Новости раздела

Дракон и плюшевые мишки: французский вояж Леонида Викторыча

В детстве для меня, маленького болельщика, настольной библией был еженедельник «Футбол — Хоккей». Помню, как приезжая с родителями на юг, я сразу мчался знакомиться с «тетей в киоске» и дарил ей привезенный с собою чак-чак. После этого каждый понедельник она откладывала мне драгоценный экземпляр из небольшой квоты, сразу же раскупаемой отдыхающими любителями спорта со всего Союза. Я жадно проглатывал отчеты о матчах чемпионата СССР, до дыр зачитывал страницы с новостями мирового футбола, а скучную середину выпуска с непонятными стрелочками, крестиками и мудреными расшифровками просто пропускал. Что изменилось с тех пор в российском футболе — в материале «Реального времени».

Кто еще не водил?

А вот с этого года я «Футбол» («Хоккей» уже давно отпочковался и испарился) покупать перестал. Все новости, обзоры чемпионатов и интервью со звездами футбола можно найти и в Интернете. Что же до этих схем и стрелочек, которые тогда мне, мальчишке, казались скукотищей и заумью, сегодня как спортивный журналист с интересом бы разобрал, ознакомился бы с тренерскими диспутами о тактике, моделях игры — именно они составляли ту середину еженедельника. Но нет ее, этой середины. Наверное, есть где-то в научно-методических разработках кафедры истории и теории футбола Высшей школы тренеров или ГЦОЛИФКа, но для публичного пользования нету… И пока не начнется матч, никто — ни Леонид Слуцкий, ни Дмитрий Аленичев, ни Курбан Бердыев — не объяснит мне, почему, говоря словами Владимира Высоцкого, «…они играют по системе «дубль-вэ», а нам плевать, у нас 4-2-4!».

Пропала связь времен. Мы потеряли великое тренерское наследство. Мы «похерили» теорию и практику Бескова и Качалина, Якушина и Морозова. Мы отказались от творческого богатства Лобановского, которое переосмыслили и воплотили в победы ведущие итальянские тренеры-тактики. Мы забили на тренерские советы, на публичные дискуссии о тактических схемах, о методах подготовки футболистов в условиях среднегорья, о выведении на пик формы к важнейшим турнирам. Где Объединение отечественных тренеров во главе с Михаилом Гершковичем? По-прежнему бдительно следит, чтобы с каждого басурманина типа Кононова или Скрипченко по 20 млн рублей клуб отчислял в РФС?

Половину команд на Копа Америка возглавляют аргентинские наставники. Это вполне объяснимо: в этой футбольной стране великолепная тренерская школа, которая, как некогда союзная Югославия, способна снабжать профессиональными кадрами весь развивающийся (и не только) мир. Трудно в маленьких Перу или Колумбии подготовить доморощенного специалиста уровня национальной сборной, и в приглашении тренеров из соседней, к тому же разговаривающей на том же языке страны, нет ничего зазорного и удивительного.

Но у нас-то! Нет, сейчас сборную возглавляет отечественный специалист и после него, скорее всего, к домашнему ЧМ, команду будет готовить соотечественник (хотя мне пока трудно представить Курбана Бекиевича в отрыве от ежедневной кропотливой клубной работы). Но потом круг замкнется, и мы опять пригласим иностранца, причем не по принципу совместимости с манерой игры и ментальностью наших футболистов, а по принципу «под кого дадут деньги». Вспоминаю назначение Адвоката, историю с контрактом Капелло: у меня складывается впечатление, что, будь у меня лишние 10 млн евро и будь я страстный фанат сборной России, я бы пришел в РФС (или к Виталию Леонтьевичу), выложил бабки на стол и сказал: «Хочу Унаи Эмери!» или «Хочу Лорана Блана!». И, не сомневаюсь, контракт с этим специалистом был бы немедленно подписан.

Логика с приглашением Леонида Слуцкого, естественно, была. Он молод, удачлив, у него несомненные достижения с ЦСКА, выстроенная игра ведущего клуба страны, доверительное, я бы сказал, человечное отношение к футболистам. Он изучает мировые тактические новации, восприимчив к иностранному опыту (своего-то занимать уже видимо не у кого?). Но все равно, не покидает ощущение, что кандидатуру Слуцкого тоже «продавили», и сделал это, скорее всего, «человек, который все купил» или, по новому определению одного моего коллеги Сергея Козина, — «человек, который все продал». Интересно, а без продавливания или без «за тебя калым отдам» у нас назначить (или выбрать, или отобрать) тренера национальной сборной можно?

