Новости раздела

Дмитрий Шиллер: «Адмиралтейская слобода вывела Казань на один уровень с Санкт-Петербургом»

Дайверы поедут на Каспий искать остовы погибших кораблей флотилии Петра Первого

Дмитрий Шиллер: «Адмиралтейская слобода вывела Казань на один уровень с Санкт-Петербургом»
Фото: rgo.ru

В конце сентября дайверы Русского географического общества приступят к изучению дна Каспийского моря у Дербента в поисках кораблей, затонувших во время Персидского похода императора Петра I. «Реальное время» побеседовало с руководителем экспедиции, председателем регионального отделения РГО в Татарстане Дмитрием Шиллером, который поведал о сложностях, через которые ему пришлось пройти, чтобы организовать эту экспедицию, и новых проблемах, которые уже поджидают членов РГО на Каспии. Также наш собеседник рассказал о значении Адмиралтейской слободы, в которой были построены корабли для петровского похода для Казани и Татарстана.

Опасные волны Каспийского моря и неизвестные координаты

— Дмитрий, расскажите о грядущей экспедиции: какие цели преследует РГО? Что именно вас заинтересовало в Персидском походе Петра I?

— В этом году мы исключительно посмотрим предполагаемые места нахождения кораблей. По сути, это некая разведка для будущих экспедиций. Замечу, что пока не известно, сохранились эти суда или нет. Мы впервые будем проводить трехмерное изучение дна, организуем фото- и видеофиксацию. Безусловно, это поиск, и мы пока не можем сказать, есть там что-то сейчас или нет.

До нас схожая экспедиция проводилась в районе города Дербента в 80-х годах, однако тогда поиски ни к чему не привели. В новой экспедиции также будут работать те люди, которые ранее уже участвовали в поисках. Наша задача — совместно, используя современные методики и опытную команду аквалангистов, снова попробовать найти корабли. Более того, ученые за все это время, с 80-х годов, собрали дополнительную информацию, и сейчас мы будем исследовать две перспективные точки — одна непосредственно возле Дербента, а вторая — в реке также неподалеку от Дербента, где предположительно стоял флот. Конкретные координаты не определены. Это все — действительно поиск, разведывательная экспедиция, которая, возможно, найдет эти корабли, получит координаты для дальнейших серьезных исследований.

Дербентская крепость. Репродукция с сайта diletant.media

— Помимо того, что точные координаты никому не известны, в чем еще сложность экспедиции?

— Само море. Мы разговаривали с многими коллегами, которые работали на Каспии, да и мы сами уже работали на стенах древнего Дербента: мы понимаем, что «окно», в которое мы сможем работать — это с четырех до восьми утра. Дальнейшая работа будет невозможна из-за того, что море неглубокое, будет волна очень опасная, которая может расшвырять аквалангистов, также видимость будет падать.

— Как оцениваете свои шансы?

— Если мы не ошиблись с точками, то приборы, которые у нас имеются, а также опыт людей, которые у нас есть, безусловно помогут нам. Мы однозначно найдем какие-то вещи, которые сможем зафиксировать на фото и видео.

Кораблестроение позволило Казани задышать по-новому

— Как ваша экспедиция, да и сам поход связаны с Казанью?

— Вообще, история городов — очень интересная штука. Что из небольших поселков делало большие города? На наших глазах такие поселки, как Хургада, Шарм-эль-Шейх в Египте превратились в большие города. А что сделало провинциальные российские города, царские города серьезными центрами притяжения? Если брать конкретно Казань, то таким центром, который вывел этот город на уровень больших, серьезных городов, таких, как Санкт-Петербург, стала Адмиралтейская слобода. С ее помощью был построен флот, с которым Петр I пошел в Персидский поход.

В Адмиралтейской слободе строились суда, с которыми Петр I пошел в Персидский поход. Репродукция с сайта nik-rech.narod.ru

Что такое Адмиралтейская слобода? Во-первых, надо сказать, что кораблестроительный завод — это не просто место, где вбиваются гвоздики в деревянные дощечки, это огромная инфраструктура, начиная от ткацких фабрик, канатных фабрик, сталелитейных, пороховых. Сразу выстраивается огромное количество производств. Собираются инженеры, которые владеют новейшими технологиями, собираются умнейшие мужи, которые расчерчивают возможности походов, и так далее. Именно такое производство было поставлено в Казани, и именно оно позволило Казани задышать по-новому, аккумулировать у себя огромное количество ученых, которые потом вошли в фундамент Казанского университета.

