Новости раздела

Дмитрий Потапенко: «Будет выгоднее платить «налог на тунеядство», чем регистрировать ИП»

Предприниматели, политики и общественные деятели о проекте налога на «тунеядство»

Дмитрий Потапенко: «Будет выгоднее платить «налог на тунеядство», чем регистрировать ИП»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Выступая на заседании Совета Федерации, вице-премьер Ольга Голодец вновь озвучила идею создания налога на «тунеядство». Сама идея появляется в речах руководителей различных ведомств с завидной регулярностью. Так, еще в апреле 2015 года наказание за уклонение от трудоустройства предлагали ввести депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, а в мае Роструд предложил ввести налог на тунеядство, опираясь на опыт Белоруссии. Затем уже в феврале этого года обсуждался механизм возможных налогов.

К последнему заявлению, прозвучавшему из уст Ольги Голодец, в обществе отнеслись еще серьезнее. Дело в том, что, по словам вице-премьера, уже «сейчас разрабатывается проект закона, когда те граждане, которые выбрали для себя путь «неработы», должны будут внести платеж за фактически использование социальной инфраструктуры».

Мы попросили бизнесменов, политиков и общественных деятелей оценить идею правительства РФ. Как ни странно, мнения разделились.

  • Александр Сидякин

    Александр Сидякин депутат Госдумы РФ VI и VII созыва

    Речь в этом законопроекте идет об исключении из системы обязательного медицинского страхования тех, кто в трудоспособном возрасте и при этом не работает. То есть пакет услуг обязательного медицинского страхования для неработающих людей трудоспособного возраста перестанет быть бесплатным. Условно говоря, человек ничего не делает, достиг 18 лет и не достиг 55-60 лет, не предпринимает попыток трудоустройства. А государство сейчас оплачивает для него услуги по здравоохранению. Но система медицинского страхования устроена так, что сейчас берутся деньги, которые зарабатывают работающие люди, с них платятся отчисления и из них происходит оплата медицинских услуг для всех. Есть точка зрения, что это — не совсем справедливо. Работающие люди платят за себя и за того парня, который ничего не делает. Другое дело, если он оказался вынужденным безработным, например, в результате сокращений, — эти случаи, конечно же, не будут подведены. Бесплатная медицина будет приостанавливаться для тех, кто последовательно не работает, до тех пор, пока человек не устроится на работу.

    Поддерживаю я это или нет — пока это идея. Идея мне кажется приемлемой для обсуждения, в ней есть рациональное зерно. Готов ли я ее поддержать уже как юрист, как законодатель, как депутат Госдумы, — на этот вопрос я пока не готов ответить.

  • Дмитрий Потапенко

    Дмитрий Потапенко предприниматель, основатель и управляющей партнер Management Development Group Inc.

    Есть несколько вариантов: есть же медицинские услуги, которые якобы являются бесплатными, а они хотят сделать их платными, но для себя надо понимать, что это не улучшит собираемость налога, и никоим образом, конечно, не улучшит качества оказания услуг.

    Эта мера абсолютно бессмысленная, и ни к чему хорошему она не приведет. Больше администрирования, чем реальной пользы. Он ударит по самозанятым. В данном случае будет выгоднее платить «налог на тунеядство» (если его так назвать), чем регистрировать ИП, а потом выплачивать какие-то весьма аморальные суммы. Все равно принципиально ничего не поменяется.

    Основная задача этого налога в том, чтобы вывести народ из тени, но это делается не тем, что увеличиваются полицейские функции, а тем, что уплата налогов делается выгодной. В данном случае она делается невыгодной.

    Я не вижу абсолютно никакого смысла в нем. К сожалению, все законопроекты, и этот в том числе, абсолютно четко обозначают, что в бюджете кончились деньги, и надо любыми способами вытянуть из нищающего населения дополнительные финансовые средства под любым соусом, под любыми симулякрами.

  • Хафиз Миргалимов

    Хафиз Миргалимов глава фракции КПРФ в Госсовете РТ

    Это — закон социалистического государства. Он не будет работать. Безработица — характерная черта капитализма. Этот закон, наверное, предлагают те люди, которые еще остались в прошлом. Они не живут настоящим, а тем более — будущим. Чтобы ввести закон о тунеядстве, надо обновлять социализм, как у нас было. Безработица — бич западных стран, люди привыкли с безработицей жить и получать пособия. Это — юмор наших олигархов-депутатов, которые должны создавать рабочие места. Путин же обещал создать 25 миллионов рабочих мест, ВВП увеличить в два раза. Где рабочие места, где ВВП, где Россия, где правительство, где народ, где экономика, а где — тунеядцы? Все перепуталось. Пускай сначала разберутся в государстве и экономике, а потом дело дойдет до тунеядцев. А тунеядцев эта система создает ежечасно и ежеминутно.

  • Мунир Рахмаев

    Мунир Рахмаев ведущий, шоумен, певец

    У меня свое ИП, я в любом случае под эту категорию не попадаю, но у меня есть «самозанятые» коллеги. Вообще, меня интересует то, как государство будет отслеживать таких людей. Если взять моих коллег, то они ведь на месте не сидят, постоянно находятся в разных городах — за ними, что, агентов будут отправлять?

    Вообще, я рассматриваю этот вопрос с той точки зрения, что из-за «налога на тунеядство» могут отсеяться непонятные конкуренты, которые нигде не зарегистрированы, и за 10 тыс. рублей могут провести праздник на непонятном уровне, когда есть хорошие, качественные артисты, которые, естественно, подороже стоят. Это также может заставить этих конкурентов поднять свой уровень, стать лучше, зарегистрироваться и не париться, спокойно дальше работать.

    Плюс это какая-то прибыль для государства, которую можно вливать в нужное дело. Дома можно строить, детские садики, вообще детям помогать — очень много больных детей в стране. Была бы возможность, всем бы детишкам помог… Но все это при том условии, что эти деньги на самом деле будут уходить на дело.

    Ну и надо, конечно учесть то, что у нас сейчас сложная ситуация в стране. Мы все-таки не богатая страна, в которой нефть с неба льется.

  • Яков Геллер

    Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ»

    Надо полностью возвращаться в Советский Союз. Все, что было в Советском Союзе, — все было правильно. И тунеядцев надо выселять за сотни километров от Москвы. Не надо ограничиваться полумерами — если мы хотим возвращаться в советское прошлое, надо возвращаться в советское прошлое. Государство не может допустить, чтобы человек не работал и не приносил пользу. Моя позиция — если мы хотим вернуться в советское прошлое, надо делать это сразу, а не рубить хвост по частям: сначала налог на тунеядство, потом уголовная статья о тунеядстве, потом Бродского выслать за то, что он писал стихи, а не работал дворником.

    По таким Бродским налог и ударит в первую очередь. Нечего им писать — надо работать токарем или дворником, производить материальные ценности. Что это они сидят, картины рисуют, стихи пишут, кино снимают? На самом деле за этим скрывается их непроизводительная жизнь.

    Это все было в советском прошлом, и я это хорошо помню. Знаете, почему Моисей 40 лет водил евреев по пустыне, прежде чем привести в землю Ханаанскую? Бог сказал ему: «Оплотом будет тебе тот, кто сейчас не видит и не слышит. И повстречал Моисей старца немощного, который не видел и не слышал. И подумал Моисей: «Неужели он мне станет оплотом?». А тут на его счастье встретилась ему женщина, кормящая младенца. И понял Моисей, что оплотом ему будут те, кто не знал рабства. И нельзя входить в новую жизнь, когда сохраняются люди, которые помнят рабство. А мы, к сожалению, строим новую жизнь с людьми, которые были секретарями райкомов, обкомов, преподавателями марксизма-коммунизма. А они знают только одно — государство выше человека, бросай его в бой – женщины новых нарожают. Что такое человек, если есть нужды государства? Поэтому если человек не платит государству налог, он вредный человек.

    Это абсолютно марксистская идеология, и поэтому так иронично звучат мои ответы. Если мы хотим назад в будущее, надо все возвращать. Еще надо ввести налог на бездетность.

  • Шамиль Агеев

    Шамиль Агеев председатель Торгово-промышленной палаты Татарстана

    Я против любых дополнительных налогов. Тогда уже надо восстановить систему советской власти, и, чтобы, как Бродского, выселяли за тунеядство: кто не работает – тот не ест. Поэтому, я думаю, это — от непрофессионализма тех людей, которые выдвигают такие инициативы. Понимаете, в какой степени не хватает профессионализма посмотреть те резервы, которые есть, например, сокращение госаппарата. Вместо этого каждый упражняется во введении налогов.

    Обратите внимание, начали передавать налоги из одной службы в другую — социальный налог одни собирали, начали собирать другие. Такое впечатление, что, как у Ленина было, когда нет общей цели, все время натыкаются на частности. Мое общее резюме — все эти новые налоги ни к чему хорошему не приведут. Если говорить о благе для бюджета — нужно создавать условия для развития производства. А все эти налоги и прочее — это не от хорошей жизни.

  • Владимир Беляев

    Владимир Беляев доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева

    Я считаю, что он не нужен. Во-первых, по Конституции на социальные блага имеют право все граждане. Во-вторых, у нас существует безработица. Если кандидат наук отказывается идти в уборщицы или в дворники, это не означает, что он тунеядец, это означает, что государство что-то не дорабатывает. Поэтому налог такой нужно вводить на тех, кто его вводит — на чиновников и депутатов.

    В первую очередь налог ударит по безработным. Причем по безработным, которым не дали найти работу хотя бы в той квалификации, в которой они являются специалистами.

  • Азамат Сабиров

    Азамат Сабиров генеральный директор компании AVT

    Честно говоря, я не понимаю, как будут тунеядцев вычислять? Если человек нигде не работает, как он будет уплачивать налог? Я понимаю, когда человек самозанят, покупает патент, у него есть лицензия и он спокойно занимается своим делом. Если человек ничего не делает? К примеру, есть люди, которые сдают квартиру, ничего не делают. Они же тунеядцы, получается. Если у человека есть квартира, и он ее сдает, налог с квартиры, которую он сдает, это уже сейчас актуально — может быть, он платит имущественные налоги. Честно говоря, это бесполезная инициатива. Когда-то милиция ходила, отлавливала этих людей. Во времена Андропова на метро на работу отвозили.

    Так как у меня свободный график, я недавно въехал во двор и увидел, что куча машин стоит, все места заняты, и платные, и бесплатные, начинаешь понимать, что, наверное, никто не работает.

    Я думаю, что надо в России запретить плохие дороги — это будет очень полезно. А вот эти законы о запрете бэби-боксов, абортов и тунеядства, я считаю, это бездельничество. Я так понимаю, те, кто эти законы принимает, — это настоящие тунеядцы.

    Я думаю, бюджет больше потратит для того, чтобы этот налог собрать.

    В первую очередь налог ударит по тунеядцам. Как ты докажешь, что у тебя нет доходов? С чего у него брать деньги? С имущества? А если нет имущества? Что касается служб, которые этим будут заниматься, иногда бывает смешно, когда по почте присылают письмо о том, что ты не заплатил 0,16 копеек в Пенсионный Фонд, а ты видишь, что конверт, марка обошлись чуть ли не 100 раз больше, чем тебе прислали.

Гуландам Зарипова, Максим Матвеев, Лина Саримова

Новости партнеров