Новости раздела

Андрей Большаков: «Мы видим полностью развернутую избирательную кампанию. Это непривычно»

По мнению известного татарстанского политолога, фаворитами праймериз «Единой России» являются Александр Сидякин и Марат Ахметов

Праймериз «Единой России», в ходе которых мы увидели полноценные дебаты претендентов, доказали свою состоятельность и ознаменовали демократизацию политической системы, считает политолог, заведующий кафедры конфликтологии отделения социально-политических наук Института социально-философских наук КФУ Андрей Большаков. У кого из участников праймериз наибольшие шансы стать кандидатом в Госдуму от партии власти и в целом о перспективах нового политического института в России эксперт рассказал в интервью «Реальному времени».

Российские праймериз более конструктивные, чем в США

— Андрей Георгиевич, праймериз проводятся уже не в первый раз, но все-таки это достаточно новое явление в политической жизни России. С точки зрения эксперта — что представляют собой первичные выборы? Для чего используется эта процедура?

— Тут несколько вещей, которые нужно отметить: с одной стороны, праймериз – это процедура, известная во многих странах, прежде всего она понимается как внутрипартийное голосование. Мы знаем, прежде всего, такую страну, как США, и сейчас имеем реальную возможность сравнить. И у нас идут праймериз, и у них идут праймериз. Наши — даже более конструктивные, меньше скандалов, чем в Соединенных Штатах. Хотя там своя специфика.

Безусловно — это элемент развития внутрипартийной демократии, общественной демократии, и в этом плане предварительное голосование — очень важная вещь. Из всех политических сил, которые существуют в РФ, праймериз сумели провести (сорганизоваться, выдержать весь этот процесс) всего две структуры, причем одна с переменным успехом. Мы знаем, что вместе с «Единой Россией» проводила праймериз партия «ПАРНАС», и там все закончилось большими скандалами, рассогласованностью, например, желанием партии «Яблоко» идти отдельно. У «Единой России» мы такого не видим, видим достаточно дружное движение к выбору тех кандидатов, которых поддерживает большинство.

«Это очень открытое мероприятие, поэтому участвуют общественники, участвует ОНФ. Все это наряду с постоянным освещением в СМИ создает возможность того, что мы знаем широкий контекст первичных выборов, и соответственно видим очень прозрачную процедуру». Фото Романа Хасаева

Какие отличительные черты у праймериз «Единой России»?

— Это очень открытое мероприятие, поэтому участвуют общественники, участвует ОНФ (наиболее близкий партнер «Единой России» по политическим взглядам). Все это, наряду с постоянным освещением в СМИ, создает возможность того, что мы знаем широкий контекст первичных выборов и, соответственно, видим очень прозрачную процедуру. Если человек хочет, он может зайти на сайт, посмотреть, например, дебаты (даже в записи), может задать вопрос, поучаствовать в голосовании. Каких-либо запретительных мер нет, дебаты открыты, и всем понятна их демократичность.

Люди задают жесткие вопросы, можно увидеть разные точки зрения, альтернативу

Но по правилам дебатов на них нельзя критиковать конкурентов, не сказывается ли это на остроте споров?

— То, что было в Татарстане до этого, сводилось к тому, что люди просто себя представляли: «Вот я – Иванов, представляют такую-то партию, имею такой стаж», — рассказывали свою биографию и два-три тезиса заявляли по той сфере деятельности, которая наиболее доступна. А сегодня мы видим формат дебатов (а дебаты в последнее время у нас не часто велись), и эти праймериз — явная демократизация политической системы. Можно согласиться с теми, кто в достаточно серьезное и напряженное время, связанное с тем, что социально-экономическая ситуация сейчас не самая лучшая, пошел на то, чтобы выставлять эти проблемы напоказ, открыто их обсуждать. Поскольку мы видим, что преимущественно поднимаются как раз социально-экономические темы, и сегодня есть много острых и болезненных вопросов. Например, доходы, рост цен, стабильность рубля, здравоохранение, образование. И люди задают жесткие вопросы, и все это проходит, и можно увидеть разные точки зрения, альтернативу. Для чего дебаты, собственно, и существуют, чтобы выявить наиболее адекватную точку зрения и принять адекватное управленческое решение. В этом плане дебаты незаменимы.

— Какие вопросы стали главными в ходе дебатов на первичных выборах в РТ?

— На первичных выборах обсуждают широкий круг вопросов, содержательно на первичных выборах (дебатах) обсуждается широкий круг вопросов по развитию промышленности, продовольственной безопасности, импортозамещению, по развитию малого бизнеса, состоянию социальной сферы (здравоохранение, образование). Фактически на дебатах нет запретных тем, обсуждаются все проблемы. Для нас ближе, конечно, республиканская тематика, но обсуждается проблематика, характерная для всей России, международная обстановка. Те же пробелы импортозамещения невозможно обсудить, не затрагивая международный контекст.

Мы видим полностью развернутую избирательную кампанию

— Какие тенденции характерны для первичных выборов в Республике Татарстан?

— До этого выборы были не по полной схеме. Возьмите «президентскую» кампанию в Татарстане. Полной схемы праймериз мы не видели. Сейчас видим полную. Это, конечно, добавляет тяжести для ее организаторов. Будет полноценное голосование, голосовать могут все. Мы видим полностью развернутую избирательную кампанию. В этом, наверное, основное новшество, и это пока является для нашего избирателя непривычным. Итоги подводить рано, но скажу, что это мероприятие стало открытым процессом для множества групп, политических сил, а не только членов одной партии. «Единая Россия» очень многие социальные силы сплачивает, на этой площадке они получили возможность высказывать свою точку зрения, и не всегда она соответствует программе партии.

«До этого выборы были не по полной схеме. Возьмите «президентскую» кампанию в Татарстане. Полной схемы праймериз мы не видели. Сейчас видим полную». Фото Романа Хасаева

Насколько серьезными можно назвать праймериз, как с точки зрения конкуренции, так и с точки зрения ответственного участия?

— В настоящий момент в Татарстане порядка 70 человек, которые остались в списках и за которых люди будут голосовать. В этом списке мы видим и действующих депутатов Государственной думы, и представителей депутатского корпуса различных уровней, представителей исполнительной власти, министров Республики Татарстан, они и выдвигались, а кто-то заявил об уходе с праймериз. Это свидетельствует о серьезности процесса, серьезной конкуренции, и оказалось, что даже достаточно влиятельные люди не всегда могут справиться с общеполитическими процессами. Но поскольку такие серьезные люди участвуют, это показывает статус самого процесса.

— Как оцениваете участие молодежи?

— Очень активно участвует ОНФ и в дебатах, и во всей процедуре. Это было достаточно ожидаемо. Кроме того, вопреки расхожим утверждениям, о том, что наша молодежь не ходит на выборы, что она не интересуется – очень большое участие, с точки зрения выдвижения (в том числе независимых кандидатов от молодежи), — это безусловный плюс. Обычно мы мыслим по-другому и ругаем нашу молодежь, за то, что она неактивна в политических кампаниях.

Человек может составить себе примерный перечень кандидатов

Праймериз широко освещаются в СМИ. Нужно ли это обывателю?

— Нужно задумываться, насколько такое широкое освещение в СМИ нужно рядовому обывателю, но, с другой стороны, человек получает полную информацию, он может составить себе примерный перечень кандидатов, за кого он будет голосовать на реальных выборах, и, соответственно, пройдет определенную практику.

Единственный момент затруднений — многие люди не понимают разницу в праймериз и выборах, и считают, что это и есть настоящие выборы. Поэтому задача средств массовой информации, просьба к ним — разъяснить людям, что это первичные выборы, а дальше выборы будут реальные. Пока выборы идут в одной партии, а поскольку они достаточно широки, может создаться иллюзия, что мы уже ходили на выборы, голосовали, зачем голосовать еще раз. Нужно понимать, что настоящие выборы — осенью.

«Единственный момент затруднений – многие люди не понимают разницу в праймериз и выборах, и считают, что это и есть настоящие выборы. Поэтому задача средств массовой информации, просьба к ним – разъяснить людям, что это первичные выборы, а дальше выборы будут реальные». Фото Максима Платонова

Когда праймериз станут частью всей политической жизни страны, а не только одной партии?

— Полноценно вся система праймериз приживется в России, когда четыре парламентские партии (может быть, на этих выборах будет что-то иное), будут проводить первичные выборы. Мы видим, что из них проводит праймериз только одна. «Единая Россия» пошла на расширение круга участников и тех, кто имеет право голосовать, для того, чтобы сделать процесс более демократичным, и чтобы посмотреть своих кандидатов в реальных условиях и посмотреть их перед реальными выборами. Если сейчас они наберут большие очки, а дальше будут иметь плохие результаты на основных выборах — зачем было затевать процедуру?

КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» надо подтягиваться к этой процедуре, если они хотят по-прежнему быть парламентскими партиями и на равных участвовать в борьбе с «Единой Россией».

— Коммунисты заявляют, что они проводят партийные конференции, которые являются аналогом праймериз, действительно ли это так?

— Я думаю, что пока КПРФ не готова к реальным праймериз такого формата. Причин много — не только желание или нежелание. Многие вещи связаны с организацией, с отсутствием или присутствием лидеров, многое зависит от финансово-организационных возможностей. Поэтому на сегодня то, что коммунисты проводят конференции — да, это форма их праймериз, то, на что сегодня способна их партия. Но если мы посмотрим на данные социологических исследований, то увидим, что рейтинг популярности у «Единой России», несмотря на все кризисные явления, — близкий к двум третям населения, а у коммунистов он где подходит к 10%. Такая разница, наверное, объясняется разницей в возможностях партий, и на сегодняшний момент избиратель высказывает явное предпочтение ЕР. Если возьмем Татарстан — – у нас ЛДПР, «Справедливая Россия» не проходят в законодательное собрание, они не могут преодолеть 5-процентный барьер. С точки зрения тех исследований, которые мы проводим, есть подтверждение, что этот барьер они действительно не могут пройти.

Молодежь хорошо представлена, но вряд ли все они сразу станут депутатами

— Какие у вас есть прогнозы по результатам предварительного голосования?

— Прогнозы — вещь неблагодарная, я могу ссылаться на социологические исследования, которые мы проводим как представители экспертного совета при КФУ, и могу говорить о том, что проявились определенные лидеры в этой гонке. Среди них прежде всего хотел бы отметить Александра Сидякина. Мы знаем, что он не выходец из Татарстана, сейчас человек проявляет большую активность, очень грамотный полемист, могу сказать, что в непростых студенческих аудиториях, со студентами-политологами, которые задают очень острые вопросы Сидякин выглядел большим молодцом, это фиксирует и общественное мнение.

Тяжеловесом от татарстанской политики выступает вице-премьер Марат Ахметов, тоже человек, широко известный в республике. Сегодня он показывает аргументированность каждого тезиса, который высказывает, имеет опыт практической работы.

«Прогнозы – вещь неблагодарная, я могу ссылаться на социологические исследования, которые мы проводим как представители экспертного совета при КФУ, и могу говорить о том, что проявились определенные лидеры в этой гонке». Фото tatarstan.er.ru

Про всех не расскажешь, поэтому позволить себе только перечислить, что наиболее заметными являются и фигуры депутатов, которые ныне представляют Татарстан в Госдуме: Айрат Хайруллин, Ирек Богуславский, Марат Бариев, Ильдар Гильмутдинов — все эти люди известны и в республике и за ее пределами, имеют большой опыт работы.

Среди лидеров также можно отметить представителей ОНФ — Бикеева, Хуснуллина.

Зрелым политиком показал себя известный спортсмен Ирек Зиннуров. По всей видимости, на достойный результат могут надеяться Фаррахов — бывший министр здравоохранения РТ. Мурад Гадыльшин, имеющий значительный опыт работы в Госсовете РТ и на должности вице-мэра Казани.

Проявил себя во время праймериз Эдуард Шарафиев, который еще недавно занимал видное положение в региональном отделении партии «Справедливой России», а в настоящее время участвует в праймериз «Единой России». В Октябрьском поселении Зеленодольского района его знают неплохо и, на мой взгляд, он может рассчитывать на приличный результат в этом районе.

Можно говорить, что молодежь хорошо представлена, но вряд ли все они сразу станут депутатами, скорее, люди будут голосовать за серьезные фигуры, тех, кто имеет опыт.

— Есть ли явно слабые участники праймериз?

— Перспективы господина Чайки, который в праймериз практически не участвует, целиком зависят от высшего руководства партии «ЕР» и политической целесообразности при формировании списков и выдвижении кандидатов от партии.

— Ваши прогнозы на основные выборы?

— Я думаю, что если брать сегодняшнее положение дел и исходить из того, что ситуация не сильно ухудшится, понятно, что за процессы, которые идут, ответственна прежде всего та партия, которая находится у власти. Поэтому, если усугубится социально-экономическое положение, станет хуже, «Единая Россия» будет терять очки, но пока положение хорошее, 2/3 населения за них, и другие партии не набирают проценты, которые можно даже сравнивать с этими.

В случае потери поддержки проценты, скорее всего, будут уходить к коммунистам, можно их критиковать за многие вещи, но я бы обратил внимание на то, что эта партия — самая мощная оппозиционная структура в России. По одномандатным округам — возможны сюрпризы, но в целом доминанта будет, скорее всего, за партией власти.

Александр Третьяков

Новости партнеров