— А для чего еще строились суда в Адмиралтейской слободе?

— Суда в Адмиралтейской слободе строились не только для Персидского похода Петра I. К примеру, они строились для работы на морях и реках. Знаменитый Волжский путь тоже обслуживался судами, которые строились в Казани.

Нас как раз заинтересовали первые суда, построенные в Адмиралтейской слободе, которые оттуда вышли. Во время шторма часть судов погибла, поэтому Петр не пошел дальше. Мы как раз хотим совместно с дагестанскими коллегами — учеными, археологами, посмотреть, что там было.

«Эта экспедиция мне много седых волос принесла...»

Каких денежных вливаний потребовала экспедиция?

— Я бы не хотел говорить о деньгах, но могу сказать, что самая сложная работа — это умение добывать деньги на эти экспедиции. Эта экспедиция мне много седых волос принесла. Вообще, разговариваем мы о ней уже несколько лет. Непосредственная поддержка администрации Адмиралтейской слободы дала возможность выйти на обсуждение данной экспедиции. Если брать живое время, потраченное мной на все разговоры, переговоры, презентации и прочее, то получится около трех месяцев. Конечно, они растянуты в несколько годов, но если сжать всю мою работу, то получится, что три месяца я никуда не выходил, только переговорами занимался.

Найти деньги в нынешней ситуации — политической, экономической — всегда тяжело. Убедить людей в том, что это действительно надо, очень сложно. Это действительно работа. Меня как-то спросили: «А что вы делаете? В чем заключается работа руководителя?». Я тогда ответил: «Утром просыпаешься и идешь искать деньги».

«Сейчас мы будем исследовать две перспективные точки одна непосредственно возле Дербента, а вторая в реке также неподалеку от Дербента, где предположительно стоял флот». Фото gorets-media.ru

— А что можете сказать о содействии властей? Вам шли навстречу?

— Было по-разному. Но самая сложная штука — это попасть на прием. Когда к человеку приходишь и он видит, что перед ним не очередной человек, который просит денег… Но перед этим надо постараться попасть в кабинет, сесть за стол переговоров. В моем случае так получается, что практически 100 из 100 переговоров заканчиваются положительным результатом.

— Напоследок хотелось бы, чтобы вы рассказали нашему читателю о том, в чем собственно важность и необходимость экспедиции?

— Я бы убрал историческую составляющую, какие-то политические вещи и на первый план вывел бы необходимость показать современному человеку, что приход и аккумуляция умов в одном месте приводит к колоссальным изменениям целого региона. Если кто-то хочет расшатать ситуацию, заявляя о том, что он за какую-то однополюсную позицию, и неважно, в религии ли, в политической жизни или экономической — это в любом случае тупик. Как раз разнополюсность, открытые двери позволяют расти и развиваться. Этот социальный аспект именно сейчас очень важен, когда все начали бояться друг друга и кричать о закрытых дверях.

Лина Саримова
Русское географическое общество в РТШиллер Дмитрий Августович

Новости партнеров

комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 01 сен
    было бы здорово организовать программу с выпусками по типу Кусто, как они там, в экспедиции, какие успехи
    Ответить
  • Анонимно 01 сен
    Последний абзац понравился, особенно четкий
    Ответить
  • Анонимно 01 сен
    очень точно сказал о сущности работы руководителя)
    Ответить
  • Айрат Файзрахманов 01 сен
    Адмиралтейская слобода, действительно, придало новое дыхание этим местам, издревле славившихся постройкой речных кораблей. Еще со времен Казанского ханства слобода называлась Бишбалтой, и корабли там строились как минимум с 14 в.
    В том числе, Адмиралтейка стала одним из центров кораблестроения за счет очень жесткой экплуатации местных народов. Десятки тысяч крестьян-лашман в тяжелейших условиях на протяжении полутора столетий заготавливали корабельный лес.
    Ответить
  • Анонимно 01 сен
    можно ли как-то стать участником экспедиции?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии