Садри Максуди: интеллектуальный мост между татарами и турками
Жизнь и деятельность татарского просветителя. Часть 1
Потепление в российско-турецких отношениях, несмотря на опасения зарубежных журналистов, похоже, дает шанс появиться в казанском парке «Стамбул» памятнику выдающемуся татарскому деятелю Садри Максуди, стоявшему у истоков Турецкой Республики. Пока оттепель только набирает обороты, «Реальное время» вспоминает, кем был Максуди, в чем его заслуги перед татарами и турками, как он объединяет народы. Помогла нам в этом наш новый колумнист — историк Миляуша Гайнанова. В своей первой колонке исследовательница рассказывает о его работе в России и за рубежом до момента переезда Максуди в Турцию.
Сын муллы
Садри Максуди (1878—1957) считается интеллектуальным мостом между татарским и турецким народом. Он один из самых активных и авторитетных участников значительных событий и преобразований в мусульманском и турецком обществах. Татарский деятель добился больших успехов и в академических, и в политических сферах, а также оставил после себя обширное научное наследие.
Садретдин Низаметдин оглу/улы Максудов (именно так его полностью зовут) родился в 1878 году в деревне Ташсу Казанской губернии (ныне Высокогорский район). Отец Садри Максуди Низаметдин являлся муллой деревни Ташсу, мать Мафтуха ханум была уважаемой женщиной — абыстай. В семье Низаметдина муллы было пятеро детей, самый старший сын Ахметхади, затем Салахутдин, сестры Меншуре, Масфуфу и самый младший — Садри.
Жизненный путь Максуди условно можно разделить на два основных этапа. Первый из них можно охарактеризовать как образовательный и общественно-политический, то есть, становление его как общественного деятеля и политика. Этот этап продлился вплоть до его эмиграции из большевистской России. С 1918 года начинается второй этап его биографии. Будучи оторванным от родины, Максуди занялся исследованиями тюркской истории, преподавал в Сорбоннском университете, затем с семьей переехал в Турецкую Республику. До самой смерти он трудился во благо новой республики и написал большое количество научных и публицистических работ, произведений, касающихся языкознания, тюркской истории, политики и нации.
Правозащитник и депутат Госдумы
Начальное образование С. Максуди получает у отца в медресе, затем учится в Апанаевском медресе, где преподает его брат Ахметхади Максуди. В 1893 году Садри с братом Ахметхади едет в Крым получать образование в медресе «Зынджырлы». Здесь он знакомится с Исмаилом Гаспринским, и эта встреча становится судьбоносной для молодого Максуди. Он перенимает у Гаспринского идеи о тюркском единстве и до конца своей жизни считает Исмаила Гаспринского своим духовным отцом. Именно по совету своего наставника Максуди едет в Турцию, а затем в Париж поступать в Сорбоннский университет. 1902—1906 годы ознаменовываются учебой в Сорбонне на юридическом факультете. Во время учебы он тесно общается с Юсуфом Акчурой, вместе они посещают занятия по истории, философии, слушают лекции Габриеля Тарда, Д. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля и др. Именно в Париже формируются общественно-политические взгляды Максуди, близким для него идейным течением становится либерализм.
В 1906 году Максуди возвращается на родину дипломированным юристом. Сразу после возвращения по приглашению Ю. Акчуры и И. Гаспринского участвует на III съезде партии «Мөселман иттифакы» («Союз мусульман») в Нижнем Новгороде, который проходит 16—20 августа. Он избирается в руководство данной партии, а также его кандидатура — как представителя партии «Мөселман иттифакы» — выдвигается во II Государственную думу Российской империи. С 1907 по 1912 годы С. Максуди является депутатом II и III Государственной думы. Во II Думе он становится членом президиума, в III Думе избирается секретарем мусульманской фракции. В течение своей работы в Государственной думе депутат выступает за права всех мусульман, проживающих на территории Российской империи. Он затрагивает проблемы национального прогресса и пути борьбы за независимость. Его речи, выступления, доклады всегда публикуются в татарских периодических изданиях и вызывают бурную реакцию со стороны татарской интеллигенции.
