Новости раздела

Всеволод Чаплин: «Визит Патриарха Кирилла в Татарстан не произвел сенсаций»

Итоги посещения Казани главой РПЦ: что осталось за кадром?

На минувшей неделе Татарстан посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Этот визит активно освещался в СМИ, в том числе и в «Реальном времени». Поездка состоялась, но многое осталось неясным, поскольку за кулисами остались подробности переговоров Патриарха с президентом РТ, муфтием и другими высшими региональными кругами. Колумнист нашего издания, известный православный священник протоиерей Всеволод Чаплин в своей новой колонке, которая является логичным продолжением его предыдущей публикации, написанной в преддверии визита Патриарха, рассуждает, все ли задачи удалось решить предстоятелю РПЦ во время своего вояжа в республику.

«Так называемые христиане»

Визит Патриарха Кирилла в Татарстан не произвел сенсаций. Во время этой поездки, как и во время приемов других высоких гостей, с разных сторон звучали ставшие уже стандартными декларации о том, что республика является чуть ли не образцовой моделью межнациональных и межрелигиозных отношений.

Критика звучала скорее в адрес внешних для Татарстана сил. Так, Патриарх, пожалуй, впервые употребил привычный для православных ультраконсерваторов термин «так называемые христиане» — речь шла о той части западной общественности, которая пытается сочетать радикальный отход от евангельской морали с постхристианским культурным идентитетом, а иногда даже с периодическим посещением церквей. Очевидно, что эти люди психологически и этически отстоят от православных христиан дальше, чем традиционные мусульмане. Патриарх даже сказал — и пусть это услышат на Западе, — что «и православие, и ислам — это Восток, у нас даже одежды напоминают друг друга».

Визит Патриарха Кирилла в Татарстан не произвел сенсаций. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Критическое послание было обращено и к тем «христианам», которые привыкли жить по логике «мира сего» — не только на Западе, но и в России. «Что толку, — сказал предстоятель, — если, живя как язычники, мы время от времени крестим лоб и обращаемся к Богу? Вряд ли Господь слышит молитвы человека, который живет отнюдь не по Евангелию, в жизни которого Бог реально не присутствует». Обличение, конечно, правильное — особенно по отношению ко многим представителям российских элит, в том числе увешанным церковными наградами. Впрочем, эти люди наверняка считают, что к ним грозные слова не относятся — ведь никого из них конкретно церковное начальство никогда не обличало. В лучшем случае это может сделать священник на исповеди — и не в Москве, а где-нибудь в дальнем монастыре или на Афоне. Поэтому туда «элитные» христиане и стремятся — совесть ведь до конца убить непросто…

О проблемах — ни слова

Татарстанские элиты также могут быть спокойны. Еще недавно в церкви и в связанных с ней общественных организациях — например, во Всемирном русском народном соборе, — достаточно резко говорили о диспропорциях в количестве православных храмов и мечетей, о невозможности выбора учащимися основ православной или исламской культуры, о проблемах с полноценным изучением русского языка. Обо всем этом по итогам патриаршего визита в публичном пространстве не прозвучало ни слова. Возможно, темы звучали в приватных переговорах — и хорошо, если хотя бы так.

Однако известно, насколько хорошо современные чиновники умеют «замыливать» любые непубличные импульсы — будь то письменные или устные. Боятся только двух вещей: доведения информации до самого высокого слуха и публичности (за которой также может последовать реакция государственного руководства). Все остальное можно либо просто проигнорировать, либо запустить на длинный круг через создание какой-нибудь комиссии или рабочей группы, которая может трудиться годами, а потом, сами понимаете, либо падишах умрет, либо ишак сдохнет.

«Важно не столько то, о чем ты говоришь «за кадром», сколько то, какое послание ты направляешь простым людям». Фото Михаила Козловского

И значит, реальный результат возможен не через приватные договоренности, а только через апелляцию к народу. Важно не столько то, о чем ты говоришь «за кадром», сколько то, какое послание ты направляешь простым людям. К сожалению, не состоялось системной встречи с православной общественностью — в том числе с кряшенами и членами русских объединений. Такая встреча предполагает постановку вопросов, реакцию, поиск путей разрешения проблем. Для упомянутых людей визит Патриарха был чуть ли не главной надеждой. И церковным деятелям гораздо более низкого ранга — например, вашему покорному слуге — в свое время удавалось и с православной общественностью говорить, и с властями вести диалог, проявляя солидарность, но критическую.

«Ваххабитское лобби» и турецкие структуры в Татарстане

«За бортом» — по крайней мере в публичном пространстве — осталась и еще одна проблема: опасность радикализации религиозной жизни. Один очень достойный татарстанский исламский деятель однажды сказал мне о «ваххабитском лобби» в республике, которое стремится к власти. Сомнительными видятся и некоторые турецкие образовательные структуры, за которыми могут стоять силы, недавно показавшие себя через попытку госпереворота в Турции.

Да, не дело христиан — учить последователей ислама, как им жить и кого приглашать для проповедей. Но предложить свою помощь в разоблачении «лобби», опасного для всех жителей России, — можно и нужно. Иначе будет создаваться впечатление, что мы — и мусульмане, и христиане — уже боимся появляющихся в России деструктивных групп. И пытаемся заговорить раковую опухоль декларациями о мире, дружбе и «идеальной модели».

Постановки проблем, взаимной критики и трудных разговоров вообще не надо бояться. Лучше «вынести сор из избы», чем задыхаться в этом соре. Если из-под газона стабильности то тут, то там вырываются языки пламени, его надо тушить, а не уповать на будущие поколения политиков и религиозных деятелей. Если не будем действовать сейчас, эти поколения вспомнят нас недобрым словом.

Протоиерей Всеволод Чаплин
Справка

Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской православной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия.

  • Родился в 1968 году в Москве в семье профессора Анатолия Чаплина.
  • После окончания школы в 1985 году начал работу в Издательском отделе Московского Патриархата в отделе экспедиции; поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
  • С октября 1990 года по март 2009 года работал в отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.
  • В 1999 году возведен в сан протоиерея.
  • С 2009 по 2015 год — председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.
  • Вел несколько передач на ТВ и радио.
  • Публикуется в газете «Русь Державная».
  • Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.

Новости партнеров