Новости раздела

Рафил Нугуманов: «Полиция должна помогать, но главный по муниципальной милиции — это глава!»

Почему на фоне сокращений в МВД и роста преступности в Казани пустуют 173 из 200 должностей городских «специалистов по организации общественного порядка и безопасности»

В Татарстане забуксовала реформа по созданию муниципальной милиции. На днях на заседании комитета по законности и правопорядку Госсовета РТ депутат и экс-заместитель главы МВД по РТ Рафил Нугуманов назвал положение с подбором кадров в новую структуру аховым, упрекнув в этом бывших коллег. После заседания Нугуманов заявил о том, что куда большая ответственность за комплектацию подразделений муниципальной стражи лежит на самих муниципалах, включая глав. «Реальное время» выяснило, что у муниципалов свой взгляд на причины проблем с реализацией ноу-хау.

Укомплектованы лишь должности начальников

Непрерывная оптимизация штатов МВД и рост преступности (в Казани — на 20%, в среднем по РТ — на 16% по итогам прошлого года) подтолкнули Татарстан к реформе. Президент республики поддержал инициативы руководства МВД по РТ по созданию и финансированию за счет республиканской казны штатов так называемой муниципальной милиции. В 2015-м были введены должности начальников общественных пунктов охраны порядка (далее — ОПОП), а в январе 2016-го постановлением кабмина были утверждены еще и должности ведущих муниципальных специалистов по охране порядка.

По данным МВД по РТ на 19 мая 2016 года, полный кадровый комплект наблюдается лишь среди начальников ОПОП. На всю республику их 202, в Казани — 96. Что до муниципальных стражей порядка рангом ниже, то их набрано меньше половины — 235 из 647 человек.

— Я считаю, что главы городов и районов, руководители исполкомов и муниципальные кадровые службы должны активизировать работу. Это их зона ответственности, они должны идти коренником в этой упряжке, а МВД — так, пристяжной, — рассуждает зампред комитета по законности и правопорядку, экс-заместитель главы МВД по РТ Рафил Нугуманов. — Полиция должна помогать, но главный по муниципальной милиции — это глава!..

В муниципальном патруле — дефицит «солдат»

Набор 647 муниципальных специалистов ведется по трем категориям.

Укомплектованы 93 из 100 вакансий тех служащих, что будут помогать полицейским службам по делам несовершеннолетних и заниматься «профилактикой семейного неблагополучия и правонарушений детей и подростков».

На 66% в целом по РТ закрыта потребность в помощниках участковых полиции, которым поручена «профилактика правонарушений в жилом секторе и применение мер индивидуального профилактического воздействия». Набраны 134 из 202 определенных штатами специалистов. Полностью закрыты вакансии этой категории в муниципалитетах Азнакаево, Заинска, Чистополя, Лениногорска, Нурлата, Бугульмы, Нижнекамска, Елабуги, Зеленодольска и Мамадыша.

Всего на 11,6% решен вопрос с комплектацией самого многочисленного подразделения муниципальной полиции — набраны лишь 40 из 345 специалистов по охране общественного порядка и общественной безопасности, помощники уличных полицейских патрулей. Особенно плачевно на этом фоне выглядят крупные города — в Казани закрыто лишь 27 из 200 вакансий, в Челнах — 8 из 100, в Нижнекамске — 5 из 45.

Одна зарплата для Казани и Нурлата

При разработке проекта муниципальной милиции предполагалось, что часть необходимой работы по охране общественного порядка возьмут на себя отставные сотрудники МВД из сокращенных подразделений и служб. Однако пока в рядах муниципальных «солдат» таких лишь 44 человека. И этому есть банальное объяснение, комментирует ситуацию начальник отдела по вопросам общественной безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами исполкома Казани Николай Кузнецов:

— Даже сотрудник патрульно-постовой службы получает порядка 24-25 тыс. рублей, а наш муниципальный служащий с высшим или средне-специальным образованием первые 3 месяца, на испытательном сроке, — лишь 11 тыс. 200 рублей, в последующем в течение первого года — 14 тыс. рублей. Расценки для всех районов РТ едины. И уж конечно, в Агрызе или Нурлате за эту сумму людей найти легче. А в миллионном городе, где средняя зарплата на предприятиях за 2015 год составила 30,2 тыс. рублей с учетом вычета 13%, найти сотрудников гораздо сложнее.

При этом министерством финансов РТ выделены средства исключительно на зарплату сотрудников, расходы на материально-техническое обеспечение не предусмотрены.

— Неужели этот вопрос не обсуждался на стадии разработки документов по проекту муниципальной милиции?

— А нашим мнением никто не интересовался. Взяли постановление кабмина РТ о нормативах формирования фонда оплаты труда и сделали обсчет без учета специфики городов и районов. А еще возникли сложности с организационной структурой. Нам на всю Казань дали 325 ведущих специалистов (200 по охране общественного порядка, 96 — помощники участковых, 29 — по работе с несовершеннолетними), но ведь на такой штат должны быть и бухгалтер, и руководители секторов, кто-то же должен контролировать их работу в «поле». Иначе может получиться так, что он должен ходить в полк ППС, но не ходит, а зарплату мы ему начисляем.

— То есть миссия невыполнима?

— Цыплят по осени считают. Когда мы набирали начальников ОПОП, тоже такие жалобы были, притирки. Тогда службу укомплектовывали полгода. Так как муниципальный служащий является лицом города и должен достойно представлять его интересы, мы очень ответственно подходим к процессу отбора кандидатов. Кого попало на такую должность не берем. Принципиальная позиция мэра Казани — муниципальный служащий должен давать максимальную отдачу при работе на благо горожан и столицы Татарстана.

