Новости раздела

Старая сказка по новому рецепту

«Золото, перина и ночная чертовщина» Флор Веско — это ретеллинг сразу нескольких сказок вперемежку с викторианским романом

Старая сказка по новому рецепту
Фото: realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Все мы любим сказки. С удовольствием слушали их в детстве. Но будучи взрослыми и перечитывая эти сказки детям, замечаем, что они полны ужаса и насилия. Волк, который съедает бабушку и Красную Шапочку. Гретель, которая убила ведьму и зажарила ее в печи. Королева, которая приказывает увести Белоснежку в лес и убить ее, вырвав сердце.

И это только адаптированные истории сказок. К примеру, в первоначальной версии Белоснежка в конце сказки надевает на Королеву раскаленные железные башмаки, а затем заставляет ее танцевать до смерти. В «Золушке» одна из сестер, чтобы надеть туфельку, отрезает себе пальцы, а другая — пятку. Со временем отношение к насилию менялось, оно становилось менее поощряемым обществом. Как результат, сказки пересматривались. Сестры Золушки просто не смогли надеть туфельку. А в современной версии «Красной Шапочки» охотники вспарывают брюхо волка, откуда выходят живые и здоровые бабушка с внучкой. В оригинале их никто не спас. Хотя вспарывание брюха животному — тоже акт насилия. Вполне вероятно, что нас может ждать еще одна адаптация.

Но вот ретеллинг не адаптирует и не сглаживает сказки. Он пересматривает их смыслы, согласно современному миропорядку. Принцессы становятся менее беззащитными, не падают в обморок на каждом шагу, не боятся опасности, а иногда спасают своих возлюбленных. Так избитый сюжет «девушка в беде» в кинематографе и литературе превращается в «юношу в беде».

realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Ретеллинг не только меняет местами героев по гендерному признаку. Это было бы слишком просто. Этот жанр литературы пытается увидеть новые смыслы в старых, известных всем историях. «Золото, перина и ночная чертовщина» Флор Веско — одна из таких книг. Начинается она со сцены, в которой мать рассказывает сказку своей дочери. Начало этой сказки очень похоже на «Принцессу на горошине». И дочка быстро на это указывает. Начинаться история может так же, как в известной всем версии, а вот события разворачиваются совсем по-другому.

Далась вам эта горошина! Думаете, раньше и правда были кареты-тыквы да волшебные бобы? А детишек находили то в розах, то в капусте? Не понимаю страсти отгораживаться от жизни овощами! Милая моя, сказка про горошину — супчик для маленьких девочек. Истинная история лорда и претенденток, проводивших ночь в его доме, — не для детских ушей.

Итак, книга Веско начинается как викторианский женский роман со сказочными элементами, к примеру, традиционным для сказок числом три (три сына, три дочери, три желания, три испытания). Дело происходит в 1813 году в Гринхеде, небольшом городке в Англии на границе с Шотландией. У четы Уоткинсов было три дочери — Маргарет, Мэри и Мэй. Миссис Уоткинс узнала от соседки, что в заброшенном замке Бленкинсоп объявился молодой наследник — лорд Хендерсон. Он неимоверно богат, «получает больше восьмидесяти тысяч фунтов стерлингов ренты». А еще он ищет себе жену, что тоже типично для сказок. Богатый принц в поисках спутницы жизни.

— Он богат? — спросила старшая.
— Он красив? — спросила средняя.
— Добрый ли он? — спросила младшая.
Ответ был известен лишь на первый вопрос, но после него два других отпадали сами собой. С доходом в восемьдесят тысяч фунтов лорд Хендерсон мог позволить себе быть косматым горбуном в прыщах с головы до пяток, дурно пахнуть и мучить котят: все равно все девушки Гринхеда мечтали бы выйти за него замуж.
realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Три юные леди Уоткинс — изящные создания с прекрасными светлыми волосами и стройной фигурой. Миссис Уоткинс вырастила их фарфоровыми и задушила своей опекой, как это часто бывает в патриархальном обществе.

Миссис Уоткинс могла гордиться своими хрупкими творениями с легкими светлыми волосами и тонкой костью, экономно прикрытой плотью. Она следила за узостью их талий и приучила говорить тихими голосками, будто с трудом протиснувшимися наружу. Девушки сродни поклаже: чем меньше занимают места, тем проще их пристроить.

В викторианской Англии, когда богатый молодой человек хотел жениться, он устраивал бал. На него стекались все девушки, претендовавшие на роль будущей супруги. Но Веско с озорством пересмотрела литературные традиции. Вместо бала претенденток ждет испытание. Будущая невеста должна провести ночь в замке Бленкинсоп в постели невероятной высоты с несколькими перинами. Привет, «Принцесса на горошине»!

Я намереваюсь жениться. Думаю, такое решение не принимают впопыхах. И чтобы правильно выбрать супругу, я придумал испытание. <...> Конечно, я мог бы предложить заинтересованным лицам примерить хрустальную туфельку или кольцо. Но мне показалось, что размер ноги или пальца — это не самое главное.
realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Сестры Уоткинс в сопровождении своей горничной Садимы отправляются в замок Лорда. Конечно, это дерзкий шаг для викторианской Англии. Поэтому хитрая миссис Уоткинс провоцирует ситуацию, в которой ее дочери по случайности вынуждены постучаться в дверь замка, чтобы попросить о помощи. Таким образом она страхуется, чтобы в будущем избежать ненужных разговоров. И, конечно, никакой горошины под перинами нет. Но есть кое-что другое. И именно это должны найти, а точнее, почувствовать кандидатки.

Но ни одна из сестер не проходит испытание. Они собирают вещи и отправляются домой. Садима выходит вместе с ними, но дворецкий Лорда ее останавливает. Она, как и другие девушки, тоже может пройти испытание. Привет, «Золушка»!

Описанное выше — лишь завязка истории. Все интересное начинается, когда известные сказки идут не по сценарию. С этого момента в повествование вплетается волшебство, которое обитает в стенах замка. Он словно живой, дышит, злится, страдает. Он извергает кровь и жижу. В какой-то момент роман Веско становится похож на хоррор или неадаптированные версии сказок Братьев Гримм, полных средневекового насилия. Но в ретеллинге главные героини не дают себя в обиду. Садима отлично обращается с оружием, а охота — любимое времяпрепровождение. Она критически мыслит и дает другому право на собственную точку зрения. Садима слишком современна для викторианской эпохи. Она видит в Лорде не богача, а привлекательного молодого человека. Надо сказать, немного странного. Но эта странность ее влечет. Во всех смыслах.

realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Кстати, о влечении. В книге «Золото, перина и ночная чертовщина» очень много телесности. Она практически во всем. В описании внешности девушек и их чувств, Веско уделяет огромное место тактильным контактам и реакциям, которые этими контактами вызваны. Под одной обложкой писательница собрала огромное количество сказок и смешала с викторианским романом, но объединяет все эти разные литературные сюжеты именно телесность. Такая запретная в начале XIX века и такая игнорируемая в сказках.

Через телесность Садима проходит период взросления. Через телесность Лорд сепарируется от матери. Через телесность оба героя находят свой внутренний стержень, свое «Я».

Книга Флор Веско «Золото, перина и ночная чертовщина» — это фантасмагорический роман, в котором мы обнаруживаем не только историю взросления, сепарацию и телесность, но и философский камень, а также немного кровавого колдовства. Привет, «Франкенштейн»! «Золото, перина и ночная чертовщина» — это старые сказки, приготовленные по рецепту XXI века.

Издательство: «Самокат»
Количество страниц:
240
Год:
2023
Возрастное ограничение:
18+

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор telegram-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура». За помощь в проведении съемки благодарим Национальную библиотеку РТ.

Екатерина Петрова
ОбществоКультура

Новости партнеров