«День святого Валентина культивирует эротическую любовь, а Петр и Феврония символизируют семейные ценности»
Доцент кафедры русской и зарубежной литературы КФУ объясняет, за какие деяния православным святым установят памятник в Казани
У казанского храма священномученика Кирилла планируется установить памятник православным святым Петру и Февронии Муромским, которые считаются образцом супружеской верности и счастливого брака. Специально для читателей «Реального времени» доцент кафедры русской и зарубежной литературы КФУ, доцент Казанской православной духовной семинарии, кандидат филологических наук Наталья Комар рассказывает о непростой истории любви князя и крестьянской девушки, а также объясняет, почему их брак считается образцовым, а памятники Петру и Февронии устанавливаются по всей России.
Праздник в противовес Дню святого Валентина
В первую очередь следует отметить, что в Благовещенском соборе Казанского кремля один из приделов посвящен именно Петру и Февронии Муромским. Эти святые являются покровителями семьи. В наше время мы можем наблюдать постепенное разрушение традиционных семейных ценностей, и на этом фоне Петр и Феврония являются эталоном семейных отношений. Если мы возьмем мусульманскую и православную культуры, то увидим, что в отношении семьи у них есть очень много точек соприкосновения — наши культуры отстаивают традиционные семейные ценности.
В России память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии празднуется дважды — 8 июля и в первое воскресенье перед 19 сентября. Второй день памяти святых был установлен Русской Православной Церковью недавно. Связано это с тем, что 8 июля всегда приходится на пост (Петровский), в который венчание запрещено. Множество людей просят у святых Петра и Февронии о семейном благополучии или о помощи в обретении мужа или жены.
Следует отметить, что почитание святых Петра и Февронии способствует возрождению христианских традиций. И это очень важно, так как в нашей современности насаждаются чуждые нам ценности. Как пример можно взять день святого Валентина: этот праздник культивирует эротическую, плотскую любовь (основанную на эгоизме), чуждую идее жертвенности по отношению друг к другу. Она не направлена на формирование таких важных добродетелей для создания крепкой семьи, как терпение, забота, чужда она и направленности на приумножение семьи и воспитание детей. Словом, она не направлена на создание семьи. А любовь вне семьи есть разврат. Таким образом, этот праздник абсолютно чужд как мусульманской, так и православной культуре, тогда как в основе почитания Петра и Февронии лежит созидание семейных ценностей. Святые явили нам образец или даже идеал семейных отношений, поэтому они очень сильно почитаются по всей России и во многих городах страны устанавливаются им памятники.
Приказ Ивана Грозного и писательское расследование
Сразу оговорюсь, что Петр и Феврония — это не какие-то фантомные личности. Эти люди действительно жили на нашей земле примерно в XIII веке, а в Муроме и по сей день находятся их мощи. Также существует житие, вернее, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которая была написана в XVI веке достаточно известным и талантливым писателем Ермолаем-Еразмом.
Во времена Ивана Грозного и по его повелению по всей России активно собирались русские жития под руководством митрополита Макария. Ермолаю-Еразму было дано задание написать историю Петра и Февронии, так как их уже почитали по всей стране, однако, чтобы причислить их к лику святых, необходимо было написать их житие.
Первым делом Ермолай-Еразм отправился в те места, где жили святые: это Муром, в котором правил князь Петр, а также родина простой крестьянской девушки Февронии в Рязанской земле. Писатель провел настоящее расследование. Только представьте себе: на дворе XVI век, а герои повести жили в XIII. Конечно, за это время могло быть утрачено очень много сведений. Также Ермолаю было достаточно сложно проделать эту работу таким образом, чтобы в житие не проникли некие сказочные элементы, и, конечно, этого автору не удалось избежать полностью.
«Между князем и крестьянкой была огромная пропасть»
Так почему они стали символом семьи? История началась с того, что князь Петр заболел серьезной болезнью — проказой. Его тело покрылось струпьями, которые постоянно ныли и болели. Подданные Петра искали лекаря по всей России, а Феврония как раз славилась тем, что могла исцелять людей. Отроки Петра добрались до деревни Ласково, которая, кстати, и поныне находится недалеко от Рязани, и разыскали Февронию.
Девушка поразила слуг князя своей мудростью. Она говорила загадками, и отроки часто не понимали ее до тех пор, пока Феврония не расшифрует им эти загадки. К примеру, когда ее спросили о том, где ее родители, она ответила: «Они пошли взаймы плакать». Феврония объяснила отрокам, что они пошли на похороны — сейчас ее родители плачут и скорбят, а когда они умрут, плакать будут уже над ними. Такие загадки пронизывают все житие, в котором много раз упоминается неземная мудрость Февронии, то есть дарованная Богом за ее благочестие.
Когда слуги рассказали девушке историю про больного князя, она сообщила им, что может вылечить Петра, но при одном условии: после выздоровления князь станет ее супругом. После того, как Петру передали эти слова, он спросил: «В своем ли она уме?». В те времена между князем и крестьянкой была огромная пропасть. Современному человеку это будет довольно трудно понять.
Для того, чтобы исцелиться, он дал свое согласие, но на самом деле князь просто задумал обмануть девушку, которая была настолько мудра, что сразу поняла намерения Петра. Феврония дала слугам снадобье и наказала, чтобы князь помазал все свои больные места, кроме одного струпа. Князь обрадовался, сделал все, как было наказано, и в скором времени поправился. Однако из-за одного оставленного струпа болезнь возобновилась. После этого он осознал, что совершил преступление — обманул, несмотря на то, что до того был благочестивым человеком (как отмечает Ермолай-Еразм). После этого князь раскаялся, попросил прощение Февронии и, получив исцеление, сразу же женился на ней.
Золотое время для Мурома и изгнание супругов
После того, как Муромом стали править святые Петр и Феврония, для княжества настало золотое время. Они правили не как наемники, а относились к народу, как к своим детям, и помнили свою ответственность за него перед Богом. Также в повести есть очень много интересных эпизодов, как Петр проверял мудрость Февронии, о которой ему столько рассказывали, перед браком. Он дал задание девушке соткать ему целую рубашку из маленького кусочка шерсти. На это Феврония в ответ прислала князю маленькую щепку и сказала: «Конечно, я сотку рубашку, если ты, князь, из этой щепки сделаешь мне ткацкий станок». Есть и множество других интересных эпизодов в этом замечательном древнерусском произведении.
Как я уже сказала, Петр и Феврония правили справедливо, заботились о людях, но поскольку девушка была незнатного происхождения, боярские жены делали все, чтобы избавиться от княгини. Дошло до того, что ей сказали: «Забирай самую ценную вещь, которая тебе больше всего дорога, и уходи отсюда». Феврония ответила, что для нее самое дорогое — это князь, после чего они покинули Муром, так как князь, которому предложили остаться и править без Февронии, отказался нарушать обеты венчания и не расстался с супругой.
Петр очень сильно переживал, так как ему пришлось оставить свой народ, да и не привык он жить в чистом поле (а им некоторое время пришлось пожить на берегу реки). Именно в этот тяжелый период Феврония утешала своего мужа, поддерживала его и уверила в том, что Господь обо всем позаботится. Вообще, Феврония обладала удивительными качествами для супруги — это терпение, смирение, мудрость, тактичность, умение вовремя промолчать, но с другой стороны она могла быть очень хорошей опорой и поддержкой. То же можно сказать и ее верном супруге, который, несмотря на первоначальные ошибки, впоследствии был прекрасным мужем, отцом и правителем.
Кстати, когда их изгнали из княжества, во время переправы по реке в лодке произошел один очень важный эпизод. Замечу, что часто скульптурная группа включает в себя не только Петра и Февронию Муромских, но и лодочку. Например, в Йошкар-Оле перед их фигурами размещается ладья с фонтанами.
История следующая: человек, который их переправлял, женатый мужчина, посмотрел на Февронию с вожделением. Она заметила это и велела ему зачерпнуть воду у правого борта лодки и испить ее, а затем — у левого борта и также испить. Мужчина исполнил ее просьбу, после чего Феврония ему сказала: «Что ты смотришь на меня с вожделением? Вода, которую ты испил, одинаковая, и женское естество также одинаковое». Она указала ему на то, что у него есть жена, и пристыдила мужчину. Вообще, верность, чистота и целомудрие — те качества, которые отстаивает Священное писание, этими качествами обладали и муромские святые.
Один гроб на двоих и утреннее чудо
Как только Петр и Феврония покинули Муром, среди бояр началась резня и борьба за власть. Те, кто выжил в этой борьбе, пришли на поклон к князю и попросили его вернуться. После возвращения домой, супруги правили с величайшей любовью, а между ними всегда были мир и любовь.
Еще один интересный эпизод связан с их кончиной. Есть распространенное желание у влюбленных — умереть в один день, чтобы и дня не прожить друг без друга. Поскольку Петр и Феврония были духовными, верующими людьми, они попросили об этом Бога.
Когда они состарились, то ушли в монастырь и постриглись в монашество: Феврония в женском монастыре с именем Ефросиния, а Петр в мужском с именем Давид. Они завещали, чтобы после смерти их похоронили в одном гробу. Когда Петр почувствовал приближение своей кончины, он оповестил Февронию, которая в это время вышивала воздух (специальное покрывало для богослужения). Она просила супруга подождать немного, чтобы дошить святой лик, однако в своей третьей весточке Петр сообщил, что больше не может ждать. Тогда Феврония воткнула иголочку в ткань, обернула ее нитью и скончалась одновременно с Петром.
Вопреки их желанию, супругов положили не в один гроб, а в разные, но случилось чудо — на утро Петр и Феврония оказались в одном гробу. Так повторялось не один раз, и уже на третий их похоронили в одном гробу. Мощи святых Петра и Февронии и по сей день находятся в одной раке в Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря в Муроме.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.