По мнению Садри Максуди, сохранив культуру, язык, религию, татары смогут сохранить свою нацию и идентичность и развиваться в экономическом плане наравне с русским народом. В одной из своих речей с трибуны Думы он высказывается о сохранении нации через образование. «Что касается нас, татар, находящихся в центре России, несмотря на непрерывное воздействие русских миссионеров, мы сумели сохранить свою нацию. Это стало возможным благодаря существованию в наших махаллях школ… Первейшей задачей мусульман является сохранение родного языка и религии. Фундамент нации — его язык. Если родной язык не будет изучаться в начальной школе, если язык нации не будет преподаваться детям этой нации даже в самых маленьких школах, без сомнения, эта нация постепенно исчезнет… Однако только эти школы не обеспечат существование нашей нации, если в средних и высших учебных заведениях наш язык будет изучаться — мы сохранимся, если не будет — постепенно исчезнем». Девизом становятся его слова: «Мы были, мы есть, мы будем».
В IV Государственную думу кандидатура Максуди не проходит из-за сфабрикованных данных о его имущественном цензе. Далее политик занимается адвокатской практикой.
Политический конфликт с большевиками и эмиграция
В 1910 году известный богослов и татарский деятель Муса Бигиев знакомит своего друга Садри Максуди с дочерью знаменитого татарского золотопромышленника Шакира Рамиева Камилей. В том же году состоится их свадьба, и вскоре рождаются дочери Адиле и Наиля. Адиле Айда становится первой женщиной-дипломатом Турции, является автором книг по древней истории тюркских народов. Дочери Адиле Айда: Гонул Пултар — доктор филологии, возглавляет Всемирную Лигу татар, Гульнур Учок работает в экономической сфере.
Активная политическая деятельность Максуди продолжается после Февральской революции в 1917 году. Он является одним из организаторов и участников I и II Всероссийских мусульманских съездов. На I съезде Максуди выступает с речью в защиту образования национально-культурной автономии мусульман России. Садри Максуди становится лидером унитаристов. На базе либерализма он принимает унитарную форму государства, в котором видит развитие и сохранение языка, религии, культуры в рамках национально-культурной автономии мусульман.
В конце 1917 года татарский деятель становится председателем Национального собрания; в 1918 году провозглашается штат «Идел-Урал», председателем которого избирается Садри Максуди. Однако правительство большевиков не принимает этот орган и запрещает его деятельность. В результате многие татарские деятели были арестованы или вынуждены были эмигрировать.
Из-за преследований со стороны большевистской власти в 1918 г. Максуди эмигрирует в Финляндию, в 1919 году едет в Швецию. В Стокгольме встречается с Ю. Акчурой — в архивных данных хранится их фотография, сделанная в этом же городе. Получив транзитную немецкую и въездную французскую визу, Максуди отправляется в Париж.
В 1922 году через своих турецких и татарских друзей он связывается со своей женой и с помощью своих знакомых добивается того, что семью Максуди вывозят в Финляндию. Оттуда они едут в Германию. По причине высокой инфляции после Первой мировой войны жизнь в этой стране была сравнительно дешевой для приехавших из-за рубежа людей, у которых сохранились средства. В Берлине Максуди работает в библиотеках, изучает архивные материалы, касающиеся истории древних тюрков. Закончив все свои дела, он с семьей в 1923 году переезжает во Францию и 4 декабря приступает к работе в Сорбоннском университете, где читает лекции по истории тюркских народов.
В 1924 году на конгрессе общества «Türk Ocağı» («Тюркский очаг»), проходившем в апреле в Анкаре, Садри Максуди знакомится с первым президентом Турции Мустафой Кемалем, который лично приглашает его работать на благо новой республики, также складываются хорошие отношения с Хамдуллой Супхи (в 1925 году министр просвещения Турции). Супхи ходатайствует перед Советом министров Турции о вручении Садри Максуди и его семье турецкого гражданства заочно. Оставив свою налаженную жизнь в Париже, преподавательскую деятельность в Сорбонне, татарский деятель в конце июня 1925 года переезжает из Франции в Стамбул. В Турции он живет и работает до конца своей жизни.
Продолжение следует
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Гайнанова Миляуша Рамилевна — старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.
Образование: высшее, факультет татарской филологии и истории Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина (2002—2007); Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ — аспирантура.
Сфера научных интересов: история татарского народа, татарские интеллектуалы в эмиграции, история татар в Турецкой Республике.