Владельцев «Фона» заподозрили в мошенничестве
В МВД по РТ прошла встреча дольщиков ЖК «МЧС» и ЖК «Симфония» с оперативниками и следователями
Сегодня стали известны промежуточные результаты расследования уголовного дела о мошенничестве в отношении руководителей «Фона». Как выяснило «Реальное время», потерпевшими по делу уже признаны около 100 дольщиков домов-недостроев на Ноксинском спуске, улицах Губкина и Павлюхина. В качестве подозреваемых дольщики называют владельца группы компаний «Фон» Анатолия Ливаду и его супругу Диану Ахметзянову. В МВД по РТ информацию о личностях подозреваемых не комментируют, но не опровергают.
Не по шаблону
В среду в МВД Татарстана прошла встреча инициативной группы дольщиков с представителями Главного следственного управления и Управления экономической безопасности и противодействия коррупции. Пойти на контакт полицейские решили на фоне масштабной волны жалоб от дольщиков «Фона». Она связана с массовыми вызовами людей на допрос. По поручению следователей, повестки рассылают сотрудники отделов полиции Казани и других городов, где живут вложившиеся в недвижимость от «Фона». Это делается, чтобы выявить круг потерпевших и размер ущерба в рамках уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), возбужденного в ГСУ МВД по РТ.
С началом допросов в кругах дольщиков пошел слух о неких шаблонах с отказом от претензий к «Фону», которые якобы заставляют подписывать в полиции. Вчера на встрече с инициативной группой следователь по особо важным делам ГСУ МВД по РТ Марина Проноза пояснила, что никакого шаблона сотрудниками следственной группы не разрабатывалось и указаний их подписывать не давалось. Представителей инициативной группы попросили довести эту информацию до остальных дольщиков. Включая тех, кто выступает против уголовного преследования, считая, что оно снижает шансы на достройку домов.
Кстати, у полицейских есть своя версия появления шаблонной фразы «претензий к «Фону» не имею», на которую ссылаются дольщики. Дело в том, что многие из них в полиции отказались признавать себя потерпевшими, а оперативники могли попросить оформить отказ в письменном виде. «Выбор признавать или не признавать себя потерпевшим — за дольщиком. Но люди должны понимать, что в случае, если уголовное дело будет направлено в суд, задним числом их потерпевшими следствие признать не сможет», — комментирует ситуацию пресс-секретарь ГСУ МВД по РТ Наталья Сагитова. О фактах давления на дольщиков в целях отказа от претензий она просит немедленно сообщать в ГСУ.
Дома без разрешений
Сегодня со ссылкой на полицию один из участников встречи в МВД выложил на странице сообщества дольщиков информацию, что подозреваемыми в мошенничестве стали Ливада и Ахметзянова. И что с обоих взяли подписку о невыезде, а на имущество наложили арест.
В МВД по РТ корреспонденту «Реального времени» подтвердили, что дело о мошенничестве с потерпевшими дольщиками «Фон» действительно есть. Причем расследование началось еще в ноябре 2015 года. То есть за несколько месяцев до того, как прокуратура направила в МВД материалы своей проверки. Прокуроры обнаружили признаки мошенничества, проверив законность реализации квартир в домах 3 и 4 жилого комплекса «МЧС» по улице Академика Губкина. Застройщиком ЖК выступал «Фон», однако прокуратура Казани выяснила — проектной документации на эти дома у компании не было, а разрешение на их строительство муниципальные власти «Фону» не давали. В ходе проверки изучались обстоятельства 14 дольщиков, вложивших в это жилье 25 млн рублей. Схожую проверку в феврале 2016-го прокуроры проводили в домах 6 и 7 жилого комплекса «Симфония» (застройщик ООО «Фон-Ривьера»).
Сколько всего зданий, построенных без разрешительных документов, попали в это уголовное дело, в МВД не говорят. Раскрывать данные о круге подозреваемых по данному делу в пресс-центре ведомства и вовсе отказываются. Хотя факт встречи с дольщиками и получение ими определенной информации о круге фигурантов не отрицают.
Цена вопроса — 7 миллиардов
Напомним, ранее владельца ГК «Фон» Анатолия Ливаду и его супругу Диану Ахметзянову, учредителя и директора ООО «Фон-Ривьера», уже пытались привлечь к ответственности за налоговые преступления. В сентябре 2015-го Следком по РТ информировал, что Ливаду подозревают в уклонении от выплаты налога на доходы физлиц в размере 3,199 млн рублей, а в январе 2015-го были возбуждены два дела против его супруги Дианы Ахметзяновой: ее подозревали в уклонении от уплаты налогов на общую сумму 14,4 млн рублей путем внесения намеренных изменений в декларацию. Оба подозреваемых в рекордный срок нашли неуплаченные суммы, возместили их государству, и налоговые дела были закрыты.
Не исключено, что и дело о мошенничестве может закончиться тем же, если Ливада и К изыщут средства на достройку домов. Правда, речь идет не о миллионах, а о 7 миллиардах рублей. Эту цифру нынешней зимой на совещании в исполкоме Казани называл технический директор ГК «Фон» Сергей Орлов, отмечая, что только на завершение строительства домов 1, 2 и 5 ЖК «МЧС» требуется 1,1 млрд рублей, а у «Фона» нет средств даже на оплату экспертизы, без которой не получить разрешение на строительство.
— В целях завершения строительства 17 домов группы компаний «Фон» правоохранительными органами ведется работа по выявлению активов компании, их руководителей и аффилированных лиц, — рассказал 16 мая на городской планерке в исполкоме Казани начальник управления жилищной политики Марсель Абдулхаков. А еще напомнил о поправках в законодательство, согласно которым с 12 мая в Уголовном кодексе РФ появилась отдельная статья об ответственности за обман дольщиков при строительстве новых многоквартирных домов. За незаконный сбор средств с будущих жильцов свыше 5 млн рублей виновникам грозит до 5 лет колонии.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.