реальное время» обратилось к известному политологу, руководителю Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН Павлу Подлесному.

Невыполнимые условия Путина

— Павел Терентьевич, что это за соглашение, в чем его суть? Выполнялось ли оно вообще?

— Соглашение было заключено достаточно давно — еще в 2000 году. Его суть состоит в том, что многие виды вооружений сокращались, а топливо — плутоний — оставалось. Что с ним делать? Решили тогда его утилизировать и превратить в топливо для станций и так далее. Для этого нужно было строить соответствующие предприятия там и здесь. Здесь такое предприятие было построено, оно работает. А американцы свое не достроили. Но дело даже не в этом. Они решили не утилизировать его, а просто хранить в специальных хранилищах. В итоге мы столкнулись с тем, что, как бывает в нашей истории, мы выполняем соглашение в одностороннем порядке. Это крайне невыгодно, потому что при каких-то обстоятельствах этот плутоний можно извлечь из каких-то подвалов-хранилищ и использовать его для производства ядерных бомб. Вот почему президент Путин и сказал, что это угрожает нашей стратегической стабильности. Вот это, я считаю, главная причина того, что мы решили приостановить выполнение этого соглашения. Мы не выходим из него, мы не порываем, но приостанавливаем. Естественно, это связано и с общим плохим состоянием наших отношений. В указе Путина говорится, что мы готовы будем возобновить, если Соединенные Штаты Америки отменят «закон Магнитского», отменят санкции, выплатят нам компенсации, сократят свое военное присутствие в восточноевропейских странах — членах НАТО и так далее.

«Многие виды вооружений сокращались, а топливо плутоний оставалось. Что с ним делать? Решили тогда его утилизировать и превратить в топливо для станций и так далее. Для этого нужно было строить соответствующие предприятия там и здесь. Здесь такое предприятие было построено, оно работает. А американцы свое не достроили». Фото svpressa.ru

— Неужели вы считаете, что США снимут санкции, выплатят компенсации и пойдут нам навстречу?

— Никто санкции не будет отменять. Наоборот, можно ожидать введения новых. Они и вводятся почти каждые два месяца. Но в дипломатии иногда выдвигаются условия, которые, может быть, очень жесткие и в какой-то степени почти невыполнимые. Но тем не менее это такая констатация позиции — выдвижение условий на будущее.

— Кто все-таки финансирует эту программу по утилизации плутония?

— Только сами государства.

— То есть в равной степени и Вашингтон, и Москва?

— Да. И в Штатах это делает государство, и у нас государство. Никаких частных вложений здесь быть не может.

«Пусть вначале они выберут нового президента»

— Не повлекут ли выдвинутые Россией условия полный разрыв этого соглашения?

— Нет. Мы ясно и четко сказали: «Мы приостанавливаем». Мы не собираемся рвать его. И будем ждать, когда американцы займут более благожелательную позицию. Когда это будет — никто не знает. Но это зафиксировано. В дипломатии это бывает. Вот, к примеру, японцы от нас требуют выполнения своих условий на протяжении более 50 лет — это то, что касается Курильских островов. Ну и что? И американцы говорят: «Мы можем отменить санкции, если вы вернете Крым Украине». Естественно, мы не собираемся его возвращать. И американцы это прекрасно понимают, но это их условие.

— Будет ли наблюдаться дальнейшее охлаждение отношений между нашими странами?

— Мы дошли уже до очень большого осложнения. Но сейчас трудно говорить о каких-то прогнозах. Пусть вначале они у себя выберут нового президента, сформируют новую администрацию, сформулируют свои новые задачи, вот тогда и можно будет искать пути приостановления этой конфронтации и взаимодействия там, где это можно. Я думаю, мы еще и по Сирии будет контачить. Но какого-то разрыва отношений можно не ждать, туфта это. Такого не будет.

«Пусть вначале они у себя выберут нового президента, сформируют новую администрацию, сформулируют свои новые задачи, вот тогда и можно будет искать пути приостановления этой конфронтации и взаимодействия там, где это можно». Фото wnd.com

— У Москвы с Вашингтоном возникли новые противоречия в сирийском вопросе…

— Противоречия всегда были, они и будут. Да, наши и американские дипломаты пытались найти решение [по Сирии. — прим. ред.], соответствующее соглашение было подписано. Но в Вашингтоне сейчас бардак. У них далеко не всем нравились эти договоренности: там категорически против выступают военные, разведка. Поэтому в конкретной ситуации американское руководство оказалось неспособным к реализации этого соглашения.

Кто победит в войне?

— Павел Терентьевич, какие страны, помимо России и США, обладают запасами плутония?

— Большие ядерные державы. У всех, у кого есть ядерное оружие, разумеется, есть и плутоний.

— Американский эксперт Лорен Томпсон предрек, что в случае военного конфликта между Россией и НАТО наша страна победит. Как вам такой прогноз?

— Я слабо верю в возможность такого конфликта, он никому не нужен — ни с помощью обычных вооружений, ни тем более ядерных. Другое дело, что когда идет эскалация, иногда могут происходить события, которые никто не планировал. Но то, что сознательно та или другая сторона начнет войну против другой, я в это не верю. Это, мягко говоря, слишком рискованно.

— США ищут новых союзников среди бывших стран Советского Союза. Уже Грузия и Украина готовы вступить в НАТО. Кто на очереди?

— Украина сейчас находится под внешним управлением США. Я глубоко сомневаюсь, что Украина станет членом НАТО. У Украины и Грузии шансов, я считаю, нет, не говоря уже о других странах.

Тимур Рахматуллин
Справка

Подлесный Павел Терентьевич — политолог, руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады Российской академии наук (ИСКРАН).

  • В Институте США и Канады работает с 1968 года.
  • В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию по проблеме механизма планирования внешней политики США.
  • В 1977 году назначен заведующим сектором текущих политических проблем советско-американских отношений.
  • Автор монографии «Американские концепции развития отношений с СССР».
  • Под его редакцией в 1987 году вышла коллективная монография «Советско-американские отношения в современном мире».
  • С 1991 по 1998 годы — заведующий Отделом общеевропейской безопасности и сотрудничества в Институте Европы РАН. За эти годы коллективом Отдела подготовлена серия монографий и научных докладов по вопросам европейской политики России, ее отношений с НАТО, ЕС, ОБСЕ и другим проблемам.
  • С 1998 по 2004 годы — заведующий Отделом внешнеполитических исследований ИСКРАН. Ответственный редактор крупной коллективной монографии «Политика США в меняющемся мире».
  • В июле 2008 года утвержден руководителем Центра российско-американских отношений ИСКРАН.
  • В 2005—2008 годах подготовил серию статей и научных докладов, посвященных современному состоянию российско-американских отношений, перспективам их развития в наступившем столетии, а также анализу американской стратегии в отношении России.
  • Выступает экспертом в СМИ по внешнеполитическим вопросам, ведет блог в «Снобе».

комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 05 окт
    спасибо, хотя бы немного разъяснили суть дела
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    посмотрим, чем это нам обернется
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    Ну да, Америка виновата. Как же иначе
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    мудрое решение.
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    Такие путинисты-патриоты в институте США обитают
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров