Закатал в асфальт: главный дорожник родины КАМАЗов «спонсировал» из бюджета компании родственниц?
Сегодня «Реальному времени» стали известны подробности уголовного преследования директора челнинского МУП «Предприятие автомобильных дорог» [далее — ПАД, — прим. ред.] Фарида Киямова, попавшего в разработку татарстанских сотрудников УЭБ и ПК. 11 августа в отношении него было возбуждено сразу два уголовных дела о злоупотреблениях полномочиями на общую сумму свыше 20 млн рублей. На следующий день Киямова задержали, и на свободу отец троих детей вышел в ранге подозреваемого лишь 16 августа — челнинский суд не нашел оснований для его ареста.
Версия следствия: за коммерсантов поработал МУП
Оба уголовных дела Фарида Киямова возбуждены по статьям УК РФ о злоупотреблении полномочиями — 201 и 285. Как сообщил «Реальному времени» источник в правоохранительных органах, в 2014 году муниципальная техника и рабочие МУП «ПАД» бесплатно поучаствовали в выполнении крупного подряда по укладке асфальтобетонного покрытия на территории одной из компаний в ОЭЗ «Алабуга». Деньги за эту работу — 11 млн 246 тысяч рублей — получило ООО «Челны-Сервис».
В открытых базах данных полицейские борцы с коррупцией раскопали информацию, что единственным учредителем ООО «Челны-Сервис» до 2013 года являлась Бибинур Хадиевна Зарипова, сестра Фарида Хадиевича. По версии следствия, с формальным выходом из деятельности компании, Зарипова своего влияния не утратила. Впрочем, сама Бибинур Зарипова сегодня в разговоре с корреспондентом «Реального времени» комментировать эту историю отказалась, предложив адресовать все вопросы брату. К слову, по данным «Спарк», сейчас сестра главного челнинского дорожника занимается бизнесом в сфере оптовой торговли, у нее три фирмы в статусе ООО — «Грааль», «СК Грааль» и «Контурсистем».
Второй эпизод уголовного дела касается перечисления 12,5 млн. рублей. По версии следствия, деньги эти ушли со счетов МУП «ПАД» на счет одноименного ООО с ноября 2015 года по май 2016 года за некие выполненные работы. Правда, в ходе полицейской разработки были получены результаты бухгалтерского исследования — в указанный период ООО «ПАД» никакой деятельности не вело. К слову, данное ООО возглавляет Диляра Рамилевна Елмаз, также являющаяся родственницей Киямова.
Версия защиты: аффилированности для обвинений мало
Как пояснили «Реальному времени» в Набережночелнинском горсуде, с ходатайством об аресте подозреваемого Киямова сотрудники Следкома по РТ обратились еще 13 августа — на следующий день после его задержания. Однако в суде представители следствия и прокуратуры попросили отложить рассмотрение ходатайства на 72 часа и дать время для сбора доказательств. Суд продлил срок задержания директора МУП на трое суток, а 16 августа отказал в его аресте.
— Потому что никаких доказательств того, что мой подзащитный может скрыться или оказать препятствие следствию, суду представлено не было. А Киямов ранее не судим, имеет постоянную работу, прописку и трех детей на иждивении, — комментирует решение суда его адвокат Марат Исламов. — Когда я к нему в изолятор приходил в эти выходные, он больше всего был озадачен тем, как там без него предприятие работать будет.
По словам защитника, Фарид Киямов с подозрениями в свой адрес не согласен. Его позиция: работы по асфальтированию в ОЭЗ «Алабуга» в 2014 году в счет задолженности МУП «ПАД» перед ООО «Челны-Сервис» за ранее поставленные инертные материалы. Комментировать подозрения следствия по второму эпизоду Марат Исламов не стал, объяснив, что в этой части подозреваемый пока не допрашивался.
«Вопрос аффилированности [компаний, — прим. ред.] следствие преподносит как нарушение, но этого мало для обвинений, где тут состав преступления? — рассуждает защитник. — В банках есть все ведомости, куда деньги ушли». Из разговора с адвокатом выяснилось, что челнинские власти, как учредители дорожного МУПа к возбуждению дела не причастны. Потерпевшего в этом деле пока вообще нет.
Строитель автомобилей стал менеджером
Фарид Киямов возглавил МУП «ПАД» в 2013 году, через несколько месяцев после того, как коллектив предприятия был вынужден объявить забастовку, выбивая долги по зарплате за три месяца. Как отмечали челнинские СМИ, новому руководителю удалось, заручившись поддержкой властей, нормализовать ситуацию и набрать новых работников взамен уволившихся.
Ранее Киямов работал ООО «ТЭФ «КАМАтранссервис», с 2007 года по 2012 годы был заместителем начальника автоколонны легковых автомобилей департамента трудовых отношений и развития персонала ОАО «КАМАЗ», позже работал начальником цеха в ООО «Чулман-транс». За плечами у руководителя — Камский автомеханический техникум по специальности «Автомобилестроение» и диплом Института государственного управления, права и инновационных технологий по специальности «Менеджмент организации».
Чистый убыток — 1,6 млн, выручка — 685 млн рублей
Возглавляемое подозреваемым предприятие было зарегистрировано в Челнах еще в 1994 году. Основной вид деятельности МУП «ПАД» — производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов. Его единственным учредителем является Комитет по управлению коммунальным имуществом автограда. Активы МУПа на 2015 год — 565,9 млн рублей. Долгосрочные обязательства — 212 тысяч рублей. Краткосрочные обязательства — 211,8 млн рублей, из которых 173,8 млн рублей — кредиторская задолженность.
Выручка компании в прошлом году составила 685,4 млн рублей, прибыль от продаж — 15,9 млн рублей. Благодаря графе «прочие расходы» в размере 19,3 млн рублей, убыток до налогообложения составил 1,5 млн рублей, чистый убыток — 1,6 млн рублей.
В 2016 году МУП заключил шесть государственных контрактов на 389,9 млн рублей. Крупнейший из них — на 328 млн рублей — от «Главттатдортранса» на ремонт дорог в Набережных Челнах. Еще около 64 млн рублей МУП получил от исполкома Набережных Челнов — на ремонт внутриквартальных дорог и тротуаров, дорог, ремонт и техническое обслуживание ливневой канализации.
Годом раньше МУП «ПАД» выполнял 13 госконтрактов на сумму в 701,8 млн рублей, крупнейшие из которых — на 370 млн рублей — вновь от «Главтатдортранса». В 2014 году у компании было восемь госконтрактов на 228 млн рублей. Любопытно, что одним из крупнейших заказчиков по документам выступила средняя челнинская школа №27, которая заключила с дорожниками контракт аж на 77,8 млн рублей — на ремонт и техобслуживание автодорог местного значения и светофорных объектов для нужд исполкома Набережных Челнов. При этом заказ самого исполкома на ремонт дорог оказался в тот год более скромным (на 48,2 млн рублей).
«Реальное время» будет следить за ходом расследования дела главного дорожника.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.