Новости раздела

Danone vs Просто молоко: татарстанского борца с фальсификаторами обвинили в имитации упаковки

Danone считает, что «Просто молоко» скопировало упаковку «Bio Баланса» для своего «Биойогурта»

Danone vs Просто молоко: татарстанского борца с фальсификаторами обвинили в имитации упаковки
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Брендинговые войны татарстанских компаний в последнее время поутихли: уже давно не слышно о боях за бутылочки, перепелиные яйца или названия порошков. На таком относительно спокойном фоне бомбой разорвалась жалоба в ФАС от корпорации Danone на УК «Просто молоко», которую обвиняют в копировании упаковки йогурта. Несмотря на то, что эксперты действительно отмечают схожесть упаковок, некоторые из них уверены: доказать это будет тяжело.

Татарстанский «брат-близнец» даноновского «Bio Баланса»

Компания «Просто молоко», известная своими активными атаками на конкурентов по поводу фальсификата в их продуктах, сама подверглась выпаду со стороны противников на рынке. Правда, татарстанского молочного производителя обвиняют не в фальсификации продукции, а в копировании упаковки.

Французская корпорация Danone, точнее, ее российское подразделение, пожаловалась в ФАС на «Просто молоко». Представители Danone утверждают, что татарстанская компания использовала дизайн продукции «Bio Баланс» (этикетки, наименования, цветовую гамму, фирменный стиль в целом), на упаковках своих йогуртов. Оформление внешнего вида продукции было «схожим до степени смешения». Стоит отметить, что бренд «Bio Баланс» известен еще с 1998 года. «Просто молоко» начало выпуск своего «Биойогурта» в сентябре 2014 года.

Татарстанское управление ФАС на основании жалобы АО «Данон Россия» возбудило дело в отношении ООО «УК «Просто молоко» на основании части 2 статьи 14.6 Федерального «О защите конкуренции». Рассмотрение дела назначено на 29 июня. До этого срока компания «Просто молоко» предпочла воздержаться от комментариев. На момент публикации материала комментарий от Danone также не был получен.

«Структура, расположение и даже размер элементов скопированы один в один»

Эксперты, занимающиеся брендингом продуктов питания, в том числе молочной продукции, в схожести двух упаковок не сомневаются.

— На наш взгляд, упаковка Биойогурта действительно очень схожа с упаковкой ТМ «БиоБаланс», — считает Дарья Медведева, арт-директор Агентства «Brandiziac» (работает с молочными брендами «Эрмигурт» от Ehrman, «Талицкое молоко», «Наша Маша, «Три коровы, два кота» и др.). — Даже некоторые сотрудники нашего агентства при беглом взгляде издалека не смогли их отличить. Структура, расположение и даже размер элементов скопированы один в один: там, где у «Био Баланс» был расположен логотип «Юнимилк», появилось синее пятнышко «Просто Молоко», там, где у «БиоБаланс» пара свежих листочков, у «Просто Молоко» появляется клевер. Характер шрифта также идентичен, плюс одинаковое размещение продуктовой группы. Даже расположение служебных значков скопировано на 100%. Справедливости ради нужно отметить, что компания Данон в настоящий момент выпускает ТМ «БиоБаланс» с немного измененной композицией элементов этикетки (основные элементы теперь выровнены по центру). Однако это, безусловно, не является основанием для заимствования другими производителями предыдущей версии дизайна.


«Битва будет жаркой»

Впрочем, татарстанские эксперты уверены, что, несмотря на схожесть двух упаковок, доказать имитацию упаковки «БиоБаланса» со стороны «Просто Молоко» для своего продукта будет тяжело.

— Стоит учесть, что «имитация» — понятие оценочное и, прежде всего, с точки зрения потребителя, — считает Григорий Бусарев, патентный поверенный РФ, руководитель агентства «Артпатент». — Следовательно, доказательством имитации здесь может служить опрос потребителей. Но ровно и наоборот — опрос, предоставленный ответчиком об отсутствии смешения, также может служить встречным доказательством отсутствия правонарушения. Что еще важно, так это сложившаяся практика использования определенных элементов дизайна для данного рынка продукции другими производителям. Например, белый, голубой, синий — вполне типичные цвета для молочной продукции, зеленый — для косметики и т. д. Стилизованные изображения самих продуктов на упаковке — тоже частый ход. Использование таких цветов и элементов в упаковке снижает ее различительную способность, а следовательно и есть риск смешения в сознании потребителя. Так что можно предположить, что битва будет жаркой.

Дизайнер Дмитрий Кошкин (разрабатывал сам бренд компании «Просто молоко», сейчас с компанией не сотрудничает) считает, что речь идет не о копировании упаковки, а о том, что такая форма и этикетка характерны для таких йогуртов. Кошкин приводит в пример похожую историю с другим татарстанским производителем:

— Я как-то выступал экспертом по нашему «Хитону», проводил анализ продукции, которую делал «Хитон». Тогда «Procter & Gamble» предъявил претензию. Так вот, при проведении анализа оказалось, из 12 подобных бутылок 10 были похожи до степени смешения. Если посмотреть еще 10, они тоже будут похожи. Такая ситуация на рынке.

Дмитрий Семягин

Новости партнеров