У нас в Казани начиная с июля 2015 года только 11 из 96 начальников ОПОП уволились, что является нормальным кадровым процессом. В Челнах, к примеру, уволились 44 человека. При поддержке президента республики за счет экономии средств городского бюджета были выделены деньги на оснащение этих сотрудников необходимой для работы оргтехникой, мебелью, расходными материалами. В результате служба полностью сформирована.

Штатами муниципальных служащих по трем категориям мы вообще лишь с апреля начали заниматься, и 30% уже набрали — 105 человек работают (со следующей недели будет 124), из них 55 — помощники участковых, 23 — школьные помощники ПДН и 27 — помощники полицейских из полка патрульно-постовой службы. А набрать нам нужно по этим позициям 96, 29 и 200 человек соответственно.

Сломанное за месяц не воссоздать

— Последняя категория — самая проблемная, — продолжает Николай Кузнецов. — Полк ППС занимается патрулированием улиц, пьяными, бомжами — работа безусловно важная и нужная, сотрудники оперативно реагируют на внештатные ситуации в городе, и работу видно сразу, но, учитывая специфику работы, найти желающих достаточно трудно. Даже в самом полку не комплект штатов на сегодняшний день составляет 87 человек, а у них зарплата — вдвое выше наших муниципальных помощников, но при этом и ответственность больше.

И хотя применять оружие и спецсредства, досматривать человека муниципальный служащий не может, охрана порядка бывает разная. Вот, на пункте полиции в «Кольце» наш человек сидит за пунктом видеомониторинга — отслеживает ситуацию по камерам и, если видит нештатную ситуацию, тут же передает информацию полицейским. Такие центры и в аппарате МВД есть, вот туда можно было бы привлечь наших помощников. По мнению руководства полка ППС, польза от новых сотрудников уже существенна, даже несмотря на небольшую пока численность. Например, наши специалисты оказывали помощь органам внутренних дел при организации движения во время проведения с 21 на 22 мая велоночи в Казани, при проведении Казанского марафона, спортивных матчей и других мероприятий.

Думаю, со временем все наладится. Ведь до принятия федерального закона «О полиции» казанский гарнизон милиции финансировался из трех источников — федерального, республиканского и местного. Муниципалитет содержал 2 024 сотрудника, у которых была такая же зарплата, что и у коллег, но двойное подчинение. Потом, к сожалению, эта важная служба была сломана, а сейчас мы пытаемся ее восстановить, но уже в другом виде. Спасибо руководству республики, что изыскали штаты на новые должности.

— А какова отдача от муниципальной полиции?

— Нам делегировали часть полномочий полиции по привлечению граждан к административной ответственности в соответствии с КоАП РТ аж по 23 пунктам. Муниципальные служащие могут составлять протоколы за самогоноварение в целях сбыта, за нарушения оптовой и розничной торговли некурительными табачными изделиями, нарушение общественного порядка при посещении культурно-зрелищных мероприятий. Также к нашим полномочиям отнесены статьи о приставании к гражданам в общественных местах — можно привлекать к ответственности попрошаек, о нарушении покоя граждан и тишины в ночное время, правил охраны жизни на водных объектах, например, теми, кто купается пьяными.

Границы самостоятельности муниципалов

Кроме того, по словам начальника отдела по вопросам общественной безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами исполкома Казани, у муниципальной милиции есть право наказывать: родителей, которые не заботятся о своих детях; уличных попрошаек; а также нарушителей правил выгула собак и уличной торговли.

Правда, тут имеются свои сложности — право составления протокола есть, а вот прав проверки документов и личного досмотра не имеется, не говоря уже о задержании. И тут выявившим нарушения муниципалам без помощи федеральной полиции не обойтись. Тем не менее за прошлый год муниципальные начальники казанских общественных пунктов охраны порядка успели составить 5 731 протокол, общая сумма штрафных санкций составила 13 млн рублей.

За первые месяцы 2016 года с учетом усиления работы и новых муниципальных «солдат» составлено уже более 4,2 тыс. протоколов на сумму 12,5 млн рублей. Остается надеяться, что количество штрафных санкций перерастет в качество и рядовые казанцы смогут положиться на защиту сразу двух служб — родной муниципальной милиции и полиции.

Ирина Плотникова
комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 23 май
    всё дело в зарплатах уж, поднимите, и будет вам счастье, конкурс будет, от желающих не отбиться)
    Ответить
  • Анонимно 23 май
    Если сейчас быстро не наведут порядок, преступность резко продолжит расти
    Ответить
  • Анонимно 23 май
    эх, велоночь) почаще бы проходила, оч люблю на велике кататься, особенно когда вокруг столько единомышленников!
    Ответить
  • Анонимно 23 май
    Вот собаководы со своими питомцами непристегнутыми, без намордников и вездегадящими очень достали! Надо что-то делать, штрафы что ли
    Ответить
  • Анонимно 23 май
    сначала напишут, потом думают, ну как так заранее не предусмотрели все подводные камни?
    Ответить
  • Анонимно 23 май
    с пьяными вообще нужно что-то делать. кстати, пить в общественных местах запрещено, но этот закон не работает вообще - как пили, так и пьют, даже на детских площадках(
    Ответить
  • Анонимно 23 май
    Смешная фотка с дпсником и бегуном)
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров