Новости раздела

Памятник Екатерине II как попытка реанимации в обществе идеи великой державы

Волну обсуждения конкурса на возведение памятника Екатерине Великой на Набережной озера Кабан подхватил доктор исторических наук, заведующий отделом новой истории Института истории им. Ш. Марджани Ильдус Загидуллин. Специально для читателей «Реального времени» в своей авторской колонке автор рассказал о том, откуда берет свое начало российская традиция сносить знаковые памятники при каждом новом политическом строе, как Казанский пороховой завод стал памятником Екатерине II еще в XVIII веке и каким образом в свое время императрица налаживала государственно-исламские отношения.

Олицетворение национальной политики в камне или бронзе

Развернувшаяся недавно в СМИ дискуссия об установке в Казани памятника в честь императрицы Екатерины II (1762-1796) по большому счету обусловлена отсутствием программы архитектурно-монументального развития города. Подобный документ позволил бы определить приоритеты развития тысячелетней Казани как центра притяжения дисперсно расселенных татар и столицы многонационального Татарстана, разработать рекомендации по установке новых памятников монументального искусства в зонах отдыха и досуга горожан, заранее информировать общественность о новых проектах и т. д.

Не секрет, что монументальное искусство является выражением определенных идеологических посылов, олицетворением в камне или бронзе национальной политики в стране. Поэтому в России существует традиция при каждом новом политическом строе сносить знаковые памятники прежней эпохи. В этой связи символично, что сегодня в провинциальных городах наблюдается воссоздание памятников российским государям, сданных большевиками в 1920-е годы на переплавку.

До революции, в 1895 году, городская дума и казанцы на свои средства также установили на главной площади Казани — на Ивановской (ныне 1 мая) — величественный памятник императору Александру II. Сегодня в обществе инициируется создание памятника Екатерине II. Я это оцениваю как попытку реанимации в современном обществе идеи Великой Державы, имперскости.

«Казанская помещица» обзавелась памятником в столице РТ еще в XVIII веке

Екатерина II является крупнейшим государственным деятелем, активным строителем российской государственности, при правлении которой произошли позитивные перемены в области образования, науки, культуры, коммерции и промышленности, были успешно осуществлены административные реформы и т. д. Для ее правления также характерны негативные явления, связанные с ужесточением крепостных порядков в стране.

В период восстания под предводительством Е. Пугачева 1773-1775 годов Екатерина II объявила себя «казанской помещицей» и внесла большой вклад в восстановление Казани, пострадавшей от опустошительного пожара, устроенного 12 июля 1774 года взявшими город повстанцами. Своеобразным памятником Екатерине II является также основанный по ее указу в 1788 году Казанский пороховой завод.

В религии Екатерина II видела важный фактор сохранения порядка в обществе и поддержания общественной и личной нравственности, однако никогда не допускала, чтобы церковь оспаривала влияние государственной власти.

Екатерина II и основополагающие принципы государственно-исламских отношений

Первым ее действием, сформировавшим у мусульман позитивный имидж императрицы, стало упразднение в 1764 году «Конторы новокрещенских дел» — института, занимавшегося крещением последователей традиционных верований и мусульман Поволжья. К этому времени основная масса мордвы, чуваш, марийцев, удмуртов, последователей традиционных верований уже была крещена, а с мусульманами дела не ладились: несмотря на предоставляемые льготы, успехи оказались локальными, напряжение в обществе усиливалось, стала очевидной бесполезность дальнейших стараний.

В качестве одной из главных заслуг перед мусульманами Екатерине II приписывается объявление свободы вероисповедания. Между тем вопрос о признании ислама одной из «терпимых» религий в империи был принципиально решен еще в 1755 году, в период правления Елизаветы Петровны, когда правительству удалось в самом зародыше подавить восстание под предводительством Батырши. Мулла Габдулла Галиев (Батырша) обратился с воззванием к мусульманским народам — башкирам, татарам, казахам, — призывая их к объединению и вооруженному выступлению для создания национального государства. Восстание должно было охватить огромную территорию: Среднее Поволжье, Приуралье и Западную Сибирь.

Правительство в спешном порядке приняло ряд законодательных актов, направленных на ослабление национального и социального гнета татар. Согласно первому указу, для служилых татар и мурз, занятых на бесплатной заготовке строительного леса для российского флота, была установлена плата за ночные работы. Вторым указом было прекращено переселение мусульман, проживающих в селениях совместно с новокрещеными, в другие местности; рассмотрение жалоб новокрещеных, проживающих совместно с мусульманами, было передано из духовных консисторий в ведение светской власти — губернским администрациям. Третьим указом (от 28 сентября 1755 года) были отменены набор рекрутов и сбор налогов, которые татары-мусульмане платили вместо новокрещеных; списана их задолженность в сумме 250 тыс. рублей. Наконец, ясачное население было освобождено на один год от уплаты подушного налога.

Как известно, возведение с изустного разрешения Екатерины II в Казани в 1767 году двух каменных мечетей вблизи православных церквей вызвало в 1771 году напряженность между татарами и местным архиереем. Итогом разбирательства межконфессиональной ситуации в Казани стал указ от 17 июня 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам», впервые провозгласивший принцип веротерпимости к исламу в Российской империи. Законодательный акт сыграл весомую роль в формировании толерантных принципов государственно-исламских отношений в поликонфессиональных поселениях — прежде всего в городской местности, где мусульмане составляли меньшинство.

Разрешив строить каменные мечети, Екатерина II, сама того не ведая, упразднила сенатский указ от 8 августа 1750 года «О даровании казанским слободским татарам вместо отнятой у них из пожалованных земель им дач земли такого же количества оной из монастырских порожних земель», согласно которому они должны были переселиться на место деревни Поповка (современная Ново-Татарская слобода). Своими прошениями татары добились отсрочки переселения до августа 1751 года и переселились лишь частично. Причиной вынужденного переселения явилось устройство после пожара 1749 года на части территории Татарской слободы архиепископом Лукой Конашевичем «новокрещенской слободы», где был построен учебный комплекс с интернатом для обучения до 200 учеников из «инородцев»-христиан с целью подготовки священников.

Одновременно с закрытием «Конторы новокрещенских дел» в 1764 году Екатерина II резко увеличила ассигнование на ее содержание до 3099 рублей 90 копеек, тогда как Казанская духовная семинария, куда переводились наиболее способные ее ученики, получала в год почти в два раза меньше средств. Как видно, императрица сделала ставку на подготовку священников из «иноверцев» для продолжения христианской проповеди.

Екатерина II разработала основополагающие принципы государственно-исламских отношений, которые во многом сегодня реанимированы. Это назначение избранных прихожанами лояльных и имеющих высокие нравственные качества российских подданных после сдачи экзамена по основам ислама на духовные должности; запрещение мусульманскому духовенству политической деятельности; контроль и организация религиозно-обрядовой жизни прихожан и деятельности мулл посредством специального духовного учреждения. Поэтому начиная со времени ее правления в своих «деревенских историях» эти «указные» муллы именовали Екатерину II «Эби патша» (Бабушка-царица), а последующих русских императоров — «Ак патша» (Белый царь).

Как видно, в основе конструирования отношений с мусульманами лежал прагматизм, который привел к своеобразному договору. Он в целом соблюдался обеими сторонами: государство создает условия для исполнения религиозных обрядов, а мусульмане являются законопослушными подданными. Однако период правления Екатерины II стал лишь начальным этапом формирования цивилизованных государственно-исламских отношений. Понадобилось почти целое столетие, чтобы эти отношения приобрели некий завершенный вид и способствовали модернизации мусульманского сообщества Волго-Уральского региона.

Ильдус Загидуллин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Загидуллин Ильдус Котдусович, 1963 г. р.

  • Образование: высшее (Казанский государственный университет). Специальность: «история».
  • Место работы: Институт истории АН РТ, Отдел средневековой истории.
  • Должность: заведующий отделом средневековой истории.
  • Уч. степень: кандидат исторических наук.
  • Уч. звание: старший научный сотрудник.
  • Тема диссертации: «Татарские крестьяне Казанской губернии во второй половине XIX века (60 — 90-е гг.)». (Казань, 1992).
  • Основные научные направления исследования: аграрная история Среднего Поволжья, национальная политика царизма в отношении к татарам, исламские институты в Российской империи, история Казани.
  • Основные научные труды:

    — Перепись 1897 года и татары Казанской губернии. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2000

    — Исламские институты в Российской империи: Мусульманская община в Санкт-Петербурге. XVIII — начало ХХ вв. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003

    — Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (Европейская часть России и Сибирь). — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2006

    — Нижегородская ярмарочная мечеть — центр общения татарских и зарубежных мусульман. — Нижний Новгород: изд-во НИМ «Махинур», 2006 (В соавторстве с О. Н. Сенюткиной)

Новости партнеров