Новости раздела

Всеволод Чаплин: «Пусть за строительством Болгарской исламской академии последует Казанская православная...»

Взгляд бывшего пресс-секретаря главы РПЦ на предстоящий визит Патриарха Кирилла в Татарстан

Всеволод Чаплин: «Пусть за строительством Болгарской исламской академии последует Казанская православная...»
Фото: sputniknews.com

Казань в скором времени ждет долгожданное событие. Впервые Татарстан посетит Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Протоиерей Всеволод Чаплин в своей новой колонке «Реального времени» рассказывает, чего следует достичь главе РПЦ в ходе его визита в республику. Важное место должен занять вопрос межрелигиозного взаимодействия. А фигуры митрополита Феофана и муфтия Камиля Самигуллина, по мнению известного священнослужителя, будут только способствовать становлению Казани как центра православно-мусульманского диалога.

Черта татарского характера

Грядущий визит Патриарха Кирилла в Татарстан — это не только повод для торжеств и обменов комплиментами, но и возможность поставить целый ряд проблем, с которыми сталкиваются православные христиане. И, конечно, сказать о необходимости православно-мусульманского сотрудничества — и о его границах.

Татарстан — прекрасная площадка для свидетельства о многовековых традициях добрососедства, но одновременно — и для поисков реалистичного, оптимального пути в будущее, с учетом всех угроз и вызовов. Царские и имперские времена помнят всякое — однако они научили православные и мусульманские народы России жить вместе, предупреждая любую вражду и попытки стравливания людей друг с другом. Кстати, такая предупредительность — одна из лучших черт татарского национального характера, выработанная веками непростой истории.

«Грядущий визит Патриарха Кирилла в Татарстан это не только повод для торжеств и обменов комплиментами, но и возможность поставить целый ряд проблем, с которыми сталкиваются православные христиане». Фото patriarchia.ru

Время homo soveticus прошло

Советский период многое перемешал — но затем лучшие народные традиции вернулись на свои места. Впрочем, от этого периода осталось одно искушение: считать, что национальная и религиозная идентичность являются чем-то несущественным, ушедшим в прошлое. Мол, «жили — не тужили, не знали, кто мы, татары или русские, православные или мусульмане, зачем все это сейчас ворошить»…

Таким инерционным настроениям вторят созидатели надэтнической «гражданской нации», а за ними — сторонники «общеевропейской» и «общемировой» идентичности, причудливым образом взаимодействующие с теми зарубежными центрами, которые стимулируют в России этнический и региональный сепаратизм. Однако — нравится нам это или нет — проекты создания «общечеловека» провалились даже на Западе и сегодня не зря считаются исторической тухлятиной. Для все большего числа людей национальная идентичность является весьма важной, а религиозная — самой главной, ведь от нее зависит не просто земная жизнь, а вхождение в вечность.

Этого нельзя не учитывать. Времена «советского человека» прошли, времена «человека мира» вряд ли когда-нибудь настанут. Работать придется с разными людьми — и разными их сообществами, не всегда совпадающими по вере, культуре, правилам, принятым в обществе. Если нынешний вектор развития исторической логики сохранится, русские станут большими русскими, татары — большими татарами, православные и мусульмане — людьми, более активными в своей вере, нацеленными на строгое соблюдение религиозных принципов и правил.

«Хотят люди носить мусульманский платок-хиджаб или бороду почему бы и нет. Хотят, чтобы в школах их детям преподавались основы именно собственной религиозной традиции <> так следует вспомнить, что именно родители, а не администрации любого уровня, должны определять мировоззренческое и нравственное содержание всего того, что изучают в школе их дети». Фото Романа Хасаева

И значит, нужно не сдерживать развитие национальных и религиозных идентичностей, а принять эту реальность, одновременно заботясь о мире между людьми и о взаимной «притирке» их интересов. Хотят люди носить мусульманский платок-хиджаб или бороду — почему бы и нет. Хотят, чтобы в школах их детям преподавались основы именно собственной религиозной традиции, которую они считают единственно истинной, в отличие от других и от материалистического мировоззрения, — так следует вспомнить, что именно родители, а не администрации любого уровня, должны определять мировоззренческое и нравственное содержание всего того, что изучают в школе их дети. Таково ясное требование международного права. И основанная на нем система приспособления школы к разным вариантам мировоззренческого выбора прекрасно работает в большинстве стран Европы — а теперь и в большинстве регионов России.

