«Даже год назад такого количества брендов и дизайнеров не было»
В Казани устраивают этномаркет чувашского дизайна
Завтра в Казани пройдет сольный концерт этно-джазовой группы Shanu. Пожалуй, самый занятный чувашский коллектив обосновался в столице Татарстана. В этот раз на своем выступлении музыканты устраивают этномаркет чувашских дизайнеров. Еще год назад такого движения не существовало, говорят активисты, а теперь можно даже устроить выезд в соседнюю республику.
От новичков до классиков
По словам артистки, в отличие от татарской современной музыки у чуваш ее практически нет: «Буквально мы — и еще пару групп. В этом смысле я вижу нашу группу как некого лидера в этом вопросе, мы их немножко вдохновили на эти движения. Почему бы не попробовать помочь? В итоге это превратилось в этновечеринку, потому что мы будем исполнять песни и на татарском, у нас будет приглашенный артист — Ильгиз Шайхразиев». Кожеманова отмечает: дизайнеры понимают, что едут не на условный Сабантуй, а на место с вероятной проходимостью в 200—250 человек.
— Я сказала им: возможно, у вас не будут высокие продажи, но медиаосвещение и какие-то продажи в любом случае будут. Они об этом знают и согласны на таких условиях приехать.
— У нас пока мода на этноукрашения только зарождается, даже год назад такого количества брендов и дизайнеров не было, — говорит блогер Ксения Романова. Она живет в Казани, ее бренд украшений называется «Сан валли»/«Для тебя».
Всего на этномаркет приедут восемь дизайнеров из Чебоксар и Казани: OMLA, «ТӐНӐҪ», «Виҫӗ хӗвел», «Ӑста», «СавӑрПи», «КАШКĂР», «Сан валли», hotinovskaya, «Праски Витти». В частности, «Ӑста» — это деревянные украшения. А «СавӑрПи» — аутентичные наряды: хушпу — женский головной убор, тухья — девичий головной убор, масмак — женская повязка на голову. До 18.00 на маркет можно будет попасть бесплатно — он и концерт пройдут в летнем дворе бара «Cоль».
17 сентября в Галерее современного искусства открывается выставка Праски Витти — классика чувашской живописи, графики, мастера искусства горячей эмали, одного из символов модернизма. «Любовная лирика великих поэтов» — это более 90 листов графики со строфами из стихотворений и песен разных стран, народов и эпох. В день открытия выставки художнику исполнится 88 лет. На маркете его принты представят внук с невесткой.
Классификация от Юмы
— Если говорить только о брендах, которые занимаются изготовлением продукции (графический дизайн в Чувашии — это отдельная тема), то существует три разных направления, — рассуждает художница Юма. — Первый — это более понятный большинству потребителей. Я называю его «Как у «Паха тӗрӗ» по названию одной крупной компании. Как правило, в одежде это очень яркие цвета, изобилие геометрических узоров, большое количество орнаментации. Как мне кажется, конкретно на это направление влияет вкус более старшего поколения и визуально оно обращается к материалам 2000-х годов.
Бренд Юмы называется «ТӐНӐҪ» (мир, спокойствие), кроме украшений и аксессуаров она придумала аналог «Мафии» под названием «Вупӑр», добавив в нее немного чувашской магии.
Второй вариант дизайна, по мнению Юмы, основан на фотографиях из этнографических экспедиций, кадрах «Чувашкино», старинных украшениях.
— В основном дизайнеры из данного направления больше работают с украшениями и аксессуарами (платки, нашейные украшения, головные уборы) в отличие от первого, где превалирует одежда. В основном это более приглушенные цвета, минималистичность в исполнении. Я лично это направление объединяю по принципу вдохновения именно визуально из жизни простых людей, которые жили много лет назад, — говорит художница.
Третье направление более узкое, говорит Юма, его авторы обращаются к мифологии и неочевидным культурным традициям: «Развивается все семимильными шагами, еще вчера много кого не было, а тут вот…»
— В последнее время становится очень актуальной этническая тематика в одежде и аксессуарах, что не может не радовать меня как мастера. Все больше и больше молодежи начинает увлекаться своей историей, историей своего края, и этот интерес создает новые современные и стилизованные тренды с чувашскими мотивами, — говорит Виктория Захарова («Ӑста»).
— Чувашский дизайн находится на самом раннем этапе своего развития, — согласна Людмила Семенова (OMLA). — Яркий интерес к «чувашскому» проснулся буквально год назад. Я вижу тренд на возрождение прошлого, появился термин «чувашский Ренессанс», копирование старых образцов с небольшими изменениями в сторону минимализма. Это поверхностные поиски. Будущее за смыслами. Выразить их в новых формах, построить новый визуальный язык для коммуникации с миром — вот задача для авторов.
«Современные девушки с удовольствием носят чувашские пояса»
— Меня радует, что все больше людей начинают задумываться о своей идентичности, обращаются к своим корням, интересуются историей своего народа, изучают язык и транслируют это в массы, — говорит Екатерина Волкова, бренд «КАШКӐР» («Волк»). — Все это оказывает влияние и на художников, и на дизайнеров, особенно на молодое поколение. Я считаю, что именно они в какой-то степени становятся двигателем этого процесса.
— Сейчас я замечаю тенденцию на использование узоров, это самый очевидный способ внедрить в дизайн этнические элементы, — отмечает Волкова. — Если углубиться, то можно увидеть, что современные девушки с удовольствием носят чувашские пояса, используют в своей одежде платья или элементы гардероба, переданные им от бабушек, а также украшают себя как традиционными, так и современными интерпретациями национальных украшений.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Группа Shanu вошла в число победителей Второго и Третьего Всероссийского конкурса молодежных джазовых коллективов в рамках Московского джазового фестиваля, Первого Международного конкурса-фестиваля авторского джаза «Русский джаз», Первого Всероссийского конкурса джазовых коллективов в рамках фестиваля «Ангара-Джаз».