Дольщики «Свея» подрядчику за решеткой: «Трудно было написать заявление против Аитова?!»
Бывший подрядчик «свеевского» объекта — дома на Некрасова — 56-летний Роберт Оринин не смог доказать в Вахитовском суде законность сделок между ним и его дольщиками: его обвинили в том, что он продавал квартиры на верхних этажах без проектной документации и без согласия застройщика, то есть «Свея». Однако дольщики уверены, что в их злоключениях виноват не только Оринин и что подрядчик должен перестать покрывать заказчика, который его намеренно «кинул».
Акты есть, квартир нет
Узнать, какой же приговор был вынесен 56-летнему руководителю компании «ФаворитСтрой» Роберту Оринину, пришли не только несостоявшиеся новоселы дома на Некрасова, но и обманутые дольщики других домов.
Оглашение приговора длилось несколько часов: судья держал в руках увесистую папку, в которой на сотни страниц был подробно описан каждый эпизод. Если же охарактеризовать ситуацию более кратко, то каждый из 6 потерпевших дольщиков дома на Некрасова 19/25 приобрел у компании Оринина квартиру на верхних этажах, заключив договор соинвестирования.
В свою очередь обвиняемый подписал договор генподряда со скандально известной «Фирмой «Свей» Рашида Аитова и реализовывал квартиры, которые должен был получить за выполненные работы. Но проблема заключалась в том, что Аитов не спешил отдавать обещанные квадратные метры, отказываясь подписывать акты о выполненных работах, несмотря на то, что стройка шла. Наличие договоренности между Аитовым и Орининым вообще ставилось под сомнение, и все же удалось доказать, что документ был подписан в 2007 году и согласно нему «Свей» должен был передавать квартиры не позднее трех дней с момента согласования акта выполненных работ. Аитов акты забирал, но обратно подрядчику со своей подписью не возвращал. Тогда подрядчик начал продавать квартиры, не дождавшись согласования, понадеявшись на добросовестность застройщика.
Защита Роберта Оринина строилась на том, что его действия регулируются гражданско-правовыми отношениями, так как он имел право привлекать соинвесторов в лице потерпевших. К тому же подрядчик утверждал, что деньги дольщиков по ветру не пускал, а потратил их на строительство дома по адресу Некрасова 19/25.
Но закон оказался суров: суд посчитал действия Оринина мошенническими и признал его виновным по всем 6 эпизодам.
Куда уходят деньги?
Чтобы определить фактическую стоимость работ, выполненных в доме на Некрасова, «Свей» обратился в госэкспертизу КГАСУ. По ней стоимость работ, выполненных «ФаворитСтрой» за период с августа 2011 по октябрь 2012 года, составила 5 млн 35 тыс. рублей. В свою очередь «ФаворитСтрой» Оринина тоже провела экспертизу, но уже в ООО «Экос». Результат разительно отличался — стоимость работ, согласно экспертной оценке, превышала 44 млн рублей. Однако суд к данной цифре отнесся критически, поскольку при проведении оценки «Экосом» использовались не оригиналы документов, а их электронные копии, а сам Оринин стройплощадку не контролировал.
В заключении суда ставятся под сомнение и утверждения о том, что все деньги, полученные от дольщиков, шли на стройку. Как отмечается в зачитанном судьей документе, анализ расчетных счетов «Строителей и К» и фирмы «ФаворитСтрой» также подтверждает, что денежные средства потерпевших на расчетные счета организаций не поступали. К тому же свидетель Вахитов показал, что являлся поставщиком строительных материалов — кирпича и пиломатериала. Между ним и Орининым существовала договоренность, что взамен он получает квартиру на 7 этаже. Стройматериалов было поставлено на сумму 5 млн рублей, однако квартиру Вахитов так и не получил. При этом свидетель утверждает, что с другими поставщиками произошла такая же ситуация.
Тем не менее факт выполнения строительных работ компаниями, принадлежащими Роберту Оринину, признается.
«Трудно было написать заявление против Аитова? Что ты его выгораживаешь?»
Нужно сказать, что поначалу дольщики не были настроены враждебно по отношению к Оринину. Они уверены, что снимать ответственность с Аитова нельзя: он намеренно отдавал подрядчикам квартиры в незаконных этажах, чтобы впоследствии можно было признать договор незаконным.
И все же во время перерыва между дольщиками и Робертом Орининым произошла словесная перепалка: подрядчику, который попытался принести свои извинения, заявили, что быть наполовину виноватым нельзя, и обвинили его в том, что и он «прикрывает» Аитова.
— За что извиняться? Есть деньги? Нам больше ничего не надо. Мы тебя освободим. 5 лет ходим каждый день, как на работу. Трудно было написать заявление против Аитова? Что ты его выгораживаешь? За него будешь 20 лет там сидеть? — воскликнула Зайняб Сафина.
— Я же вам дал заявление, пишите вы, — коротко ответил Оринин.
— Вы мне дали доверенность. Я подходила к вам с заявлением, и вы подписали? — не унималась дольщица.
— Я вам дал доверенность, делайте, что хотите.
— За вас она заявление написать не может, — вмешалась другая дольщица.
Потерпевшие не перестают верить, что они все же смогут вернуть свои кровные: активы у Аитова нашлись, наверняка они есть и у Оринина.
И снова «лишние» этажи
Факты, озвученные на заседании Вахитовского суда, вызывали чувство дежавю: на строительство 7 и 8 этажей дома на Некрасова отсутствовала проектная документация. Это подтвердил сам Оринин во время очной ставки с Аитовым: к началу строительства был только эскизный проект. Напомним, что сейчас Рашид Аитов обвиняется в возведении «лишних» этажей в строящейся «Золотой середине». По мнению дольщиков, если бы строительство «Золотой середины» не остановилось, дольщиков, купивших квартиры на «лишних» этажах, ждала бы та же участь — «Свей» оставил бы их и подрядчика ни с чем.
По словам Оринина, он рассчитывал, что проект 7-го этажа будет утвержден в ходе строительства, а на деньги от его реализации подрядчик и строил дом. Но по данным суда, в инспекцию государственного строительного надзора РТ с просьбой о перепрофилировании мансардного этажа ни «ФаворитСтрой», ни «Строитель и К» не обращались. При этом названные фирмы собирали с дольщиков деньги на изготовление техпаспортов.
Кроме того, в суде было озвучено, что имела место передача на основании договора соинвестирования с несколькими лицами на одни и те же квартиры.
Каким же оказался вердикт суда?
«В соответствии с ч. 5 ст. 69 по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено приговором Вахитовского районного суда города Казани от 2 апреля 2016 окончательное наказание Оринину в виде 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Меру пресечения в отношении Оринина оставить без изменения», — зачитал судья.
Однако, по словам главбуха «ФаворитСтроя», ставить точку в этой истории рано: Оринин планирует написать заявление в отношении Рашида Аитова, тем более что другой подрядчик, попавший в аналогичную ситуацию, — Илья Буланкин — уже написал заявление на Аитова, и по решению Верховного суда оказался на свободе.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.