Хотят русские изучать татарский язык — прекрасно (я, если бы жил в Татарстане, обязательно попробовал его изучить). Не хотят — надо по крайней мере понять, почему так происходит и есть ли поле для компромисса. Желают изучать русский язык и литературу в том же объеме, как и в других регионах, — причем не в какой-нибудь отдаленной школе, а в самой ближайшей — наверное, стоит обеспечить такое право, тем более что от его реализации зависит возможность полноценного обучения в вузах Москвы или Санкт-Петербурга. Надеюсь, что все эти вопросы прозвучат в ходе визита — и что будет выслушана озабоченная ими общественность.

Опыт преобразований Татарстана

Казань — один из исторических центров Русской Православной Церкви. Одна из наиболее древних епископских кафедр, на которой служили многие великие иерархи. Здесь существовала одна из четырех духовных академий. И здесь — особенно при нынешнем митрополите Феофане, имеющем огромный опыт строителя и дипломата — должен появиться один из центров православно-мусульманского диалога. Личность муфтия Камиля Самигуллина тоже этому способствует.

«Здесь особенно при нынешнем митрополите Феофане, имеющем огромный опыт строителя и дипломата должен появиться один из центров православно-мусульманского диалога. Личность муфтия Камиля Самигуллина тоже этому способствует». Фото Максима Платонова

Да, веры у нас разные — и не надо идти на поводу у тех западных или «постсоветских» деятелей, которые проповедуют смешение религий, делают нереалистичные заявления об их скором объединении на основе «общечеловеческих ценностей». Но твердость в своих убеждениях, взаимное уважение их целостности не должны мешать православным и мусульманам вместе строить общий дом. И вместе противостоять попыткам изгнать из общества религиозность и нравственность, заменив их потреблением и прагматической «социальной механикой» от модных психологов и политологов.

Верующие люди должны показать всему миру способность организовывать жизнь по своим принципам — экономическую, общественную, культурную. И способность договариваться о «демаркации» границ, потому что правила, по которым они живут, все-таки различаются. Советский вакуум религиозности более невозможен — но остатки его либо используются деструктивными и опасными экстремистскими силами, либо будут восполнены теми общинами, которые имеют многовековой опыт совместной жизни и знают, как лучше всего действовать в России.

Татарстан может предложить всей стране преобразования, основанные на таком опыте, — и в деле продвижения религиозно мотивированных финансовых систем (мусульманская уже создается, очередь за православной), и в создании богословских школ (пусть за Болгарской исламской академией последует Казанская православная), и в гармонизации укрепляющегося религиозного права со светским законодательным контекстом, и в возрождении нравственного образа жизни — на уровне семьи, культуры, внешнего вида людей, честности экономических и управленческих процессов. Удастся ли реализовать все эти возможности — покажет ближайшее время.

Протоиерей Всеволод Чаплин
Справка

Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской православной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия.

  • Родился в 1968 году в Москве в семье профессора Анатолия Чаплина.
  • После окончания школы в 1985 году начал работу в Издательском отделе Московского Патриархата в отделе экспедиции; поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
  • С октября 1990 года по март 2009 года работал в отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.
  • В 1999 году возведен в сан протоиерея.
  • С 2009 по 2015 год — председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.
  • Вел несколько передач на ТВ и радио.
  • Публикуется в газете «Русь Державная».
  • Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.

комментарии 33

комментарии

  • Анонимно 12 июл
    Патриарх в Казани это хорошо.
    Казань известный центр ислама.
    Казань известный центр православия.
    Казань известный центр старообрядчества.
    Казань известный центр католичества.
    Казань известный центр лютеранства.
    Казань один из первых центров иудаизма на территории современной РФ.
    Осталось сделать его известным и Казань может претендовать на звание "Столицы мира и толерантности".
    Будем надеяться, верить и любить.
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    Ждем, когда станет центром индуизма, буддизма, бахаизма, язычества и атеизма.
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    Пусть возводят церковь всех религий и все вопросы будут сняты.
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    так есть же Хановское творчество
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    вот это я понимаю, наш человек, высказал общее мнение православных, спасиБо!
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    ваш человек, но не наш!
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Историческая тухлятина, так и есть
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    когда патриарх приедет к нам?
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    21 июля собирается
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Семинария же есть уже
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    вот-вот. а им все мало
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Отец Всеволод! И вы приезжайте к нам! Всегда рады будем!
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    И без товарища Гундяева здесь неплохо жили. Так что может и не приезжать, чтобы "строить диалог".
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Православная академия есть и в Москве и в Киеве и т.д. Чего еще тут то плодить, противопоставляя мусульманской. Это по принципу на одну мусульманскую мечеть построим две православные церкви тут в Казани. Б
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    + 1000
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    правильно!
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Всеволод Чаплин, а не думали ли вы принять ислам?
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    ага, догонит, и еще раз примет
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    придет время, обязательно примет ислам.
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    "Реальному времени" спасибо за такого автора.
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    "большое спасибо"
    Ответить
    Анонимно 13 июл
    ценное интервью в плане понимания, что думают и происходит внутри РПЦ по отношению к Татарстану. Умный прочтет и многое поймет.
    Ответить
    Анонимно 13 июл
    идеология крестоносца
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    А межконфессиональный диалог действительно важен. И правильно подметил автор, что таким центром должна стать Казань.
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    петербург вам.
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Говорим красиво, а что на уме?.. Какие цели?..

    Опять недоговариваем и смешивает вопросы. В отношениях мусульман и христиан в принципе нет проблем. И угроз нет, если их не подкидывают провокаторы.

    Нужно называть вещи своими именами. Начните именно с того, как появилось христианство в нашем регионе.

    И сколько достойной восхищения мудрости у татар и русских. В частности, первые - достойные своей великодушием, вторые - как один из самых комфортных этносов для проживания по соседству (еще бы хотя бы по 5-10 слов изучили типа "здравствуйте" и т.д., было бы очень приятно). Помогаем друг другу, в радости и беде вместе, без посреднических нравоучений.

    И проанализируйте кликушеские заявления, которые, наверно, с 1552 г. висят на официальных сайтах о "крестовом походе", "борьбе христианства против магометанства".
    http://www.tatarstan-mitropolia.ru/all_publications/publication/?id=57493

    Прежде всего нужно покаяние. История в регионе - не просто сложная. Это физический и культурный геноцид, экономические рычаги для обращения в христианство. Причем не только в отношении язычников, а населения с давними традициями монорелигии.

    Нужно извиниться за это, как принято в цивилизации. И оцените, что написано на памятнике на Казанке.

    Ответить
    Анонимно 12 июл
    Надо официально признать геноцид татарского народа, принудительно-насильственное отречение от истинной веры в ислам, а не дополнять пропагандой Татарстан чуждой религией.
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Ну вот, снова крещение татар пойдет. Мало копьев поломали.
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    Не дождутся
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    В этот раз не выйдет !
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Какие такие проблемы христиан в Татарстане? Конкретно! Их нет! И не надо лезть своими советами в светские школы-что изучать и как!! Заворачивать в красивые обертки свои желания опять вернутся к насаждению православия не надо...
    Ответить
    Анонимно 13 июл
    Как не надо? А кто будет формировать паству?

    Тут не только, а даже не столько насаждение, как экономика. Не идеология, а недвижимое имущество.
    Ответить
    Анонимно 13 июл
    Совершено верно!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии