Новости раздела

«Внимание, дикие беспилотники!»: на дорогах Набережных Челнов установят знаки для КАМАЗов будущего

Студия Артемия Лебедева разработала дизайн специальных дорожных знаков для беспилотных автомобилей. Знаки напоминают уже имеющиеся — «Дикие животные», да и цель у них примерно та же — привлечь внимание водителей и рекомендовать им быть аккуратнее в своих действиях. Сколько известные дизайнеры запросили с базирующейся в «Иннополисе» московской IT-компании Cognitive Technologies, которая разрабатывает «умную» начинку беспилотных КАМАЗов — осталось загадкой. Впрочем, говорят, что они учли социальную значимость проекта.

Разработчики беспилотников озаботились безопасностью движения

Совсем скоро на дорогах России могут появиться три новых дорожных знака, рассчитанных для участков с наличием беспилотных автомобилей: «Внимание, на участке беспилотные транспортные средства», «Начало дорожного участка с участием беспилотного транспорта», «Конец дорожного участка с участием беспилотного транспорта». Знаки созданы по нормам ГОСТа Р 52290-2004 и другим стандартам о дорожных знаках, принятым в России. В ПДД новые знаки должны появиться в разделе №5 «Знаки особых предписаний».

Сейчас пакет документов с дизайн-макетами соответствующих дорожных знаков направлен в Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие МВД (ФГУП ГОССМЭП МВД России). К 2018 году новые знаки должны установить на дорогах пилотных регионов для тестирования автомобилей нового поколения — Москвы, Московской области и Республики Татарстан.

Заказчиком разработки выступила московская IT-компания Cognitive Technologies, которая, к слову, имеет и офис в «Иннополисе».



Андрей Черногоров: «Те, кто едут в обычных автомобилях, должны очень внимательно следить за своими перестроениями, отказаться от лихачества. Беспилотник может воспринять любые нестандартные ситуации как ДТП и отреагировать соответствующим образом». Фото tadviser.ru

— Мы с 2014 года являемся разработчиками беспилотной системы, которую сейчас очень активно внедряют в платформу КАМАЗа, — рассказал «Реальному времени» генеральный директор Андрей Черногоров. — Чтобы перестраховаться, ведь мы имеем дело с машиной, есть задача эту ответственность распределить между всеми, чтобы те, кто едут в обычных автомобилях, понимали, что должны очень внимательно следить за своими перестроениями, отказаться от лихачества. Беспилотник может воспринять любые такие нестандартные ситуации как ДТП и отреагировать соответствующим образом.

Именно с этой целью были разработаны знаки, которые просто предупреждают водителей. Для сравнения в компании приводят знак, предупреждающий о диких животных на дороге. Новый знак предупреждает о том, что проводятся испытания беспилотников на дороге и нужно быть предельно внимательным.

Знаки от Лебедева

Дизайн новых знаков разработали в студии Лебедева. По словам представителя Cognitive Technologies, студию Лебедева выбрали, так как у той был опыт работы с ГИБДД Тюменской области. Несколько лет назад студия разработала серию знаков вместо табличек с большим количеством текста, в том числе самый знаменитый — «Фары и ремень».

— Мы были уверены, что студия Лебедева, имея в портфолио аналогичный проект, сможет точно схватить суть проекта, — рассказал Черногоров. — Еще одно важное условие проекта — знаки должны быть понятны всем. Во-первых, они должны просто ассоциироваться с тем, о чем мы говорим. Во-вторых, не вызывать смешения с уже существующими знаками.

Во сколько обошлось творчество дизайнеров Лебедева, в компании не называют, но говорят, что договориться удалось с учетом социальной значимости проекта.

Беспилотники должны обслуживать ЧМ-2018

По словам главы Cognitive Technologies, первые тестирования беспилотных КАМАЗов на дорогах общего пользования должны быть проведены в 2018 году. Первое время в кабине беспилотника будет находиться человек, который обязан будет взять управление на себя в экстренном случае. И только после испытаний, к 2025 году, автомобили без управления водителями должны будут стать полноценными участниками дорожного движения.

Кроме того, для беспилотников должны будут выделить отдельные полосы. Речь не идет о том, что это будет только отдельная полоса для беспилотников: «Они, возможно, будут соседствовать с полосами для того же общественного транспорта. Если мы говорим о беспилотном КАМАЗе, то его главная функция — перевозка грузов. Поэтому будет заранее просчитываться маршрут», — говорят в Cognitive Technologies.

Более того, беспилотные КАМАЗы должны будут взять на себя часть перевозки грузов в рамках чемпионата мира по футболу 2018 года. Напомним, также к ЧМ-2018 в Волгоградской области обещают запустить и беспилотный автобус «Волгабас».

Ставку на беспилотники делают и с точки зрения финансовой. В прошлом году, выступая на панельной сессии Петербургского экономического форума, генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин заявил, что эффективность грузоперевозок, благодаря автономному транспорту, вырастет на 80%. «И здесь у России есть шанс догнать Европу и США, так как мы не сможем пойти по их пути строительства «умных» дорог с особой разметкой и знаками, потому что этого не позволят наши погодные условия. Таким образом, мы должны работать над тем, чтобы наши автомобили умели сами адаптироваться к окружающей среде», — подчеркнул рулевой «КАМАЗа».

В качестве плюсов беспилотных грузовиков отмечают также: соблюдение правил, экономию топлива и даже избавление от пресловутой колеи, так как одной из причин ее образования называют высокие скорости фур.

Беспилотникам закон не писан

Однако пока есть серьезные проблемы не столько с подготовкой машин, сколько с инфраструктурой. Нет выделенных полос и тех же знаков. Знаки — это первый шаг в подготовке такой инфраструктуры.

Но самая главная проблема, которую ранее также отмечал Сергей Когогин, — это законодательная база.

— Параллельно руководитель Росстандарта господин Абрамов участвовал в одном заседании с представителями дорожной инспекции, в том числе по вопросу дорожных знаков, — рассказали «Реальному времени» в Cognitive Technologies. — Сейчас стоит задача не просто утвердить разработанные знаки, но и под них выпустить отдельный ГОСТ. Мы их хотим включить в один из разделов, но, скорее всего, перечень знаков будет расширен, и, возможно, они будут выделены в отдельную категорию. Обязательно потом будут знаки, которые обращены исключительно на тех, кто находится в беспилотных автомобилях — на операторов.

Выпуск нового ГОСТа может занять более года. Однако первый ответ по новым знакам ждут в сентябре, после выхода депутатов Госдумы с каникул. Тогда же планируется поднять вопрос и об изменении другой законодательной базы. Необходимы и поправки в административный и уголовный кодексы: если беспилотник попадет в ДТП с участием обычного автомобиля, возникает проблема — как определить виновного и кто должен нести ответственность.

Впрочем, опыт массового применения беспилотников на заранее определенных маршрутах уже есть в США — в Кремниевой долине. Так что, по большому счету, законодателям нужно будет лишь адаптировать международный опыт.

Дмитрий Семягин

Новости партнеров