Новости раздела

«Не обманешь — не проживешь»: дипломная работа главного режиссера Тинчуринского театра

Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 81-я

«Не обманешь — не проживешь»: дипломная работа главного режиссера Тинчуринского театра
В постановке дипломника приняли участие ведущие актеры театра. В кадре - Фаизабика и Настя. Фото: скриншот из видео «Хәйләсез дөнья файдасыз/ Не обманешь – не проживешь» с канала «Рузалия Тимербаева»

Смотрим дипломный спектакль студента режиссерского факультета московского Щукинского училища Рашида Загидуллина, с которым он стал главным режиссером театра имени Тинчурина, — комедию «Хәйләсез дөнья файдасыз»/«Не обманешь — не проживешь» о мезальянсе эпохи перемен. Представляем редкую запись из 90-х.

Абульмамбетов нас заметил

Практически весь архив Тинчуринского театра, не только XX века, но и начала нынешнего, по словам его директора, утерян. Сохранившиеся крохи ценны уже только поэтому.

В 1988 году республиканский передвижный стал станционарным, получив здание на Горького, 13, откуда годом ранее к берегу Нижнего Кабана съехал Камаловский театр. Во многом благодаря стараниям директора Роберта Абульмамбетова. Он работал здесь до 2002 года.

А вот режиссеров было много. Два года в Тинчуринском наводил шуму Дамир Сиразиев, до этого инсценировал в Камала «Плаху», здесь занимался комедиями, параллельно делал масштабную рок-оперу «Магди» на стадионе, а потом прекратил заниматься подобной деятельностью вообще. После худруком стала актриса Исламия Махмутова.

В 1992-м Абульмамбетову посоветовали обратить внимание на одного выпускника «Щуки». И тот пригласил Рашида Загидуллина поставить в Казани дипломный спектакль. После чего, преодолев сомнения министра культуры Марселя Таишева, учитывая недостаток специалистов, сумел добиться его назначения на высокий пост (можно сказать, что в этом плане за 30 лет мало что изменилось).

Так, 10 марта 1993-го главным режиссером театра назначили Рашида Загидуллина. В том же году, кстати, он впервые набрал группу в КазГИКе (из нее в театре до сих пор работают Зульфия Валеева, Гульчачак Хафизова, Ирек Хафизов и другие).

Пермский татарин, в детстве он ездил в деревню к родственникам в Балтасинский район. Начал ставить в Казани в 1988-м, учась на актерском отделении театрального училища, поработал с русскими спектаклями в ТЮЗе и Татарской филармонии. Поступил в Щукинское училище.

Я не пройдоха, а пролетарий

Итак, 28 декабря 1992 года Загидуллин показал в театре спектакль по пьесе Карима Тинчурина «Йосыф белән Зөләйха»/«Йусуф и Зулейха» — под названием «Хәйләсез дөнья файдасыз». Занятно, что в интернете можно встретить и перевод «Долг платежом красен». К слову, в наше время Загидуллин вновь вывел на сцену произведение о Йусуфе и Зулейхе — но то уже была инсценировка Нурмухаммета Хисамова поэмы Кул Гали.

Видимо, название сменили как раз для того, чтобы какой-нибудь зритель ненароком не купил билет в ожидании увидеть красивую легенду. Как объяснял режиссер, выбрал он это произведение потому, что тогда в театре самого Тинчурина не играли.

Автор написал пьесу в 1918 году. Это знаковое время Тинчурина, когда он начинает работать уже с советским татарским театром, не только как драматург, но и организатор, занимаясь сбором труппы «Сайяр», руководством театральными студиями. Во многом и эта пьеса построена на дореволюционном опыте, включая театральный. Зритель приходит в зал — и видит ту самую Казань, которая его окружает на тот период.

Впервые на сцене ее показали 14 марта 1919 года силами «Сайяра», причем главную роль играл сам Тинчурин. В 1961-м ее представили на сцене Камаловского театра.

Сафаргали — безработный иждивенец. Сафаргали постоянно сидит без копейки денег, в поиске глупцов, которые готовы дать ему в долг, он применяет имеющуюся хитрость и даже флирт (в отношении служанки Насти). В итоге его жизнь устраивается должным образом — он женится на богатой старушке Фаизабике. И Настю берет в дом. И дела сердечные налаживает… Приходит революция, старушка лишается земель, недвижимости, а банк не выдает денег.

При этом взаимоотношения бедного пройдохи и богатой Тинчурин сравнивает с известной каждому татарину и татарке той эпохи историей Йусуфа и Зулейхи. Тем самым Тинчурин работает с новыми реалиями, новой публикой, взбудораженной классовой борьбой, осмысляя эти изменения через сатиру: Сафаргали из бездельника превращается в бедного шакирда, который хочет выжать из социальных перемен максимум, заявляя, что он «пролетариат, демократ, аристократ, социалист, максималист, унитарист, федералист, атеист, анархист, националист». А Фаиза его эксплуатирует! Но чтобы взять хотя бы несколько тысяч, говорит новая власть, нужно преодолеть немало бюрократических препонов.

Загидуллин пришел в театр, который все еще осознавал статус стационарного. Мария Зверева / realnoevremya.ru

Тинчурин применяет порой и простые юмористические приемы, к примеру, один из его героев глуховат, так что Сафаргали может говорить сначала одно, а повторять другое. Целый фрагмент построен только на том, что Фаиза не знает, как звучит имя Настя.

В ролях, кстати, три народных артиста республики — Тагир Нуруллин (Мулладжан), Наиль Шайхутдинов (Хаджи) и Ренат Мифтахов (Мухамматджан). Роза Хабибрахманова (Фаизабика) — заслуженная, как и Настя — Нурия Валиева. Ну а Сафаргали играет 39-летний Фагим Ситдиков, к этому моменту служивший в Тинчуринском 18 лет. А одной из его последних ролей стала роль Актера в постановке по Максиму Горькому «На дне».

Декорации от Альфии Замиловой подчеркивают два статуса театра. С одной стороны, это минималистичная обстановка комнаты Сафаргали, которую легко представить в показе на выезде. С другой стороны, это богатые хоромы его супруги, которые не в каждый деревенский клуб влезут.

Уже потом он поставил масштабный спектакль «Итил суы ака торур»/«Итиль-река течет», объединив все выездные бригады в одну труппу. Но, кажется, именно история Йусуфа и Зулейхи отражает значительную часть репертуара Тинчурина — и его близость к запросам публики.

Радиф Кашапов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров