Новая платежная система БРИКС — первый шаг к экономическому суверенитету
Экономисты оценили перспективы стран-участниц объединения сократить зависимость своих экономик от доллара
Новая платежная система будет способствовать снижению зависимости экономик стран БРИКС от доллара, убеждены эксперты. Сейчас доля национальных валют в расчетах участников объединения достигает 65%. Полный отказ от доллара приведет к новым санкциям со стороны США. «Но это не значит, что надо сидеть, сложа руки, можно ввести безналичную наднациональную валюту», предложил одно из решений экономист Никита Кричевский. «БРИКС будет клубом стран, не входящих в западный блок, которые торгуют друг с другом и идут на разумные компромиссы», считает его коллега Александр Разуваев.
«За переходом на котировки в национальных валютах — последуют санкции»
БРИКС сравнялся с G7 по вкладу в мировой ВВП еще в 2020 году, а с 2021-го обогнал Большую семерку, следует из данных МВФ. В текущем году доля стран объединения достигнет рекордных 36,7%, в сравнении со странами Группы семи, где показатель равен 29,6%, отмечал недавно министр финансов РФ.
Альянс, созданный Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР, прежде всего политический, напомнил собеседник «Реального времени». «Экономика в данном случае вторична. Хотя они могут установить внутри этой группы пониженные таможенные тарифы, прочие межнациональные договоренности, которые существенно облегчат мировую торговлю», — пояснил он.
Россия доложит на предстоящем саммите глав стран БРИКС в Казани о совершенствовании международной валютно-финансовой системы, в частности об инициативе создания платежной системы объединения. Вопреки рискам попасть под санкции, осуществить это вполне реально, считает Кричевский: «Просто для этого должна быть некая общая валюта. В свое время, 20 лет назад, шли разговоры о введении алтына (предлагаемая валюта Евразийского экономического союза, — прим. ред.), но разговоры остались разговорами, потому что национальная валюта — это важнейшая черта национального суверенитета. Если вы отказались от валюты, соответственно, вы потеряли важнейший атрибут. Но какие-то решения должны быть. Будут ли сейчас и нужны ли — большой вопрос. На саммите будут говорить, в том числе, об этом».
«Силуанов правильно говорил: вы тут такие веселые все, потому что у вас санкций нет»
— Но до тех пор, пока котировки происходят через мирового гегемона — через доллар, ни о какой экономической самостоятельности не может быть и речи. Трамп недавно сказал: откажитесь от доллара — стопроцентные пошлины введем на ваш товар. Но это не значит, что надо сидеть, сложив руки. Можно ввести какую-то безналичную наднациональную валюту, какой в свое время была валюта общего рынка ECU (валютная единица, которую использовали в европейской валютной системе до создания ЕС и введения евро, — прим. ред.). Варианты могут быть любыми, — считает он.
Создать единую валюту БРИКС можно и без потери части национального суверенитета. «Я, например, не вижу никаких препятствий», заявил экономист, — «Как только пойдут шаги в этом направлении, вот тогда можно будет говорить о реальном экономическом суверенитете стран БРИКС». Предлагаемая Россией альтернативная система платежей на основе национальных валют, по словам эксперта, — это клиринг, который был развит еще в Советском союзе: «У нас остались наработки, и это, безусловно, имеет место и право на жизнь». Как вариант в качестве инструмента расчетов страны БРИКС рассмотрят единую криптовалюту.
— Плюс та самая крипта, о которой сегодня говорят. Это должно быть обкатано на примере хотя бы двух стран, чтобы плюсы и минусы, подводные камни выявить. И тут же надо готовиться к американским санкциям — это непременное условие любых разработок. Силуанов правильно говорил, когда шел разговор о расчетной системе БРИКС, что вы тут такие веселые все, потому что у вас американских санкций нет, вообще западных санкций нет, — заметил спикер.
Как политическая структура, БРИКС, по его словам, прежде всего нацелен на равноправие, взаимовыгодное партнерство и справедливый миропорядок. Что касается роли Казани, как хозяйки саммита мировых глав объединения, важно оценивать ее не столько экономическую составляющую, сколько рост ее репутации: «Нельзя же все мерить деньгами. Для нас главное — престиж, положительный имидж. Казань получает еще один огромный плюс в копилку своей значимости. Естественно, активизировались международные связи. На первый взгляд, ни о чем, а если посмотреть долгосрочный эффект, Казань примет глав государств десятков стран! Это уважение, повышение доверия, а экономика на 50 процентов — психология, а не деньги. Денег может быть, сколько угодно, но, когда у вас нет доверия, как контрагенту, у вас ничего не получится. Так что молодцы».
«Показать, что Россия не изолированная страна и обсудить внешнюю торговлю»
Страны БРИКС очень разные, поэтому говорить, что это будет экономический союз, сложно, соглашается другой экономист, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев: «Другое дело, что какая-то цифровая валюта БРИКС, которая будет использоваться во внешней торговле и которую наши должны предложить, — это, конечно, очень интересно и, главное, очень злободневно. Цифровая валюта будет использоваться только во внешнеэкономических расчетах, то есть мы останемся с рублем, Китай с юанем и так далее».
Для Турции, Азербайджана и еще ряда мусульманских стран актуальной станет тема исламского банкинга — еще одна причина, почему саммит БРИКС проводят в Казани (Татарстан — один из пилотных регионов эксперимента, — прим. ред.). По сути, обсуждение этих вопросов станет продолжением дискуссий, которые шли еще на Международном экономическом форуме «Россия — Исламский мир: KazanForum» в мае этого года, заметил эксперт:
Может ли присоединиться Узбекистан? По мнению эксперта, если у этой страны получится провести экономические реформы: «Отношение к узбекам такое: а, трудовые мигранты, значит там все плохо. Ну неплохо там, просто рынок труда 700 тысяч человек каждый год прибавляет. Этих людей надо куда-то девать. Они едут не только к нам, но и в Турцию, Эмираты, даже в Южную Корею». При этом политические аспекты БРИКС не менее важны, считает Александр Разуваев:
— Очень будет хорошо с точки зрения политики, если именно там будет подписан или хотя бы согласован мирный договор между Арменией и Азербайджаном. На самом деле Пашинян сказал, что согласен подписать, но хитро — он хочет подписать такой половинчатый документ. А Азербайджан настаивает, чтобы из армянской конституции убрали территориальные претензии к нему. Они, конечно, еще и нереальные требования выдвинули — по компенсации в 350 млрд долларов, при том что годовой бюджет Армении всего 7 млрд, но я думаю, это просто элемент торга.
Оценивая позицию Турции, аналитики считают, что она может использовать сотрудничество с БРИКС и ШОС в качестве козыря для реорганизации отношений с западными странами. По мнению собеседника издания, Анкара позиционирует суверенным центром силы и во многом таковым и является: «Да, естественно, они балансируют между Западом и нами. БРИКС — это, конечно, антизападный ход, и дрейф идет туда. Но надо понимать, что у них очень плохой платежный баланс, еще с ковида, и, соответственно, с МВФ они порвать не могут».
В долгосрочной перспективе «БРИКС останется клубом стран, не входящих в западный блок, которые торгуют друг с другом и идут на разумные компромиссы», считает экономист. Однако говорить о едином рынке нельзя: «Просто потому что, Россия и Южная Африка — разные точки мира, разные люди и экономики»:
— А построить единую экономику с Азербайджаном, Казахстаном, Белоруссией и Турцией вполне возможно — это в значительной степени бывший СССР и единый географический регион. Вот она Турция — через Черное море от России, там паромы ходят, это не к черту на кулички. И ментально мы от турков не так сильно отличаемся.
Количество стран, желающих сотрудничать с БРИКС, включая членство в объединении, достигло 34, сообщал ранее помощник президента России Юрий Ушаков. Саммит БРИКС в Казани с 22 по 24 октября, по его словам, станет самым масштабным внешнеполитическим мероприятием, которое когда-либо проводилось в России.
Группа БРИКС — межгосударственное объединение, которое было создано в 2006 году. Основателями выступили Бразилия, Россия, Индия и Китай, в 2011-м присоединилась ЮАР. С этого года членами объединения также стали Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эфиопия. Россия в этом году занимает пост председателя организации и проводит свою работу в рамках группы под девизом укрепления многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности. В общей сложности наша страна провела более 200 политических, экономических и общественных мероприятий с участием БРИКС.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.