Вам не странно, что происходит в нашей стране с отличными, я бы сказал, даже очень сильными тренерами, которые играли и учились под руководством тех же Лобановского и Бескова, Якушина и Пономарева? Они же, слава господи, не умерли, не эмигрировали, не ушли в монастырь — они рядом, мы иногда можем прочитать с ними интервью, увидеть их за редакционным столом «Матч-ТВ» или в программе «Пока все дома» Тимура Кизякова на «Первом канале». Но почему они, если не во главе сборной, то и не рядом с ней?

Разве плохой тренер выдающийся в прошлом форвард Анатолий Бышовец? Его олимпийское золото, осмелюсь заявить, выиграть было не легче, чем нынешний Евро: тогда, в 1988-м, это был турнир отнюдь не молодежных команд. Но где он, Анатолий Федорович? Три года без больших дел Валерий Газзаев — единственный российский тренер, выигравший с российским клубом Кубок УЕФА. Это выпестованные им футболисты на полях Франции, между прочим, составляют костяк российской и украинской сборных. Я лично был на одном из первых матчей Газзаева во главе сборной в сентябре 2002 г. против ирландцев — это был отличный футбол. Ловит рыбу (видимо, пока она не переведется) ОИР — Олег Иванович Романцев. И это в его сборной Панов и Карпин ставили на уши Париж (сборная Слуцкого, правда, недавно тоже ставила, но это из другой оперы). В «золотой кабале» (или «Габбале») окончил свой тренерский век «петушок-гребешок» Юрий Палыч Семин… И это я перечисляю только тренеров сборной России. Я не о том, что надо идти по второму или третьему кругу, но, мне кажется, преемственность должна быть, передача через людей, каждый из которых, кстати (да простит меня Леонид Викторович), был еще и игроком отменного мастерства и бойцовских качеств, накопленного поколением отечественных тренеров опыта. Или вам кажется по-другому, «отречемся от старого мира»?

А кто-то в РФС или других ведомствах следит за неоднократно высказанным благим пожеланием, чтобы у маститых иностранцев под боком набирались опыта помощники, сами тоже в прошлом классные футболисты, с потенциальным прицелом на руководство в будущем сборной России? Это отличная идея, мы же видим, как она реализуется в других странах — в той же Франции, Голландии, Италии. Ну и где помощник Хиддинка и Адвоката Александр Бородюк? Где входивший в штаб бронзовой сборной Гуса Игорь Корнеев? Другой Игорь, Симутенков, наверное, в итоге рассматриваться стал только как переводчик? На одного Сережу Семака надежда, он единственный еще при делах, да, может, «Босс» (Овчинников) с его-то харизмой и характером пробьет себе дорогу… Ничего из ничего и произрастает. И плоды этого «ничего» мы увидели в очередной раз.

Дракон и плюшевые мишки

От матча к матчу сборная России на этом Евро играла все хуже, пропускала все больше, а забивать и вовсе перестала. В решающей игре против 28-й (!) по рейтингу УЕФА команды Европы забила, но не гол, а на честь и достоинство, на болельщиков, которые верили и смотрели этот ночной «хоррор» всей страной. Если провал со словаками еще можно было как-то объяснить — вновь неудачным вариантом стартового состава, ошибками защитников, классом Гамшика, —то объяснение валлийскому позорищу только одно: они не просто не умеют играть, они еще и не хотят этого делать.

Здесь, вроде бы, и состав был близок к оптимальному, и мотивация ясна, но оказалось, что и с Глушаковым и Мамаевым опорной зоны как не было, так и нет, что каждый второй пас идет сопернику, что ноги форвардов словно опутаны тяжелыми цепями, что полкоманды ходит пешком. Собственно, после двадцати минут можно было прекращать эту пародию на матч, имевший статус стыкового, и только Акинфеев сохранил к себе уважение, да еще Шатов, несмотря на то, что на поле он не появился.

Описывать это безобразие нет ни сил, ни желания, но об одном моменте не могу умолчать. Врать не буду, не разглядел, кто из наших это был, дело происходило во втором тайме, но то, как человек демонстративно убрал ноги из стыка, боясь получить повреждение и поставить под угрозу свой очередной баснословный контракт с клубом РФПЛ, лучше всего сказало о «настрое» сборной на важнейшую игру. Вместо «одиннадцати Вернблумов», о которых мечтал Василий Березуцкий, на поле находилось 10 мягких игрушек, хорошо знакомых Слуцкому по самарскому периоду работы (так тогда называли его «Крылышки» за нежелание бороться), и только один человек, которому не должно быть стыдно за этот чемпионат, — речь о все том же Акинфееве.

Невозможно было смотреть на лица наших болельщиков на тулузской трибуне, которые выхватывала камера. Невозможно было слышать голос отчаяния Владимира Стогниенко, который после третьего гола готов был плюнуть на свой микрофон и покинуть комментаторский пост. Далее он сделал паузу и произнес гениальную фразу: «А, будь что будет, продолжу болеть и комментировать», — как коллега по цеху скажу «Браво!» за этот поступок, хотя если бы он ушел из эфира, также все было бы объяснимо.

Эти люди, которые надели белые футболки, словно заранее выбросили белый флаг: в отличие от большей части населения страны, которая качественно и добросовестно выполняет свою работу и получает за нее весьма скромное вознаграждение, они научились очень ловко себя продавать за некачественный и безответственный труд, который и трудом-то назвать нельзя — так, «карманным бильярдом», как говорил наш начальник цикла на военной подготовке.

Слава богу, что до Франции не доехал гигантский, на несколько секторов, плакат с изображением свирепого русского медведя, который разворачивали российские болельщики во время одного из предыдущих отборочных циклов, пугая им соперников своей команды. Этот медведь на фоне конвульсий, которые в понедельник производили подопечные Слуцкого на поле, казался бы абсолютно неуместным. А вот забросать после игры половину поля сборной России плюшевыми мишками, как это принято после выступлений в фигурном катании, наоборот, было бы уместно.

Мы оказались худшими из двадцати четырех европейских сборных. Пожалуй, так же беспомощно выглядели разве что турки в матче с испанцами (и счет был тот же), но, во-первых, янычары еще могут хлопнуть дверью, а, во-вторых, где чемпион Европы Испания и где Уэльс…

Попадать научились. Научиться бы не вылетать

Несмотря на неутешительные для нас итоги этого Евро, кое-что можно занести в актив. Во-первых, турнир на полях Франции был четвертым подряд чемпионатом Европы, который мы не пропустили. С учетом ЧМ–2014, это уже третий крупный турнир за четыре года, для сборной-середняка это, я бы сказал, круто. Если бы с такой частотой попадали на мировые и континентальные форумы североирландцы, переименовавшие аэропорт Белфаста на один день в Лафферти (по имени своего ведущего форварда), они бы Шереметьево в Акинфеево лет на пять переименовали (если не навсегда). А что, «мы не середняк!», вижу, возмущаетесь вы, — «Мы — наследники золотого гола Понедельника и переломанной ключицы Тищенко!». Бросьте, давайте жить настоящим и стремиться хоть немного приблизиться к подвигам этих великих людей и этих великих сборных.

Вот только надо решить (я этот вопрос после матча со словаками уже задавал): нам попадать надо вообще в эти финальные турниры? Затем, чтобы в одном случае после проигрыша «древним-древним» грекам, в другом — после ничьих с Кореей и Алжиром, в третьем — после фиаско от словаков и цусимы против Уэльса вылетать после первого же этапа и под улюлюканье британского мурла и их прихвостней возвращаться домой, в Шереметьево, а не в Акинфеево, где их никто не встречает кроме горстки «кровопийц-журналюг» и членов семей?

Надо! Потому что это — опыт, пусть и опять с шишками! Потому что на смену этим, верю, придут Другие, с их горением, азартом, надеждой, забытыми на время нулями в контрактах, телками и тачками, и споют гимн, обнявшись на враждебном стадионе. Споют не ради враждебного стадиона, а ради тех двенадцати тысяч родных глаз и шести тысяч родных глоток, которые снова выкупят всю квоту на другой арене, потратят свои накопленные еврики и тугрики, чтобы девяносто минут мечтать, надеяться, верить, ждать… Чтобы если не зайтись после матча в диком, подобном бронзовому, хиддинковского розлива экстазе, то хотя бы выдохнуть во все свои шесть тысяч глоток «Х… вам!».

Ну а если вспомнить, что мы не проиграли англичанам в придуманном ими футболе и побили их в ими же придуманном боксе, то «французский вояж Викторыча» и вовсе можно считать удачным. Так сказать, bon voyage! И au revoir…

Александр Норден
Спорт

Новости партнеров