Новости раздела

«Служба 112, Лаишевское РОВД, ГАИ — вот они должны были помочь! Пусть несут ответственность!»

Громкий процесс по делу о смерти рыбака Сергея Елесина в Верховном суде РТ начался с отказа обвиняемых признавать вину

«Служба 112, Лаишевское РОВД, ГАИ — вот они должны были помочь! Пусть несут ответственность!»
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова (обвиняемые братья Ситдиковы)

Аншлагом сегодня обернулось первое заседание суда по делу об убийстве 38-летнего активиста Федерации рыболовов-любителей РТ Сергея Елесина. Родственникам погибшего и двух обвиняемых, вину которых в суде решил доказать лично прокурор Татарстана Илдус Нафиков, а также журналистам едва хватило места в просторном зале. Впрочем, председательствующий по делу судья Ильфир Салихов дал понять: если собравшиеся начнут проявлять эмоции и нарушать порядок, места в зале могут освободиться. Первым на удаление едва не нарвался один из подсудимых, передает из суда журналист «Реального времени».

Отец лаишевских «работяг» перенес инфаркт

Почему прокурор РТ Илдус Нафиков решил лично возглавить обвинение по делу об убийстве и сожжении человека — остается гадать. От комментариев он отказался, своим мнением об эффективности работы экстренных служб делиться не стал. Однако присутствие гособвинителя такого уровня безусловно сказалось на ходе процесса. Напарником Нафикова сегодня выступил прокурор отдела уголовно-судебного управления прокуратуры РТ Андрей Андронов.

Обвиняемых, напомним, тоже двое — братья Фанис и Рамис Ситдиковы, оба водители агрофирмы. «Работяги — с 4 часов утра до 10 вечера работали», — хвалил сыновей перед началом заседания их 62-летний отец Рамиль Ситдиков. На вопрос «Реального времени», часто ли сыновья садились за руль пьяными, мужчина ответил отрицательно: «Младший вообще не пил… Вот племянник родился, и они (в тот день) по чуть-чуть выпили… Не чуть-чуть уж, нормально выпили… Никогда милицией не привлекались. Работали хорошо».

В конце апреля отец обвиняемых перенес инфаркт и по состоянию здоровья решил отказаться от дачи показаний в зале суда. Адвокат одного из братьев Альберт Гатауллин представил суду для приобщения справки о состоянии здоровья Ситдикова-старшего.

«Преступного умысла не было...»

Излагая суть обвинений в убийстве и умышленном уничтожении чужого авто, прокурор Татарстана был крайне лаконичен — уложился всего в 15 минут. «Оба подсудимых сознавали общественно опасный характер своих действий и предвидели возможность наступления опасных последствий», — подытожил Илдус Нафиков.

В ответ на это старший из братьев — Рамис — заявил суду: «Причинение смерти Елесину я не признаю». «То есть вы не лишали Елесина жизни?» — уточнил судья. «Не лишал», — твердо ответил тот. Его младший брат Фанис заявил, что полностью признает лишь обвинение в умышленном сожжении машины Елесина. «По статье 105 УК РФ («Убийство») вину не полностью признаю. Преступного умысла и совместных с братом действий не было», — сказал он.

Дальше суд перешел к допросу потерпевших — вдовы и старшего брата убитого. Андрей Елесин рассказал, что утром того трагического дня — 10 октября 2015 года — передавал брату 160 тысяч рублей на покупку земельного участка в Тетеево. Поэтому поначалу, узнав об убийстве, подумал, что причиной преступления были эти деньги. «В ходе следствия стало понятно — там конфликт на дороге произошел», — объяснял брат убитого.

Судью же интересовало, почему Андрей Елесин заявил к подсудимым иск о компенсации морального вреда в размере 2 млн рублей. «Потому что брат у меня один-единственный, мы без отца росли — я ему был и отец, и брат, и сват», — отвечал потерпевший. Наталья Елесина в суде выдвигала иные аргументы: «Дочка осталась без отца. Муж был опорой для нас, любящий муж и образцовый отец, порядочный, добродушный человек, душа компании...» Вдова также заявила иск о компенсации морального вреда в 2 млн рублей, а еще просила взыскать с подсудимых 495 тысяч в счет материального ущерба — за уничтоженный автомобиль и сгоревшие вместе с ней авторадар и 2 мобильных телефона супруга.

Отец обвинил следствие, судья предъявил «желтую» карточку

После этого сторона обвинения заявила ходатайство об оглашении показаний свидетеля-отказника — отца обвиняемых, который общался со следователем 13 октября и 17 ноября 2015 года. Против этого неожиданно выступил Фанис Ситдиков: «Вы же видите, человеку плохо!» Впрочем, показания все же были оглашены, а затем гособвинитель Андрей Андронов решил выяснить, почему ответы Рамиля Ситдикова расходятся и какие показания точнее.

Ситдиков-старший, заняв место за свидетельской трибуной, сказал, что все общение со следователями заключалось в его ответах «да» или «нет». Потом заявил: так переживал за детей, что его «неделями трясло». И, наконец, обвинил следователей в давлении. Когда же судья Ильфир Салихов стал предлагать свидетелю либо дать четкий ответ, либо отказаться от показаний, Ситдиков-старший со словами «Сейчас упаду я, голова кружится… Можно выйти...» покинул трибуну не слишком уверенным шагом.

В это время младший из его сыновей вскочил со скамьи подсудимых и пытался что-то сказать. Судья несколько раз повторил: «Ситдиков, сядьте!», а потом сделал официальное предупреждение: следующее нарушение порядка в зале заседания и неподчинение председательствующему судье обернется удалением. Ранее об угрозе удаления в случае выкриков с места, а также несанкционированной фото- и видеосъемки Салихов уведомил и всех присутствующих в зале заседания. И попросил приставов пресекать нарушения.

Как позже пояснил «Реальному времени» прокурор Андрей Андронов, суд действовал в рамках закона и в некоторых случаях судебные процессы приходится проводить без участия подсудимого, нарушением права на защиту это не является. «А что делать, если, скажем, подсудимый кричит на людей, ругается матом? Процесс проводят без него — приглашают только на допрос и оглашение приговора», — говорит Андронов.

Впрочем, сегодняшнее заседание обошлось без удалений. Арест обвиняемых был продлен до 15 июля. Следующее заседание назначено на завтра. Друзей и близких убитого впечатлили строгость судьи и отказ подсудимых признавать вину. «Какой бы срок им не дали — этого будет мало», — считает президент Федерации рыболовов-любителей РТ Нияз Ахмедов. Мать погибшего Нина Елесина уверена — под суд пошли не все виновники:

Служба 112, Лаишевское РОВД, ГАИ — вот они должны были помочь! Как это ГАИ не увидело, когда его убивали — в 100 метрах от дороги?! Раз поступило такое сообщение, что убивают человека — должны везде были смотреть!.. А они что — в Лаишевском РОВД взял трубку один, передал другому. Теперь их с работы убрали — а нам от этого легче?!.. Пусть несут ответственность!

Ирина Плотникова, фото и видео автора

Новости партнеров