Новости раздела

«Были такие случаи, когда подрядчики брали аванс и больше не появлялись»

Татарстанское УФАС рассказало о типичных антимонопольных делах в республике

«Были такие случаи, когда подрядчики брали аванс и больше не появлялись»
Фото: Мария Зверева

О новых видах незаконной рекламы, старых проблемах со счетами за вывоз ТКО, которых не было, великой «засухе» в Бугульминском районе, которую устроил местный монополист, и победителях аукционов, которые исчезают по их завершении вместе с авансом, говорили сегодня в Казани на публичных обсуждениях правоприменительной практики Татарстанского УФАС и предшествовавшей им пресс-конференции. Подробности — в репортаже «Реального времени».

«Штрафы не являются препятствием»

Открывая пресс-конференцию, замруководителя Татарстанского УФАС Ренат Валиахметов напомнил, что 18 лет назад в России был принят закон о рекламе, статья 18 которого гласит, что запрещено распространять какую-либо рекламную информацию без надлежащего согласия абонента. И добавил, что сейчас более трети всех нарушений, которыми занимается антимонопольная служба, связаны именно с нарушениями этого запрета.

— Если за весь 2023 год к нам поступило 418 обращений по поводу рекламного спама по телефону и по ним было вынесено 139 решений, то за 9 месяцев 2024-го их количество уже достигло 387, по ним было вынесено 137 решений, — сообщил он, отвечая на вопросы «Реального времени». — Каждая третья жалоба была признана обоснованной.

Он подчеркнул, что на самом деле обоснованными могли быть признаны и остальные жалобы, для этого просто не хватило подтверждающих документов, например распечатки детализации звонков или подтверждения в виде аудиозаписи разговора.

— Штрафы за подобные нарушения, — уточнил Валиахметов, — составляют от 300 тысяч до 1 млн рублей, а для финансовых организаций — до 1,6 млн, однако это не является препятствием для распространения такой рекламы.

За 9 месяцев 2024-го количество жалоб на рекламный спам по телефону достигло 387. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Тем более не является препятствием штраф за это нарушение, предусмотренный для индивидуальных предпринимателей. Замглавы ведомства Андрей Розенталь привел пример: Татарстанское УФАС уже 9 раз штрафовало за незаконное распространение рекламы индивидуального предпринимателя из Перми, а в целом по России антимонопольщики привлекали этого мужчину к административной ответственности не менее 70 раз, однако он каждый раз платит максимальный штраф в 20 тысяч рублей и продолжает нарушать закон.

Ренат Валиахметов также обратился к журналистам с предложением «обратить особое внимание самой широкой общественности» на опасность предоставления кому бы то ни было своих персональных данных:

— При входе в интернет, посещении каких-то ресурсов и вступлении в отношения в каких-то хозяйственных магазинах, в сетевых организациях крайне осторожно необходимо давать согласие на обработку персональных данных, а также получение каких-то рекламных сообщений. Позже это может привести не просто к получению сообщений, но и к использованию ваших персональных данных третьими лицами для их иногда крайне неблагонадежных целей.

Когда опыт ничему не учит

О деятельности антимонопольной службы рассказал замруководителя Татарстанского УФАС Алмаз Яфизов. Он сообщил, что благодаря принятым антимонопольщиками мерам ГКУ «Главтатдортранс» не сможет заплатить подрядчику 82,5 млн рублей за установку шумозащитных экранов на мосту «Миллениум» перед саммитом БРИКС. По его словам, за нарушение антимонопольного законодательства ответило некое «должностное лицо» — на него наложен штраф в 50 тысяч рублей. Какая компания проводила работы по установке шумозащитных экранов, он не сообщил. Однако из документации, размещенной на сайте госзакупок, следует, что победителем проведенного задним числом конкурса признано ООО «Волга-Автодор».

Благодаря принятым антимонопольщиками мерам ГКУ «Главтатдортранс» не сможет заплатить подрядчику 82,5 млн рублей за установку шумозащитных экранов на мосту «Миллениум» перед саммитом БРИКС. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Яфизов уточнил, что конкурс на эти работы проводиться уже не будет, так как экраны уже установлены — отдирать их нет смысла. Также он сообщил о выявленном УФАС факте выполнения работ по ремонту зданий КНИТУ-КАИ им. Туполева до заключения контракта.

Всего же, как рассказали на публичных обсуждениях правоприменительной практики Татарстанского УФАС, служба в 2024 году рассмотрела 239 жалоб на нарушение законодательства в области обеспечения равных условий доступа к исполнению государственных контрактов. Более 140 из них — 59% — признаны обоснованными. Кроме того, по обращениям заказчиков 111 организаций включены в реестр недобросовестных поставщиков и в течение ближайших двух лет не смогут участвовать в торгах.

— Были такие случаи, когда заказчики выплачивали аванс, подрядчики его брали и больше уже не появлялись, — рассказал Яфизов. — Очень часто такие действия совершались в отношении казанского филиала ФКУ «Центр по обеспечению деятельности казначейства России». Мы за один месяц рассмотрели четыре обращения только от этой организации, и было выяснено, что по всем четырем таким контрактам были выплачены авансы, а подрядчики не приступили, а просто исчезли… Хотя заказчик уже должен был предвидеть такие моменты, это же не единственный случай, и принять какие-то меры, но тем не менее этого не было сделано!

Не закупают российское

Алмаз Яфизов рассказал, что очень часто заказчики нарушают антимонопольное законодательство, увиливая от закупок товаров и оборудования российских производителей. Это выяснилось в ходе проверок по закупкам, которые проводятся в рамках нацпроектов. Наибольшее количество проверок было проведено по нацпроектам «Образование» (19 проверок), «Демография» (10 проверок), «Безопасность дорожного движения» (пять проверок).

— Основные нарушения — это когда технические задания составляются под конкретного производителя, под конкретного поставщика, для того чтобы выбрал нужный, так скажем, подрядчик, — сообщил он.

Не менее часто обнаруживается, что при составлении техзаданий не применяется каталог товаров, содержащий унифицированные характеристики. Так исключается использование характеристик, которые могут обеспечить чье-то конкурентное преимущество, и не применяется так называемый национальный режим — запреты и ограничения на закупку импортных товаров.

«Основные нарушения — это когда технические задания составляются под конкретного производителя, под конкретного поставщика». Мария Зверева / realnoevremya.ru

— Мы не спорим, что российские товары стоят немного дороже, чем иностранные аналоги, но когда нам государство говорит, что мы должны поддерживать российское производство, и дает для этого деньги, средства, надо покупать российское.

А особенно часто, по словам спикера, на этом нарушении попадаются заказчики при закупке картриджей для принтеров. При наличии производства в Менделеевском районе заказчики не устанавливают ограничения на картриджи иностранного производства, отметил Яфизов.

Он также рассказал, что Татарстанское УФАС провело проверку в отношении «Татлифта»:

— Было выявлено, что Щербинский лифтостроительный завод, «Татлифт» и «Трансэнерго» разделили роли в госзакупке на поставку и монтажные работы по замене лифтов на территории Республики Татарстан. По указанным обстоятельствам возбуждается дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, но имел ли место факт нарушения — покажет расследование, его еще предстоит доказать. Если факты не подтвердятся, будут установлены какие-то объективные причины, то, конечно же, никаких мер в отношении этих компаний не будет применено. А если факты подтвердятся, им грозит оборотный штраф от суммы выручки.

Незаконная реклама под ногами

Татарстанское УФАС отметило рост нарушений в части установки рекламных конструкций — билборды устанавливают вдоль дорог, на что разрешения не выдавались либо торги не проводились. 19 таких нарушений были выявлены в Кукморском районе, 14 — в Елабужском, по 10 — в Тюлячинском и Алькеевском районах, восемь — в Пестречинском, по три — в Лаишевском и Высокогорском.

А Андрей Розенталь рассказал участникам публичных обсуждений правоприменительной практики ведомства, что появился новый вид незаконной рекламы — с помощью проекционного оборудования. Речь идет о красочных проекциях фирменных логотипов, торговых марок, названий кафе и пекарен, которые проецируются на стены домов или просто на тротуар, привлекая внимание потенциальных покупателей и клиентов и указывая им, куда идти. На размещение такой рекламы должно быть получено разрешение, подчеркнул он.

— Большое внимание мы уделяем контролю деятельности ресурсоснабжающих организаций — водоканалов, поставщиков тепла, газа, — рассказал Андрей Розенталь. — В рамках поставленных полномочий нами фиксировалось незаконное начисление платы в Бугульминском районе, где при выходе из строя домовых приборов учета, несмотря на право потребителей на проведение расчетов исходя из среднемесячного потребления, оплата начислялась по нормативу.

Бугульминский «Водоканал», по его словам, с июля 2024 года не дает воду нескольким организациям, которые находятся на территории района, в связи с ремонтными работами. Работы затянулись, организации все это время вынуждены сами обеспечивать себя водой.

— Мы сейчас будем это дело возобновлять и рассматривать, — добавил Розенталь. — К нам обратились несколько хозяйствующих субъектов, и я считаю, что это вопиющий случай, когда не принимается никаких мер. Весь подвоз воды, как и снабжение, организуется собственными силами…

Вопрос к Минстрою и правительству

УФАС продолжает контролировать действия региональных операторов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

— До сих пор у нас не актуализирована схема обращения с твердыми коммунальными отходами, — сообщил Розенталь. — Это не вопросы регоператора, это вопросы деятельности нашего Минстроя, правительства, муниципалитетов. Это наша боль, я считаю, что мы с 2018 года до сих пор не смогли актуализировать территориальные схемы обращения с ТКО! Антимонопольные дела, которые возбуждаются по обращениям с отходами, во многом базируются на устаревших нормах. При этом люди, которые проживают в населенных пунктах, не имеющих никакой инфраструктуры: ни контейнерных площадок, ни мешочного сбора, получают платежки от регионального оператора. Считается, что они должны нести этот мусор в соседний населенный пункт, а это десятки километров! На наш взгляд, это вопиющее нарушение, потому что система обращения с твердыми коммунальными отходами предполагает наличие государственных стандартов, которые учитывают, что контейнерные площадки не должны быть дальше 100 метров от того места, где люди проживают.

«До сих пор у нас не актуализирована схема обращения с твердыми коммунальными отходами». Максим Платонов / realnoevremya.ru

Он добавил, что еще можно согласиться с тем, что в небольшом населенном пункте может быть одна площадка и от нормы в 100 метров можно немного отступить, но недопустимо, чтобы в населенном пункте система обращения с твердыми коммунальными отходами вообще отсутствовала. И напомнил, что в Татарстане есть населенные пункты, где нет дорог и никто не проживает в зимнее время, а жителям продолжают выставлять плату за неоказанную услугу.

Одно из последних таких антимонопольных дел, возбужденное в отношении регоператора в Пестречинском районе, по его словам, недавно было поддержано Арбитражным судом РТ.

Инна Серова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПроисшествияБизнесУслугиОбществоВластьИнфраструктура Татарстан Город КазаньУФАС по РТ

Новости партнеров