Дмитрий Поляков, «ТИСБИ»: «С одними только знаниями студент не сможет стать успешным в карьере — нужно делать акцент на компетенциях!»
В преддверии жаркого сезона поступления в вузы проректор по учебной работе Университета управления «ТИСБИ» рассказал, на что следует обратить внимание абитуриентам и их родителям и как грамотно начать движение к успешной карьере с юных лет.
— Каким обещает быть новый образовательный сезон — 2016?
— Приемная кампания в «ТИСБИ» на очное отделение стартует 1 июня, в июле-августе будет несколько волн зачисления на бюджетную и контрактную основы. Прием на заочную форму обучения, к слову, работает у нас круглый год. Есть некоторые отличия приема этого года от кампаний прошлых лет. В «ТИСБИ» появились новые бюджетные места, немного изменились правила приема. Расскажу обо всем по порядку.
Традиционно у нас идет набор по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки — это «Экономика и управление», «Юриспруденция», «Информационные технологии», «Политические науки и регионоведение» (направление «Международные отношения»), «Социология и социальная работа» (направление «Организация работы с молодежью»), «Образование и педагогические науки, «Сервис и туризм» — по каждой группе несколько направлений подготовки. Плюс ко всему, набираем в магистратуру на менеджмент, юриспруденцию, экономику, финансы и кредит, управление персоналом. Ведем прием в аспирантуру — на юриспруденцию и экономику.
В этом году с аттестатом о среднем полном образовании (то есть после 11 класса) прием ведется традиционно по результатам ЕГЭ. Для тех, кто имеет среднее профессиональное или высшее образование, предусмотрены внутренние вступительные испытания в форме тестов по тем же общеобразовательным дисциплинам, что и ЕГЭ. Для поступления в магистратуру необходимо сдать междисциплинарный экзамен и пройти собеседование. В аспирантуру прием ведется на основании трех экзаменов по специальности, философии и иностранному языку (документы принимаем до 30 августа, а в сентябре уже идет сдача вступительных испытаний).
Вторая особенность этой приемной кампании — абитуриенты должны давать согласие на зачисление в виде заявления. При этом допускается, что в вузе он оставляет не оригинал аттестата, а копию. Вероятность подачи заявления о согласии на зачисление в несколько вузов одновременно исключена. Дело в том, что все документы по каждому абитуриенту обрабатываются через единую федеральную базу данных, где в системе отслеживаются этапы поступления каждого. Такой подход облегчает процедуру сбора документов для самого абитуриента.
Как и прежде, абитуриент может подать заявку не более чем в 5 вузов, не более чем на 3 направления в каждый вуз. Списки поступающих размещаются в режиме реального времени на нашем сайте www.tisbi.ru. В сумму баллов, помимо результатов экзаменов, могут быть включены индивидуальные достижения, подтвержденные документами (не более 10 баллов). В этом списке учитывается наличие аттестата с отличием, золотого значка ГТО, призовые места очного тура республиканских, городских и школьных олимпиад, участие в волонтерских мероприятиях.
— Актуальный для родителей и выпускников школ вопрос — наличие бюджетных мест.
— Бюджетные места у нас в вузе с 2012 года, сегодня у «ТИСБИ» их более 500. Мы были в числе первых негосударственных вузов России, которым были выделены бюджетные места по результатам федерального конкурса. Сейчас мы ежегодно получаем порядка 100 бюджетных мест. В этом году мы принимаем на бюджет на информатику и вычислительную технику, прикладную информатику, сервис и гостиничное дело. На 2017-2018 учебный год наш вуз уже имеет бюджетные места, в том числе и по магистратуре по экономике. Абитуриент, не прошедший на бюджет, может поступить на платное обучение по конкурсному списку. В процессе учебы есть возможность перейти на вакантное бюджетное место, что у нас также практикуется.
— Какая форма обучения сейчас наиболее популярна — очная, заочная?
— В «ТИСБИ» доля очников — порядка 20-25 процентов. Каждый год к нам в головной вуз поступает от 1,5 до 2 тысяч студентов-первокурсников по всем формам и направлениям, из них 350-500 — очников. Заочная форма обучения популярна среди получающих второе высшее или профессиональное образование. Растет спрос на магистерские и аспирантские программы.
— Нам известно, что после школы абитуриент может поступить и в ваш колледж, получить среднее профессиональное образование.
— Да, в «ТИСБИ» выстроена система непрерывного образования. При желании после 9 и 11 классов ребята могут обучиться сначала на факультете среднего профессионального образования, а потом продолжить обучение (в том числе и ускоренное) по программам высшего образования. Учебные программы колледжа и высшего образования согласованы, университетские преподаватели принимают участие в обучении студентов ФСПО. Иными словами, выпускник колледжа может спокойно найти свою специальность в списке направлений нашего университета.
В колледже у нас учится более 1200 очников. Основные направления — ИТ, экономика и бухгалтерский учет, юриспруденция, операционная деятельность в логистике, финансы, гостиничный сервис.
— Вернемся к обучению в университете. О культуре обучения, традициях и стандартах ТИСБИ ходят легенды.
— Основатель и ректор вуза Нэлла Матвеевна Прусс изначально поставила во главу всей нашей работы качество образования. На дневном отделении прогуливать занятия не получится, так как работает модульно-рейтинговая система. 60 процентов оценки студент «зарабатывает» во время семестра и лишь 40 процентов — на самом экзамене. Тех, кто хочет совмещать учебу и работу, мы, как правило, ориентируем на заочное отделение.
Поставлена научная работа. Студенты занимаются в рамках научных школ и кружков, участвуют в проектной деятельности, конференциях, публикуют статьи в российских и зарубежных журналах. У нас много именных стипендиатов Президента РФ, Специальной государственной стипендии РТ, Мэра Казани…
За 24 года сформировалась уникальная корпоративная культура, где в центре — студент. Все, кто попадает в вуз, восхищается тем, как устроена студенческая жизнь. Сначала идут занятия, затем у ребят — творчество, спорт, научная работа, другая внеучебная деятельность. У нас студенты практически весь день проводят в стенах вуза.
В «ТИСБИ» принят дресс-код. У нас вы не увидите людей в шортах, майках, джинсах. В помещениях — идеальная чистота. Оборудованные кабинеты. Медпункт, спортзал, психологический центр, Кадровое агентство, актовые залы и центр студенческого творчества, где работают профессиональные педагоги по вокалу, танцам, театру. Одна из лучших в республике военно-патриотических организаций «Легион» выезжает в поисковые экспедиции по местам боев Великой Отечественной войны.
— Вернемся к методике преподавания, в чем особенность?
— Мы давно ушли от монотонных лекций к активным методикам преподавания, которые побуждают вникать в суть вопроса, изучать проблему. Студенты дискутируют по заранее подготовленной теме, участвуют в мозговых штурмах, тренингах, деловых играх, круглых столах, работают по методу кейс-стади, соревнуются в командах. На каждом направлении идет углубленное изучение английского языка, также даем на выбор второй иностранный язык. Мы приглашаем к преподаванию действующих практиков — опытных специалистов с предприятий. У нас вообще особая роль отводится практике на предприятиях, поскольку именно через нее студенты приобщаются к профессии.
— Ваш вуз знаменит еще и наличием адаптированных программ, комфортных условий для людей с ограниченными возможностями.
— И мы постоянно развиваемся в этом направлении. Сегодня на базе нашего вуза получили образование более 600 лиц с ограниченными возможностями здоровья, на данный момент обучается 123 инвалида, причем 70 — на очном отделении. Началось все с того, что еще в начале 90-х мама одного абитуриента, который был вынужден передвигаться в инвалидном кресле, написала письмо Шаймиеву, где посетовала на то, что его не берут на обучение вузы. И задача была делегирована «ТИСБИ». Мы приняли этого ребенка, и постепенно освоили обучение студентов с различными нозологиями. У нас создана доступная среда, для работы со студентами с ограничением по слуху работает многофункциональный мультимедийный класс, для студентов с нарушением зрения закуплены аудиокниги, работают программы звукового сопровождения учебного процесса. Но главное — это внимание к таким ребятам, мы их постоянно привлекаем к студенческим мероприятиям, фестивалям, концертам. Жестовый хор, танцы, вокал — потрясающе талантливые люди!
— Говорят, в ТИСБИ свой комплексный подход к обучению, который ориентирован на будущих руководителей, успешных в карьере и бизнесе людей…
— Современный выпускник — помимо профессиональных компетенций — должен наработать и так называемые «мягкие» компетенции, без которых невозможен успех в новых реалиях. Я говорю про умение принимать решения и работать в команде, стрессоустойчивость. Без этого хорошая карьера не сложится. Многие наши выпускники работают в крупных компаниях на линейных и руководящих должностях разного профиля. Мы всегда говорим: основной показатель работы вуза — это выбор абитуриента, оценка выпускника и отзыв работодателя.
— Насколько активно вы работаете с предприятиями? Какие шансы у выпускников получить работу по специальности?
— По данным мониторинга трудоустройства в 2015 году, который проводил Минобрнауки России совместно с Пенсионным фондом, более 85 процентов выпускников «ТИСБИ» трудоустроены, около 5 процентов имеют собственный бизнес. У нас встречи студентов с работодателями начинаются с 1-2 курсов. Часть занятий по профильным дисциплинам ведут практики с предприятий-партнеров. У нас сотни договоров с предприятиями, и есть заказы на целевую подготовку. Работа с компаниями также ведется на уровне помощи в подборе будущих сотрудников из числа выпускников. Студенты в личном кабинете единой информационной образовательной системы выкладывают резюме и портфолио. Работодатели, зарегистрировавшись, могут «присмотреть» себе кадры. Есть и наше собственное вузовское кадровое агентство, которое обеспечивает регулярную коммуникацию предприятий и студентов.
Компании устраивают настоящую «охоту» на «айтишников», специалистов по сервису и туризму, экономистов и менеджеров. Например, в Сбербанке — около тысячи наших выпускников. Устраиваются успешно в другие банки, страховые компании, силовые и правительственные структуры местного и федерального уровня. ИТ-специалисты идут работать в ICL, в структуры ИТ-парка. У нас есть базовые кафедры, так к примеру, на базе «Татфондбанка» студенты тренируются на специальных тренажерах, и с ними работают ведущие специалисты банка. С этого года мы еще открываем практико-ориентированный прикладной бакалавриат. То есть теперь студенты больше находятся под руководством работников компаний.
Мы учим студента не просто знать, а думать. Раньше выпускник приходил на работу, и его приходилось «переучивать заново», то сейчас мы стараемся подготовить «специалиста под ключ», готового с первого дня включиться в работу предприятия. Во время учебы мы моделируем рабочие ситуации с целью научить решать профессиональные задачи.
— Как вы ощущаете себя в современных реалиях, когда многие негосударственные вузы закрываются или сворачивают филиальную сеть?
— Сокращение числа государственных и негосударственных вузов и филиалов в современных реалиях оправдывает себя, если исходить из того, что в последние два десятилетия при постоянном росте количества вузов во многих понизилось качество образования. В некоторых случаях речь шла даже о торговле дипломами, такое недопустимо. Такие представители, в целом, порочат репутацию добросовестных вузов. С другой стороны, формальный подход по проверке документов не является гарантией качества образовательных услуг. Поэтому нужно вводить независимую оценку. Мы, например, активно участвуем в различных пилотных проектах, экспериментах Минобрнауки и Рособрнадзора, направленных на повышение качества образовательных услуг. Вот уже два года участвуем в экспериментах Рособразнадзора по независимой оценке качества знаний студентов в рамках промежуточной аттестации. На летнюю сессию к нам приезжают эксперты и ведущие преподаватели других вузов — они присутствуют на экзаменах и выставляют свои оценки параллельно с нашими преподавателями. Затем сравниваются результаты на предмет объективности, и если оценки сильно разнятся, то это тревожный звонок. В прошлом году 87 процентов оценок наших преподавателей совпали с мнением независимых экспертов, и это хороший показатель.
У нашего вуза есть общественно-профессиональная аккредитация с международным участием по экономике и общественная аккредитация Ассоциации юристов России. На днях Нацаккредцентр присвоил нам знак отличия EXCELLENT QUALITY, свидетельствующий о соответствии европейским стандартам гарантии качества образования ESG-ENQA, требованиям профессиональных стандартов и рынка труда. Расскажу подробнее: когда мы проходили такую аккредитацию по экономике (не путайте с государственной аккредитацией), к нам приехала комиссия профессионалов из 4 стран, они смотрели содержание образовательных программ, иными словами, наблюдали, чему и как учим, какие методики используем. Эксперты общались с преподавателями — узнавали, как они видят свой предмет, общались со студентами, изучали их мнение, спрашивали, как те видят свою перспективу после получения диплома и так далее. Вообще, считаю, за такой независимой аккредитацией — будущее, так как это реальная оценка качества образования, а не просто формальная проверка документов.
— Напоследок вопрос о трендах в образовании: за какими подходами — будущее? О чем стоит подумать родителям и школьникам уже сегодня?
— Первый тренд — внедрение практикоориентированного компетентностного подхода. Важно вырабатывать у студента нужные для будущего компетенции и закреплять их в режиме практики. Второй тренд — формат обучения будет склоняться в пользу коротких специализированных профессиональных программ после получения базового высшего образования. Думаю, что большое будущее у электронного обучения. Новое поколение осваивает информацию все большими темпами, «живет» в Интернете, применяет гаджеты. Надо быть готовым к тому, чтобы «говорить» на одном языке, а значит создавать условия нового формата.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.